Педагогический проект "Влияние использования ИКТ на развитие интереса к математике через личностно-ориентированный подход"
Педагогический проект "Влияние использования ИКТ на развитие интереса к математике через личностно-ориентированный подход"
Мечта каждого творчески работающего педагога – научить ребенка видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая жизнь каждого из них стала непрерывным открытием.
Российская педагогика и практика накопила огромный опыт в организации образовательного процесса, но все больше и больше детей проявляют свое нежелание обучаться в обычной школе. Неужели современные дети потеряли интерес к новому, необычному? Неужели они ничего не хотят знать? Конечно, нет! Понаблюдайте за ними на переменах. С каким интересом они обсуждают возможности нового мобильного телефона или радуются еще за одного из своих одноклассников, которому родители подарили компьютер. Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель:
Изучить влияние использования ИКТ на развитие интереса обучающихся к математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Влияние использования ИКТ на развитие интереса к математике через личностно-ориентированный подход" »
Влияние использования ИКТ на развитие интереса к математике через личностно-ориентированный подход
(Плотникова В.И.- преподаватель математики)
2014
«…ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет».
К.Д.Ушинский
Мечта каждого творчески работающего педагога – научить ребенка видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая жизнь каждого из них стала непрерывным открытием.
Российская педагогика и практика накопила огромный опыт в организации образовательного процесса, но все больше и больше детей проявляют свое нежелание обучаться в обычной школе. Неужели современные дети потеряли интерес к новому, необычному? Неужели они ничего не хотят знать? Конечно, нет! Понаблюдайте за ними на переменах. С каким интересом они обсуждают возможности нового мобильного телефона или радуются еще за одного из своих одноклассников, которому родители подарили компьютер. Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель:
Изучить влияние использования ИКТ на развитие интереса обучающихся к математике.
Объект исследования:
Процесс обучения математике обучающихся 1-2 курсов.
Предмет исследования:
Развитие личности обучающихся, его познавательных и созидательных способностей через личностно-ориентированный подход с помощью ИКТ.
Именно через личностно-ориентированный подход учитель способен не только донести до каждого ученика определенный объем знаний, умений и навыков, но и подготовить школьников к жизни, а также способствовать становлению человека, обретения им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого накала. Цель его – заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, необходимые для формирования самобытной личности, способной к продуктивному взаимодействию с людьми, природой, культурой.
Ожидаемые результаты:
Использование ИКТ на уроках математики позволит:
усилить мотивацию и дифференциацию обучения;
развить логическое мышление и пространственное воображение, алгоритмическую культуру, критичность мышления;
привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
повысить познавательный интерес к предмету;
создать условия для самореализации личности во внеурочной деятельности;
способствовать формированию ИКТ компетентности.
Задачи:
Проанализировать состояние проблемы использования ИКТ в учебном процессе в психолого-педагогической, научно-методической литературе.
Установить важнейшие показатели психолого-педагогических особенностей обучающихся.
Определить конструктивные особенности применения ИКТ для повышения интереса к математике через личностно-ориентированный подход.
Разработать модель методической системы обучения с применением ИКТ.
Экспериментально проверить эту модель.
В ходе работы над проектом мною было прочитано и проанализировано много статей, научно-популярной литературы, посвященной использованию ИКТ в учебном процессе. Роль ИКТ в образовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ.
Информатизация в обучении является составляющей частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволяет создать комфортные условия обучения, такие, при которых ученик почувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает сам процесс обучения более продуктивным.
По данным исследований в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Введение ИКТ в учебный процесс раскрывает перед учеником большие возможности. Именно поэтому данная проблема актуальна, т.к. все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Таким образом, актуальность данного педагогического проекта состоит в следующем:
В создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому ученику занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность.
В формировании опыта работы по применению ИКТ в образовательном процессе.
В разработке методических рекомендаций, способствующих совершенствованию учебных знаний, умений, навыков, а также разработка внеклассных мероприятий по математике, позволяющих развивать способности каждого школьника.
Сроки проведения педагогического проекта: 2013-2014 учебный год
1 этап. Определение «зоны ближайшего развития» для каждого ученика.
2 этап. Стимулирование интереса обучающихся к математике посредством ИКТ.
3 этап. Совершенствование способностей обучающихся через личностно- ориентированный подход на основе ИКТ.
4 этап. Подведение итогов, формирование выводов.
Тема моего проекта базируется на личностно-ориентированном подходе в обучении. Под термином «личностно-ориентированный подход» понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждым учеником и в зависимости от индивидуальных особенностей ученика совершенствовать их.
Для реализации личностно-ориентированного подхода требуется учитывать:
Изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.
Учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач.
Стимулировать самостоятельность выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
Реализовать личностно-ориентированный подход мне помогают информационно-коммуникационные технологии, позволяющие:
Сделать процесс обучения интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров.
Эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях.
Индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы.
Раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки.
Самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.
Осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Повысить эффективность урока, сделать урок более динамичным, увлекательным.Интерактивная доска улучшает восприятие материала. Работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии, а также преподносить новую информацию, стимулировать обсуждение темы и процесс выдвижения новых идей.
Педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность, в их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности, они позволяют достичь свободы творчества участников образовательного процесса.
В ходе проведения эксперимента использовала следующие методы исследования:
Изучение психолого-педагогической характеристики обучающихся (совместно с психологом) данный вид работы помог мне ориентироваться на каждого ученика, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития, а также создать условия, облегчающие процесс обучения).
Диагностика результативности умений и навыков каждого обучающегося и класса в целом по каждой изученной теме (анализирую результат и планирую дальнейшую деятельность с каждым учеником и классом в целом, это позволяет мне своевременно оказать помощь ученику в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий, убеждать ученика, что и ему посилен успех в обучении математике, через решенную им самим задачу).
Анкетирование обучающихся и их родителей ( с целью выявления потребности в использовании новых информационных технологий).
Методическая система:
Компоненты процесса обучения (Схема).
Плюсы обучения с использованием компьютера:
обучающийся может вернуться к предыдущему компоненту
индивидуализация обучения
увеличение скорости и качества усвоения материала
увеличение практической ценности получаемых знаний
Использование компьютера на уроках математики наиболее эффективно
При проведении устного счета
При изучении нового материала
При проверке фронтальных самостоятельных работ
При решении задач обучающего характера
При организации исследовательской деятельности
Мой кабинет оснащен интерактивной доской, которая предоставляет уникальную возможность для работы и творчества и легка в управлении, т.к. достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Преимущества использования интерактивной доски:
Обеспечение более ясной , эффективной и динамичной подачи материала.
Развитие мотивации благодаря разнообразному увлекательному использованию ресурсов.
Возможность для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
Обеспечение хорошего темпа урока.
Возможность сохранения использованных файлов для организации повторения изученного материала.
Упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов.
Многократное использование разработанных материалов.
Стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.
Компьютер и здоровье:
Работая с компьютерами, не стоит забывать о здоровье детей. Необходимо не только чередовать виды деятельности на уроке, но и выполнять упражнения, позволяющие снимать напряжение с глаз и расслаблять мышцы спины.
Упражнения для глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. (4-5 раз)
Упражнения для укрепления осанки.
Правую руку поднять и сцепить замком за спиной, прогнуться назад. Поменять руки.
Руки сцепить замком перед собой и потянуться вперед. Затем развести руки в стороны, расслабиться.
Выполнить наклоны вправо, влево, положив руки на пояс.
Опереться спиной о спинку стула, руки сцепить снизу (за спинкой стула) и потянуть плечи назад.
Наклоны головы вперед-назад, влево-вправо.
Результативность:
1. Результаты анкетирования
2. Результаты анкетирования родителей по отношению к предмету.
№
Удовлетворяют ли Вас сегодня результаты обучения вашего ребенка по математике? (%)
Вызывает ли у Вашего ребенка интерес обучение математики? (%)
Как Вы считаете знания Вашего ребенка улучшились по предмету? (%)
Часто ли у Вашего ребенка возникают трудности с домашним заданием? (%)
Как Вы считаете, будет ли будущая профессия Вашего ребенка связана с математикой? (%)
да
нет
да
нет
да
нет
да
нет
иногда
да
нет
1 курс
78
22
84
16
86
14
25
32
43
72
28
2 курс
80
20
82
18
78
22
30
28
42
68
32
3. Динамика уровня качества знаний обучающихся
4. Уровень сформированности базовой ИКТ компетентности обучающихся.
Динамика среднего тестового балла.
Выводы:
Проанализировано состояние проблемы использования ИКТ в учебном процессе в психолого-педагогической, научно-методической литературе.
Установлено, что важнейшими показателями психолого-педагогических особенностей обучающихся является: - характер мыслительной деятельности, -характер познавательной деятельности, -степень руководства учителя деятельностью обучающихся.
Определены конструктивные особенности применения ИКТ для создания условий самостоятельной деятельности обучающихся на уроке математики.
Разработана и экспериментально проверена модель методической системы обучения с применением ИКТ.
Установлено, что при обучении математике необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход.
Повысился интерес к предмету, показатели качества знаний повысились.
Литература:
Бетин О.И. Информатизация региональной системы образования – приоритетное направление образовательной политики. Информатика и образование. – 2001 - №4. с.96.
Далингер В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии. Информатика и образование. – 2002 - №3. с.96.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: «Учитель», 2006.