kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педсовет на тему"Развитие познавательной активности учащихся на предметах естественно-научного цикла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе подготовки к педсовету были изучены условия для развития познавательной активности учащихся.На педсовете представлен опыт учителей по применению различных методов и форм для повышения познавательной активности на уроках естественно-научного цикла 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педсовет на тему"Развитие познавательной активности учащихся на предметах естественно-научного цикла"»


Педсовет «Активизация познавательной деятельности учащихся 

на уроках естественно-научного цикла»

 

«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума,

интерес к серьезной  интеллектуальной работе,

 самостоятельность как личную черту, вселить в

них радость творчества , то создавай такие

условия , чтобы искорки их мыслей образовали

царство мысли , дай им возможность

 почувствовать себя в нем властелинами»

  Ш. А. Амонашвили


Задачи:


  • Рассмотреть условия для проявления познавательной активности учащихся на уроке

  • Используя практический опыт учителей, показать использование различных форм и методов для повышения познавательной активности учащихся на уроках естественно-научного цикла.

 


Тема педсовета выбрана неслучайно. В условиях модернизации образования остаются высокими требования к повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения, профессиональной деятельности учителя.

Поэтому проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Познавательный интерес—это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников — показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся; призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями, умениями.

Каковы же аспекты методики познавательного интереса?

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

привлечение учащихся к целям и задачам урока;

возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

включение учащихся в интересную для них форму работы.

Какие условия необходимы для проявления познавательной активности?

Условия, необходимые для проявления познавательной деятельности:

создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

использование проблемных ситуаций;

практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Средства достижения учителем этой цели следующие:

-использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных

способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего

ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату

(правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи);

анализировать способы решения других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих

каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естест-

венного самовыражения ученика.


Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять — осмыслить — запомнить — применить — проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, нецелесообразно разрывать этап усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление — запоминанием, восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.

Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Поэтому

Кредо учителя:

Создать из повседневного - удивительное.

О сложном говорить увлекательно, эмоционально.

Учить всему кратко, понятно, основательно.

Анализ посещенных уроков естественно-математического цикла показывает, что среди многообразия методов, наиболее часто используемые на уроках естественно-математического цикла – это метод проблемного обучения, который позволяет учащимся не только осмысливать и запоминать информацию, а и следить за логикой доказательства, за движением собственных мыслей.

С помощью эвристической деятельности учителя организуют участие детей в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы. Роль учителя в реализации этих методов состоит в «облегчении» процесса самостоятельного выполнения некоторых этапов познавательной деятельности.

На уроках, связанных с решением задач, учителя учат решать задачи по алгоритму и самим его составлять. Вошли в практику творческие домашние задания: по образцу составить свой вариант контрольной работы, а в старших классах – составление тестовой работы с выбором ответов.

Активизируют деятельность учащихся и с помощью решения нетрадиционных задач, а именно:

на уроках математики:

  • задачи с частично неправильными данными в условии;

  • задачи на поиск наиболее оригинального способа решения;

  • задачи шутливого содержания;

  • задачи на сообразительность;

на уроках физики:

  • задачи на поиск причины события;

  • задачи с расследованием криминальных дел;

  • задачи исследовательского характера;

  • задачи на определение «Кто прав в споре?»

на уроках химии:

  • расчетные задачи на знание законов;

  • экспериментальные задачи;

  • задачи на определение формул веществ по продуктам горения;

  • цепочки превращений (формульного, текстового, каскадного вариантов);

  • практические задачи;

на уроках природоведения:

  • познавательные задачи, решая которые учащиеся устанавливают связи между живой и неживой природой, моделируют различные жизненные ситуации;

на уроках биологии:

  • задачи на распознание натуральных объектов;

  • задачи, способствующие развитию логического мышления;

  • задачи, связанные с самонаблюдениями;

  • задачи, содержащие новую информацию для детей.


Все эти нестандартные задания предполагают оригинальные решения, выбор рациональных способов исследования, сравнения, а также требуют от каждого ученика высшей ступени творческой активности, гибкости мышления.

Приоритетным направлением в работе учителей математического цикла является развитие логического мышления и математической речи. Для совершенствования вычислительных навыков подбирают интересный и связанный с жизнью материал, направленный на формирование жизненных компетенций учащихся, а именно: задачи – шутки, задачи в стихах, ребусы, математические лабиринты.

Большое внимание отводится различным приемам устной работы. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. А использование методов анализа и синтеза способствует логическому мышлению учащихся.

Систему работы методического объединения естественных наук можно представить в виде таких направлений, как

  1. формирование научно-материалистического мировоззрения;

  2. практическое направление ЗУН;

  3. формирование экологической культуры;

  4. здоровьесберегающие технологии.


Практическая направленность реализуется при решении задач в природных условиях –

определение сторон горизонта, фенологические наблюдения (листопад, распускание почек, поведение птиц);

на практических работах по природоведению, ботанике – на примере изучения условий проращивания семян;

растворимости веществ – на примере продуктов питания.

Формирование экологической культуры происходит при защите проектов экологической направленности («Изучить экологическое состояние своего района или квартала»).

Здоровьесберегающие технологии находят применение при выполнении домашних практических работ на влияние физической нагрузки на частоту сердечной мышцы, при изучении индивидуальных особенностей работы анализаторов слуха, зрения; при закреплении правил техники безопасности по работе с химикатами в домашних условиях.

Для систематизации знаний учителя физики, химии, биологии используют в своей работе инструктивные карты, которые позволяют ребенку, особенно хорошо успевающему, не ждать указаний учителя, а двигаться в получении знаний вперед, а слабому ученику постепенно приводить свои знания в систему.

Для соотношения новой информации с системой прежних знаний учителя физики, химии, биологии проводят на уроках работу с обобщающими таблицами, с помощью которых пользуются приемом сравнения.

Для того, чтобы у ученика была достаточность опорных знаний, без которых он не может продвинуться в учении учителя используют работу с опорными конспектами. Опорные конспекты позволяют ученику составить план изучения темы, а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал в следующих классах. Их составляют вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы. Опорные конспекты, схемы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.

Для того, чтобы проверить и скорректировать знания учащихся по какой либо теме, применяются карточки-тесты. Они позволяют увидеть учителю степень обученности учащихся, их уровневую подготовку. Содержание тестовых заданий и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.

Работая в старших классах, учителя практикуют лекции. На начальном этапе проведения лекции обучают умению слушать и воспринимать информацию, анализировать, обобщать, выделять наиболее существенные моменты в ходе лекции, составлять конспект.

В своих лекциях используют элементы занимательности – одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-популярной литературы. Чтение лекций сопровождается необходимыми записями опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомят с противоречиями в науке, жизни и деятельности ученых.

Как правило, в ходе лекции создают проблемные ситуации – это прием, при помощи которого удается организовывать творческое применение информации, правильно сделать выводы.

Важную роль имеет физический и химический демонстрационный эксперимент, который способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, устанавливать причинно-следственные связи. На уроках физического практикума учителя формируют у учащихся практические умения и умения рационального использования учебного времени; развивают самостоятельность, дают возможности проведения работ исследовательского характера.

Для организации экологически ориентированной деятельности школьников учителя естественного цикла используют такую форму организации, как проекты. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную и групповую. При этом используют разнообразные виды деятельности: исследовательская, познавательная, эстетическая, коммуникативная.

Главная задача учителей при организации проектной деятельности учащихся заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала, даже не в результатах этой работы, сколько в создании у учащихся положительной мотивации, побуждению их к поиску.

Элементы дидактических игр и игровых моментов делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей бодрое настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Так широко используются игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, математические, физические гонки, «почемучки», «перевертыши», «исключи лишнее», «поймай ошибку», эстафеты, «да-нетка».

Сама организация таких игровых ситуаций подводит учащихся к необходимости творчества, способствует выработке определенного позитивного отношения к предмету.

Большую роль в формировании познавательных интересов играет использование интерактивных методов обучения. Одним из интерактивных методов, используемых в практике работы, является метод конкретных ситуаций. В результате использования данного интерактивного метода учащиеся учатся оперативно мыслить, анализировать ситуацию, вырабатывать самостоятельные решения кратко и четко.

В ходе подготовки к педсовету был проведен мониторинг уровня знаний учащихся 1-11-классов по предметам естественно-математического цикла. Анализ результатов мониторингового исследования предметов естественно-математического цикла дает возможность сделать выводы об уровне сформированности ЗУН учащихся по этим предметам (смотреть слайды из презентации),



то становится очевидным низкое качество знаний по физике.

В сравнении с годовой оценкой за 2010 -2011 учебный год снизилось качество знаний по химии с 79% до 42%, по географии – с 91% до 74%, по биологии с 90% до 65%.


Сравнительный анализ результатов 2010-2011 и 2011-2012 уч.г. показывает, что качество знаний снизилось в начальной школе по математике и природоведению,

в 5-11 классах- по химии, физике и природоведению


.Пробелы в знаниях и умениях обусловлены следующими причинами:

- однообразные уроки утомляют, перестают быть интересными, про это свидетельствуют анкеты учащихся

- преобладают репродуктивные формы работы;

- не уделяется должного внимания слабым ученикам;

- недостаточно внедряются активные методы обучения, а именно исследовательский эксперимент, где учащиеся могут проявить высокий уровень познавательной активности.

-не выполняется главный критерий урока: включение в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей.

Результаты диагностики психологов (презентация)


Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать  познавательные интересы  учащихся в процессе обучения. Оно  состоит в умении  сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным , а способы познавательной деятельности  учащихся разнообразными , творческими , продуктивными.

Так где же истоки учебной мотивации? На какие «рычаги» нужно «нажимать» учителю, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться для того, чтобы побуждать школьника к учебному труду?

Выступления учителей по развитию познавательного интереса

1.Основным заданием педагога на каждом уроке является активизация познавательной деятельности. Потому каждый раз, обдумывая урок, учитель сначала решает принципиальные задания, как рациональнее организовывать передачу нового материала – сообщение, эвристическая беседа, открытие, размышления, решение проблемы, самостоятельная работа.

Необходимо каждый урок преобразовывать в урок общения, мышления, диалог.

«Формирование познавательных интересов в обучении при изучении нового материала на уроках природоведения» (нач.школа Тарасова Юлия Анатольевна)

«Развитие познавательных интересов в обучении при изучении нового материала на уроках физики» (Касьянова И.В.)

2.Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью.

Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.

«Формирование познавательных интересов при организации самостоятельной работы» (нач. шк.Диденко Елена Викторовна)

Усилиями учителя-энтузиаста Спицина Н.В. внедряются новые разработки, позволяющие ученикам выйти после окончания курса за пределы школы максимально подготовленными к жизни.

«Развитие познавательных интересов при организации самостоятельной работы» (Спицын Николай Вадимович)

3.Проблемное обучение, а не преподавание готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.

«Формирование познавательных интересов при организации проблемного обучения» (нач. школа Сабадаш Алла Ивановна)

(Никишина Анжела Александровна)

4.В процессе учебной деятельности школьника , большую роль играет, как отмечают психологи, уровень развития познавательных процессов:внимания,восприятия,наблюдения,воображения,памяти,мышления.Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективно при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

«Развитие познавательных способностей на уроках математики» (нач. школа Каражова Н.Н.)

.Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала. Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение сознания собственного роста.

«Использование геометрического материала для развития познавательных способностей» (Никишина И.В.)

«Развитие познавательных способностей на уроках математики»(Тучина А.Ю.)

5.Важную роль на уроках естественного цикла играет проведение практических и лабораторных работ. Предметы этого цикла дают учащимся уникальную возможность изучать окружающий мир не по картинкам, а с реальными объектами природы. Мы лучше запоминаем то, что потрогаем руками, то что проделали сами, пусть и с подсказкой учителя.

Неважно, что ребенок на уроке делает открытие того, что открыли до него сотни людей, для него это здесь и сейчас, а значит, это его открытие.

«Развитие познавательных интересов при выполнении практических и лабораторных работ» (опыт учителя химии и биологии Масловской С.В.)

6. Развитие критического мышления – это очень важный аспект не только в обучении, а и в повседневной жизни. Научить детей мыслить критически – значит правильно ставить вопросы, направлять внимание в нужное русло, учить делать выводы и находить решения. Для того, чтобы каждый ребенок мог развивать свои творческие возможности, необходимым является разумное руководство со стороны учителя.

«Развитие познавательных интересов на основе критического мышления» (Кузовкова С.Г.)

7. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

«Развитие познавательных интересов на уроках географии с помощью активных форм работы, с использованием занимательного материала» (Бурлаченко К.В.)

8. Информационную грамотность считают одной из основных компетентностей личности. Современный школьник должен понимать, насколько важно владеть информацией, сохранять ее, систематизировать и передавать. Посмотрим, как воспитывает информационную культуру у детей Денисенко Е.Н.

Таким образом,

1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и

повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения,

можно добиться развития познавательного интереса к предмету.

2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся,

как сильных по успеваемости, так и слабых.

3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе

способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся.

4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда,

когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это

мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации

познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении

каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.

Задача педагога  научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения,

 Но  если мы не  научимся или не захотим этого делать, то 

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».











  Памятка по  по формированию познавательного интереса:

1.       совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

2.      выбор средств, адекватных цели;

3.      учет возрастных особенностей школьников;

4.      выбор действия в соответствии с возможностями ученика; познавательный интерес учащихся»

5.      использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

6.      нестандартная форма проведения уроков;

7.      создание ситуации успеха;

8.      создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

9.      использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

10.  эмоциональная речь учителя;

11.  использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

12.  применение поощрения и порицания;

13.  вера учителя в возможности ученика;

14.  формирование адекватной самооценки учащихся;

15.  стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

16.  оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.


































Анализ данной проблемы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации:

  1. Успех в работе по развитию познавательной и творческой активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.

  2. В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия развития познавательной и творческой активности.

  3. Учитель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.

  4. Работая над развитием познавательной и творческой активности учащихся, учителю следует много внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.

  5. Важным педагогическим условием развития познавательной и творческой активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью.

  6. Для решения задачи развития познавательной и творческой активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность).

  7. В комплексе педагогических условий и средств развития познавательной и творческой активности учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.

  8. Для решения задачи развития познавательной и творческой активности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае, возможно, научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.

  9. Подчеркивая достоинства предлагаемых нами условий развития познавательной и творческой активности учащихся, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно-сообщающее. Значительная часть знаний, особенно когда учебный материал является достаточно сложным, может и должна быть получена учащимися с помощью традиционных методов. Наше исследование показало, что успех в решении задачи развития познавательной и творческой активности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.



 


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лягущенко Елена Николаевна

Дата: 01.10.2020

Номер свидетельства: 558901


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1440 руб.
2400 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1600 руб.
2660 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства