Открытое занятие в детском объединении "Живая логика"
Открытое занятие в детском объединении "Живая логика"
Открытое занятие в детском объединении дополнительного образования "Живая логика"Цель занятия: закрепить знания, умения и навыки воспитанников по определению квадратных уравнений, решению квадратных уравнений и задач с помощью квадратных уравнений, теорему Виета.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
Развивающие: формировать учебно – познавательные навыки по работе с дополнительным материалом, развивать логическое мышление, внимание, общеучебные умения;
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, активность, мобильность, взаимопомощь, умение общаться.
Тип занятия: комплексное.
Оборудование:
Компьютер
Слайды с ответами
Раздаточный материал:
Индивидуальные карточки, карточки с заданиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие в детском объединении "Живая логика" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»
План – конспект открытого занятия в детском объединении «Живая логика»
Тема: «Уравнения и неравенства. Решение квадратных уравнений»
Дата проведения: 13марта 2014 г.
Автор: педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД ЦВР
Терентьева В.П.
г. Нефтекумск Ставропольский край
Цель занятия: закрепить знания, умения и навыки воспитанников по определению квадратных уравнений, решению квадратных уравнений и задач с помощью квадратных уравнений, теорему Виета.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
Развивающие: формировать учебно – познавательные навыки по работе с дополнительным материалом, развивать логическое мышление, внимание, общеучебные умения;
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, активность, мобильность, взаимопомощь, умение общаться.
Тип занятия: комплексное.
Оборудование:
Компьютер
Слайды с ответами
Раздаточный материал:
Индивидуальные карточки, карточки с заданиями.
План занятия:
Организационный момент.
Основная часть.
Из истории квадратных уравнений.
Математическая разминка.
Блиц-турнир.
Физминутка.
Буквоград.
Теорема Виета.
Знакомство с приёмом устного решения некоторых квадратных уравнений.
Рефлексия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
а) представление педагогов, присутствующих на занятии;
б) представление обучающихся и руководителя объединения;
в) объявление темы, цели и формы проведения занятия.
2.Основная часть занятия.
Ребята, у вас на столах лежат карточки. Сегодня вы будете работать в них, а для оценивая меняться карточками. Так мы с вами сможем оценить друг друга и понять кто лучше усвоил данную тему.
Из истории квадратных уравнений.
Ребята, квадратные уравнениявстречаются уже в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский ученый, Брахмагупта (VII в.), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой канонической форме:
, а 0. (1)
В уравнении (1) коэффициенты, кроме а, могут быть и отрицательными. Правило Брахмагупты по существу совпадает с нашим.
В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Задачи часто облекались в стихотворную форму.
Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары.
«Обезьянок резвых стая А двенадцать по лианам... Всласть поевши, развлекалась. Стали прыгать, повисая...
Их в квадрате часть восьмая Сколько ж было обезьянок,
На поляне забавлялась. Ты скажи мне, в этой стае?»
Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратных уравнений. Соответствующее задаче уравнение
Бхаскара пишет под видом
и, чтобы дополнить левую часть этого уравнения до квадрата, прибавляет к обеим частям 322, получая затем:
А формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Этот объемистый труд, в котором отражено влияние математики как стран ислама, так и Древней Греции, отличается и полнотой, и ясностью изложения. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из «Книги абака» переходили почти во все европейские учебники XVI—XVII вв. и частично XVIII.
Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду
при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b, с было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М. Штифелем.
Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в XVI в. учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н. э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения:
Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены.
Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.
Вот видите, ребята, ещё в древности математики скурпулёзно изучали решения квадратных уравнений.
Давайте попытаемся ответить на несколько вопросов.
4. Математическая разминка.
Знаете ли вы, ребята, что обозначает слово «блиц-турнир» и с какого языка оно к нам пришло? Для ответа на этот вопрос решите уравнение и по таблице определите:
2x2-7x+6=0
Язык
Корни уравнения
Греческий
-2; 1,5
Латинский
3; 4
Английский
-1,5;2
Немецкий
1,5; 2
Французский
-3; 4
5. Блиц - турнир.
Теперь, когда вы узнали, что слово «блиц» пришло к нам из немецкого языка, давайте, определим, что оно означает в переводе на русский язык. Для этого решите неполные квадратные уравнения и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.
0
-3,5;4
Решений нет
0; -;
м
о
л
н
и
я
3х2 +27 = 0; решений нет Н
2 = 7х2 + 2; 0; О
4 х2 + х = 0; 0; -; Я
9х2 – 4 = 0; М
0,5х2 – 32 =0; И
(х – 4)(2х + 7) = 0 -3,5;4 Л
Итак, «блиц-турнир» - blizturnier – это молния. И у нас «блиц-турнир». Сейчас я диктую вам уравнения, вы пишите решение самостоятельно в тетрадь. Кто не успел, тот пишет « - ».
1. х2 = 36 х = ± 6
2. х2 = 17 х = ±
3. х2 = - 49 решений нет
4. 3х2 = 27 х = ± 3
5. х2 = 0 х = 0
6. (х – 2)2 = 9 х = - 1; х = 5.
А теперь поменялись карточками и каждый правильный ответ оценим 1 баллом.
6. Физминутка.
А сейчас, ребята, надо немножко отдохнуть.
Отвели свой взгляд направо,
Отвели свой взгляд налево,
Оглядели потолок,
Посмотрели все вперёд.
Раз – согнуться – разогнуться,
Два ─ согнуться – потянутся,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Пять и шесть тихо сесть.
7. Буквоград. Проанализируйте высказывания. Зачеркните в таблице буквы, обозначающие ложные высказывания (номер высказывания совпадает с порядковым номером буквы). Из оставшихся букв получите слово.
1. Уравнение x2+9=0 имеет два корня.
2.В уравнении x2-2x+1=0 единственный корень.
3. В уравнении x2-5x+3=0 сумма корней равна - 5.
4. В уравнении x2+3x=0 один из корней – отрицательное число.
5. В уравнении x2=0 дискриминант равен 0.
6. Уравнение x2-8x-3=0 не имеет корней.
7. Корнями уравнения x2-100x+99=0 являются числа 99 и 1.
8. Произведение корней уравнения x2-11x+9=0 равно - 9.
9. Корни уравнения x2 – 0,16 = 0 равны .
10. Уравнение x2-9x+8=0 является неполным.
11. Если дискриминант уравнения – число отрицательное, то уравнение не имеет корней.
12. Корни уравнения x2-4х =0 являются противоположными числами.
13. Уравнение x2 =0 имеет один корень.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
М
О
Д
Т
Л
Р
И
К
Ч
Г
Н
А
О
В результате вычёркивания букв должно получиться: ОТЛИЧНО.
8. Теорема Виета.
Франсуа Виет.
В стихотворении «Теорема Виета» поэт Александр Гуревич описал формулировку теоремы Виета:
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни – и дробь уж готова:
В числителе , в знаменателе
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта, что за беда –
В числителе , в знаменателе
То есть, Надо установить связь между
и ; ,
и . .
Итак,
Теорему Виета применяют для решения квадратных уравнений, где или . Это дает значительное преимущество для быстрого получения ответа.
Если в уравнении , то один из его корней 1, а другой .
Если в уравнении , то один из его корней – 1, а другой
9. Знакомство с приёмом устного решения некоторых квадратных уравнений.
Давайте попробуем устно решить уравнения с помощью теоремы Виета.
Ставим друг другу баллы.
Итак, мы научились применять теорему Виета и обратную ей для уравнений вида и Но также теорему Виета можно применять для решения уравнений.
Давайте решим задачу. Периметр прямоугольника 62 м, его площадь 210 м2. Найти его стороны.
Эту задачу мы с вами решали с помощью составления квадратного уравнения. Сейчас разберем другой способ решения этой задачи с помощью теоремы, обратной теореме Виета.
Пусть x1и x2 стороны прямоугольника, то
По теореме, обратной теореме Виета, получаем:
.
Решая это уравнение, получаем, что его корни 21 и 10.