kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности использования технологии РКМЧП в математиче-ском образовании младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология формирования критического мышление включает в себя следующие элементы:

  • Цели;
  • Задачи;
  • Принципы построения;
  • Этапы и условия формирования;
  • Методы;
  • Приемы и способы обучения мышлению;
  • Формы организации деятельности обучаемых;
  • Способы оценивания результатов формирования мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования технологии РКМЧП в математиче-ском образовании младших школьников.»

Гынденова А. С.

Учитель начальных классов

МОУ Усть-Ордынская СОШ №2 им. И. В. Балдынова

Особенности использования технологии РКМЧП в математическом образовании младших школьников.


Использование инновационных, интерактивных технологий – это возможность сделать образование более эффективным, реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), организовать системно-деятельностный подход в обучении, сформировать универсальные учебные действия (УУД), а также достичь новые цели и решить основные задачи математического образования[4].

Возникают вопросы: «Какие инновационные технологии помогут реализовать ФГОС НОО на уроках?», «Как провести современный урок?», «Как на уроках формировать УУД?», «Какие образовательные технологии позволяют формировать УУД?» и так далее. Одной из таких технологий является инновационная образовательная технология «Развитие критического мышления средствами чтения и письма» (РКМЧП). Учителя могут познакомиться с публикациями, где описаны её особенности и опыт применения на уроках гуманитарного цикла [1,2].

В данной статье постараюсь ответить на методические вопросы: «Какие новые цели математического образования можно достигать средствами РКМЧП? Для каких основных задач математического образования из ФГОС НОО может быть полезна технология РКМЧП? Как применять РКМЧП на уроках математики?»

Технология РКМЧП предлагает учителям конкретные приёмы для мотивации учебной деятельности, осмысления математических понятий и правил, обучения сообща, рефлексии учебной и познавательной деятельности; графические организаторы мышления; развивающие вопросы и задания разных видов. Развивающий эффект этой образовательной технологии даёт возможность достигать новые личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты, соответствующие требованиям ФГОС НОО [7, с. 7-15]. В ходе её использования ведётся обучение обобщённым знаниям, универсальным умениям, навыкам и способам мышления, способам работы с информацией, умениям учиться, регулировать и организовывать себя и ход своих мыслей.

Достижение главной новой цели образования, заключающейся в развитии учащихся на основе познания мира и формировании УУД [7, с. 6], требует разнообразия применяемых на уроках развивающих технологий. Поэтому использование технологии РКМЧП востребовано и оправдано не только в начальном гуманитарном образовании [1, 2], но и математическом, чему посвящено довольно мало публикаций. Хотя в ФГОС НОО и Примерной программе по математике указывается на необходимость развивать мышление (в том числе критическое) средствами математики [3, 5].

В России она приобрела известность в конце 90-х годов. В основу РКМЧП положены множество работ: теория Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка, работы Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка, изучение К. Поппера и Р. Пола основ формирования и развития критического мышления, а также работы Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении.

Критическое мышление, которое находится в центре данной технологии, Л.С. Выготский определил как один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.[6]

Технология формирования критического мышление включает в себя следующие элементы:

  • Цели;

  • Задачи;

  • Принципы построения;

  • Этапы и условия формирования;

  • Методы;

  • Приемы и способы обучения мышлению;

  • Формы организации деятельности обучаемых;

  • Способы оценивания результатов формирования мышления. [8]

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, вне зависимости от предмета, строится в соответствии со следующей технологической цепочкой:

  • Первый этап: вызов – на данном этапе происходит актуализация имеющихся знаний;

  • Второй этап: осмысление – момент, когда проводится непосредственная работа с текстом – чтение;

  • Третий этап: рефлексия – заключительный этап с обобщением информации. На данном этапе возрастает роль письма, которое помогает разобраться в материале, осмыслить его и, возможно, высказать гипотезы, связанные с ним.

Использование технологии РКМЧП помогает развить в учениках логику, которая является непременным условием для критического мышления.

Критическое мышление – это навык, который необходим не только для достижения положительных результатов в процессе обучения, но и в обычной жизни, где оно будет неоценимым подспорьем при работе с различными источниками информации, анализе различных явлений и событий и принятии решений.

Помимо особого упора на развитие критического мышления, РКМЧП позволяет побудить интерес к предмету, а также вовлечь учеников в процесс.

РКМЧП – технология, подходящая для использования на уроках по различным предметам и для различных возрастных групп, но особенно она важна на занятиях в начальной школе, ведь именно тогда закладывается база для дальнейшего обучения. Она позволит научить школьников не просто находить информацию в учебном пособии, но и применять найденные знания на практике, оценивать альтернативные суждения и принимать решения на основе анализа имеющейся информации.

Однако самое главное в технологии - её философия, система отношений между учителем и учениками, о которых подробно написано во многих книгах [1, 2].

Математика – один из предметов, где технология РКМЧП особенно востребована в силу природы изучаемой науки, основанной на логике и анализе. Существует множество заданий, созданных при применении РКМЧП, которые могут использоваться в классе на занятии по математике. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

Практические примеры: упражнения на основе технологии РКМЧП на уроке математики

«Ситуация яркого пятна»

Среди большого количества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено другим цветом или размером. Внимание учеников зрительно концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина подобной обособленности и общие характеристики всех предложенных предметов. Далее определяется тема и цели урока.

«Группировка»

Ученикам предлагается сгруппировать ряд слов, цифр, предметов и фигур и обосновать свое решение. Классификация будет основана на внешних признаках, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет поставлен как задача урока.

«Исключение»

Задание может быть основано как на зрительных, так и на звуковых признаках. Прием такой же, как и в упражнении «Яркое пятно», но в этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее и обосновать свой выбор. Формулируется учебная цель.

«Интеллектуальная разминка»

Урок начинается с интеллектуальной разминки, например, с двух-трех не слишком сложных вопроса на размышление. Задания разминки могут звучать по-разному:

  • Что лишнее?

  • Что общего?

  • Что пропущено?

Таблички с цифрами, геометрическими фигурами и предметами можно вывесить на доске или же подготовить в формате мультимедийной презентации.

Перечисленные выше методические приемы могут быть дополнены следующими: «Вопросительные слова», «Корзина знаний», «Моя шпаргалка».

Технология РКМЧП не отрицает полезные традиции. Она даёт учителю возможность грамотно организовать учебную деятельность, личностно-ориентированное обучение, помогает с готовностью «пойти» за учениками, но не уйти от цели урока, решить новые задачи образования и достигнуть планируемых метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Вся работа в этом плане направлена на самое главное - создать на уроке условия, помогающие ученикам самостоятельно добывать знания на основе уже имеющегося опыта и из предлагаемых источников. Некоторые задания использовались в математическом образовании и раньше, их не относили к какому-то приёму, называли развивающими. Использование технологичных приёмов РКМЧП позволяет педагогу более системно использовать развивающее обучение, формировать УУД, развивать критическое мышление, работать с графическими организаторами как моделями для рассуждений и размышлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. — М., 2004.

2. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. — 2004. — № 2.

3. Примерная программа по математике. — М. 2009.

4. Смолеусова Т.В., «Развитие критического мышления средствами чтения и письма в математическом образовании» // Школьные технологии. 2015.

5. Смолеусова Т.В. Время методических инноваций // Начальная школа. — 2014. — № 2. — С. 78-83.

6. Старостина Н.Н. Степень развития критического мышления студентов в комплексе образовательных уровней «Техникум – бакалавриат –магистратура» // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2014.

8. Шакирова Д.М., «Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология» // образовательные технологии и общество. 2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ангараева Алёна Станиславовна

Дата: 18.12.2021

Номер свидетельства: 595251


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства