ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ «КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ – ВАЖНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ «КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ – ВАЖНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»
При обучении младших школьников математике одно из центральных мест занимает формирование прочных навыков табличного сложения, вычитания, умножения и деления. Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строится весь начальный курс обучения математике. Необходимо добиваться, чтобы каждый ученик непременно усваивал программный материал, отведённый для данного урока, ибо все последующие знания, умения и навыки по математике формируются на основе ранее изученного учебного материала. Вычислительные навыки успешно формируются у учащихся при создании в учебном процессе определённых условий. Прежде всего это знание учеником последовательности действий, умение выделить главное, соблюдение на уроке неспешного темпа в овладении требованиями учебной программы, особенно на этапе первичного закрепления учебного материала. /
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ «КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ – ВАЖНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
«КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ – ВАЖНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»
При обучении младших школьников математике одно из центральных мест занимает формирование прочных навыков табличного сложения, вычитания, умножения и деления. Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строится весь начальный курс обучения математике. Необходимо добиваться, чтобы каждый ученик непременно усваивал программный материал, отведённый для данного урока, ибо все последующие знания, умения и навыки по математике формируются на основе ранее изученного учебного материала. Вычислительные навыки успешно формируются у учащихся при создании в учебном процессе определённых условий. Прежде всего это знание учеником последовательности действий, умение выделить главное, соблюдение на уроке неспешного темпа в овладении требованиями учебной программы, особенно на этапе первичного закрепления учебного материала. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать активный интерес у детей, продумывать положительное его подкрепление. Принципиальное значение имеет правильное распределение упражнений во времени и их разнообразие. Понятно, что на каждом уроке постоянно должны иметь место и отрабатываться навыки контроля, самоконтроля и самооценки. Обучение самоконтролю и самоконтролю должно найти место при объяснении нового материала и его закреплении, что будет сообщать процессу формирования вычислительных навыков высокую эффективность, делать их осознанными, прочными, безошибочными и способными к широкому переносу на более сложные вычислительные приёмы. Наилучших результатов в выработке умений контроля и самоконтроля при формировании вычислительных навыков добиваются те учителя, которые предусматривают и осуществляют эту работу непосредственно на самом уроке. В ходе индивидуального и фронтального опросов, в беседах с учениками учитель спрашивает детей, какими конкретно приёмами они пользуются, как рассуждают, как думают, производя определённые вычисления. Если не проводить такой работы систематически, то ученики не смогут объяснить даже свои правильные ответы. Учителю крайне нелегко будет выявить случаи, когда ученики пользуются нерациональными приёмами. В настоящее время, когда в учебном процессе весьма редко применяются технические системы контроля и самоконтроля, необходимо шире и активнее использовать традиционные индивидуальные раздаточные материалы и наглядные пособия в качестве средств обратной связи: геометрические фигуры, сигнальные карточки, разрезные цифры и знаки, сигнальные блокноты и т.д. Все эти простейшие средства обучения позволяют добиваться значительных положительных результатов. При формировании вычислительных навыков важно, чтобы учитель постоянно включал в уроки такие формы работы, которые позволяют выявлять, какими вычислительными приёмами пользуются каждый раз его ученики. В этой связи целесообразно на этапах объяснения и закрепления нового учебного материала чаще практиковать развёрнутое комментирование учителем вычислительных операций, а ученикам проговаривать вслух (про себя) только основные вычислительные приёмы, постепенно сворачивая их, записывая только необходимые промежуточные вычисления и конечный результат. Выполнение развёрнутой записи самими детьми требовать не следует. Обучение учащихся контролированию выполняемой работы должно происходить не только при формировании вычислительных навыков, но и в процессе практической реализации полученных знаний. В частности, это относится и к решению математических задач. На всех этапах решения задачи учитель добивается понимания выполняемых действий, контролирует понимание записанных математических выражений. В качестве эффективного средства самоконтроля могут выступать обратные задачи. Виды и формы контроля на уроке могут быть весьма разнообразны. Одна из интересных и необходимых форм – фиксирование учителем для себя результатов самостоятельной работы своих учеников. В основу подобной статистики можно положить фиксирование типичных ошибок, допущенных учениками в классе при выполнении самостоятельной работы. Для достижения высоких результатов обучения необходимо более полно и рационально использовать учебное и резервное время (в каждой теме есть один, два урока, предназначенных для закрепления изученного материала) и необходимо более активно подключить к учебному процессу простейшие средства обратной связи: сигнальные карточки, перфокарты, перфопапки, блок-сигналы, круги-сигналы, перекидные блокноты. Успешность формирования вычислительных навыков у младших школьников в значительной степени зависит от их умения контролировать свои вычислительные действия на уроке. В качестве внешних условий вначале выступают материализованные индивидуальные средства (счётные палочки, счёты, геометрические фигуры, ученическая линейка, наборное полотно и т.д.) и использование их при самоконтроле на этапах объяснения и первичного закрепления нового учебного материала. Обучая элементам самоконтроля на этом этапе, главное выработать у детей потребность контролировать правильность полученных результатов. Правда, не следует разрешать учащимся бесконечно долго пользоваться конкретными предметами для самоконтроля, в противном случае в классе появятся ученики, которые не смогут самостоятельно решить ни одного примера без материализованных подсказок. Каждый раз они будут призывать на помощь линейку, счёты, палочки и т.д., что является нежелательно. Этап самоконтроля с конкретными предметами должен перейти в этап самоконтроля с заместителями предметов в виде рисунков, схем, чертежей и т.д. Здесь методические усилия учителю целесообразно направить главным образом на понимание детьми соответствия между математическими записями, образцами математических выражений и их иллюстрациями в учебниках, тетрадях на печатной основе, дидактических материалах. На этом уровне ученик контролирует себя уже не линейкой, а, например, с помощью изображения числовой оси; не геометрическими фигурами, а посредством рисунков, где изображены треугольники, квадраты, круги. Достигается это следующим образом: разбором иллюстраций к образцам математических записей, раскрашиванием рисунков в соответствии с выполненными вычислительными действиями, самостоятельным составлением рисунков, схем, таблиц, чертежей к определённым математическим выражениям и др. Эти виды работы целесообразно применять на начальной стадии формирования вычислительных приёмов с постепенным уменьшением вспомогательных наглядных элементов в обучении, переходя к обучению самоконтролю, в основе которого теперь лежат закономерности, свойства арифметических действий, взаимосвязи между компонентами математических величин (2+1=3, 3=1+2, 3-1=2, 3-2=1), состав чисел. Такой вид самоконтроля принадлежит больше к этапу сформированности вычислительных приёмов, способствую доведению их до высокой степени автоматизации. Итак, главное в обучении учащихся элементам самоконтроля – научить их контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы, мысленно несколько опережая практические вычислительные действия и каждый раз обращаясь к ним при малейших затруднениях в вычислениях. Таким образом, в настоящее время достичь более осознанного и прочного формирования вычислительных навыков счёта можно при более эффективном и полном функционировании в учебном процессе всех условий успешного формирования навыков, особенно важнейших из них – условий контроля и самоконтроля на уроках математики.