kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие в детском объединении "Живая логика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие в детском объединении дополнительного образования "Живая логика"Цель занятия:  закрепить знания, умения и навыки воспитанников по определению квадратных уравнений, решению квадратных уравнений и задач с помощью квадратных уравнений, теорему Виета.

     Задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.

 

  • Развивающие: формировать учебно – познавательные навыки по работе с дополнительным материалом, развивать логическое мышление, внимание, общеучебные  умения;
     
  • Воспитательные: воспитывать интерес к математике, активность, мобильность,  взаимопомощь, умение общаться.

 

Тип занятия: комплексное.

     Оборудование:

  • Компьютер
  • Слайды с ответами
  • Раздаточный материал:

 Индивидуальные карточки, карточки с заданиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие в детском объединении "Живая логика" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»











План – конспект открытого занятия в детском объединении «Живая логика»




Тема: «Уравнения и неравенства. Решение квадратных уравнений»










Дата проведения: 13марта 2014 г.

Автор: педагог дополнительного

образования МБОУ ДОД ЦВР

Терентьева В.П.











г. Нефтекумск Ставропольский край


Цель занятия: закрепить знания, умения и навыки воспитанников по определению квадратных уравнений, решению квадратных уравнений и задач с помощью квадратных уравнений, теорему Виета.

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.


  • Развивающие: формировать учебно – познавательные навыки по работе с дополнительным материалом, развивать логическое мышление, внимание, общеучебные умения;

  • Воспитательные: воспитывать интерес к математике, активность, мобильность, взаимопомощь, умение общаться.


Тип занятия: комплексное.

Оборудование:

  • Компьютер

  • Слайды с ответами

  • Раздаточный материал:

Индивидуальные карточки, карточки с заданиями.


План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть.

  3. Из истории квадратных уравнений.

  4. Математическая разминка.

  5. Блиц-турнир.

  6. Физминутка.

  7. Буквоград.

  8. Теорема Виета.

  9. Знакомство с приёмом устного решения некоторых квадратных уравнений.

  10. Рефлексия.


Ход занятия:

1. Организационный момент.

а) представление педагогов, присутствующих на занятии;

б) представление обучающихся и руководителя объединения;

в) объявление темы, цели и формы проведения занятия.

2.Основная часть занятия.

Ребята, у вас на столах лежат карточки. Сегодня вы будете работать в них, а для оценивая меняться карточками. Так мы с вами сможем оценить друг друга и понять кто лучше усвоил данную тему.

  1. Из истории квадратных уравнений.

Ребята, квадратные уравнения встречаются уже в астроно­мическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индий­ским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский ученый, Брахмагупта (VII в.), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой канонической форме:

, а 0. (1)

В уравнении (1) коэффициенты, кроме а, могут быть и отри­цательными. Правило Брахмагупты по существу совпадает с на­шим.

В Древней Индии были распространены публичные соревно­вания в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек зат­мит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая ал­гебраические задачи». Задачи часто облекались в стихотворную форму.

Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары.

«Обезьянок резвых стая А двенадцать по лианам...
Всласть поевши, развлекалась. Стали прыгать, повисая...

Их в квадрате часть восьмая Сколько ж было обезьянок,

На поляне забавлялась. Ты скажи мне, в этой стае?»

Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузнач­ности корней квадратных уравнений. Соответствующее задаче уравнение

Бхаскара пишет под видом

и, чтобы дополнить левую часть этого уравнения до квадрата, прибавляет к обеим частям 322, получая затем:

А формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написан­ной в 1202 г. итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Этот объемистый труд, в котором отражено влияние математики как стран ислама, так и Древней Греции, отличается и полнотой, и ясностью изложения. Автор разработал самостоятельно некото­рые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга спо­собствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из «Книги абака» переходили почти во все европей­ские учебники XVI—XVII вв. и частично XVIII.

Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду

при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b, с было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М. Штифелем.

Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в XVI в. учитывают, помимо положительных, и от­рицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н. э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения:

Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только за­дачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены.

Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.

Вот видите, ребята, ещё в древности математики скурпулёзно изучали решения квадратных уравнений.

Давайте попытаемся ответить на несколько вопросов.

4. Математическая разминка.

Знаете ли вы, ребята, что обозначает слово «блиц-турнир» и с какого языка оно к нам пришло? Для ответа на этот вопрос решите уравнение и по таблице определите:

2x2-7x+6=0



Язык

Корни уравнения

Греческий

-2; 1,5

Латинский

3; 4

Английский

-1,5;2

Немецкий

1,5; 2

Французский

-3; 4

5. Блиц - турнир.

Теперь, когда вы узнали, что слово «блиц» пришло к нам из немецкого языка, давайте, определим, что оно означает в переводе на русский язык. Для этого решите неполные квадратные уравнения и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.


0

-3,5;4

Решений нет

0; -;

м

о

л

н

и

я


  1. 2 +27 = 0;    решений нет Н

  2. 2 = 7х2 + 2; 0; О

  3. 4 х2 + х = 0; 0; -; Я

  4. 2 – 4 = 0;  М

  5. 0,5х2 – 32 =0; И

  6. (х – 4)(2х + 7) = 0 -3,5;4 Л


Итак, «блиц-турнир» - blizturnier – это молния. И у нас «блиц-турнир». Сейчас я диктую вам уравнения, вы пишите решение самостоятельно в тетрадь. Кто не успел, тот пишет « - ».

1. х2 = 36 х = ± 6

2. х2 = 17 х = ±

3. х2 = - 49 решений нет

4. 3х2 = 27 х = ± 3

5. х2 = 0 х = 0

6. (х – 2)2 = 9 х = - 1; х = 5.

А теперь поменялись карточками и каждый правильный ответ оценим 1 баллом.

6. Физминутка.

А сейчас, ребята, надо немножко отдохнуть.

Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок,

Посмотрели все вперёд.

Раз – согнуться – разогнуться,

Два ─ согнуться – потянутся,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Пять и шесть тихо сесть.

7. Буквоград. Проанализируйте высказывания. Зачеркните в таблице буквы, обозначающие ложные высказывания (номер высказывания совпадает с порядковым номером буквы). Из оставшихся букв получите слово.

1. Уравнение x2+9=0 имеет два корня.

2.В уравнении x2-2x+1=0 единственный корень.

3. В уравнении x2-5x+3=0 сумма корней равна - 5.

4. В уравнении x2+3x=0 один из корней – отрицательное число.

5. В уравнении x2=0 дискриминант равен 0.

6. Уравнение x2-8x-3=0 не имеет корней.

7. Корнями уравнения x2-100x+99=0 являются числа 99 и 1.

8. Произведение корней уравнения x2-11x+9=0 равно - 9.

9. Корни уравнения x2 – 0,16 = 0 равны .

10. Уравнение x2-9x+8=0 является неполным.

11. Если дискриминант уравнения – число отрицательное, то уравнение не имеет корней.

12. Корни уравнения x2-4х =0 являются противоположными числами.

13. Уравнение x2 =0 имеет один корень.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

М

О

Д

Т

Л

Р

И

К

Ч

Г

Н

А

О


В результате вычёркивания букв должно получиться: ОТЛИЧНО.

8. Теорема Виета.

Франсуа Виет.

В стихотворении «Теорема Виета» поэт Александр Гуревич описал формулировку теоремы Виета:

По праву достойна в стихах быть воспета

О свойствах корней теорема Виета.

Что лучше, скажи, постоянства такого:

Умножишь ты корни – и дробь уж готова:

В числителе , в знаменателе

А сумма корней тоже дроби равна.

Хоть с минусом дробь эта, что за беда –

В числителе , в знаменателе

То есть, Надо установить связь между

и ; ,

и . .

Итак,

Теорему Виета применяют для решения квадратных уравнений, где или . Это дает значительное преимущество для быстрого получения ответа.

Если в уравнении , то один из его корней 1, а другой .

Если в уравнении , то один из его корней – 1, а другой

9. Знакомство с приёмом устного решения некоторых квадратных уравнений.

Давайте попробуем устно решить уравнения с помощью теоремы Виета.

Ставим друг другу баллы.

Итак, мы научились применять теорему Виета и обратную ей для уравнений вида и Но также теорему Виета можно применять для решения уравнений.

Давайте решим задачу. Периметр прямоугольника 62 м, его площадь 210 м2. Найти его стороны.

Эту задачу мы с вами решали с помощью составления квадратного уравнения. Сейчас разберем другой способ решения этой задачи с помощью теоремы, обратной теореме Виета.

Пусть x1 и x2 стороны прямоугольника, то

По теореме, обратной теореме Виета, получаем:

.

Решая это уравнение, получаем, что его корни 21 и 10.

Давайте поведём итоги соревнования. Подсчёт баллов. Награждение победителей медалями «Победитель квадратных уравнений».

10.Рефлексия.

Педагог проводит беседу, в которой выясняется:

- Что нового узнали на занятии?

- Понравилось ли занятие?

- Что не понравилось?

- Что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее?


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытое занятие в детском объединении "Живая логика"

Автор: Терентьева Валентина Петровна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "открытое занятие "Математика и искусство" "
    ["seo_title"] => string(43) "otkrytoie-zaniatiie-matiematika-i-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "228151"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441127379"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1680 руб.
2400 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1490 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства