Организация проектно-исследовательской деятельности
Организация проектно-исследовательской деятельности
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности»
Организация проектно-исследовательской деятельности
учителем математики в 5-6 классах
Коровина Лариса Николаевна, учитель математики МАОУ СОШ д.Ёгла
Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий их добывать, применять на практике и делать это целесообразно. В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 2506-р от 24.12.2013 года, одной из ключевых проблем качества математического образования выделена низкая учебная мотивация обучающихся. «Математическое образование должно обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на достигнутом уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность».
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС ООО, обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса . Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Проектно-исследовательская деятельность (деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора и методик, планирование хода исследования, ожидаемых результатов, оценки реализуемости исследования и определения необходимых ресурсов) является самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся.
Учебных проектов великое множество: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от проекта для изучения отдельных тем до межпредметных и внепредметных; индивидуальные, групповые, разновозрастные и т.д. Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащихся.
Проекты - неотъемлемая часть внеурочной деятельности по математике. Но, независимо от темы проекта, все они: неповторимы и уникальны; направлены на достижение конкретных целей; ограничены во времени; предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий. Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с … загадки, проблемы. Чтобы у учащихся развивалось творческое мышление, необходимо чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей , решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Проект для ученика - это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Он даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
Проект для учителя – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.
Проект – это «пять + один П»: проблема →проектирование (планирование) →поиск информации →продукт →презентация . Шестое П – это его портфолио, т.е. папка в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
1). Проблема – определение темы и целей проекта, его исходного положения, подбор рабочей группы.
2). Проектирование (планирование) – определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (форма проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей между членами группы.
3). Поиск информации – сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты, практические задачи и т.д.) выявление («мозговой штурм») и обсуждение вопросов, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач. Выводы: анализ информации; формулирование выводов.
4). Продукт – планирование презентации и подготовка презентационных материалов.
5). Презентация – представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по решению проблемы.
6). Портфолио – оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса деятельности, отношение конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Этапы работы методом проектов
Учитель
Учащиеся
1 этап – погружение в проект
Формулирует:
- проблему проекта;
- сюжетную ситуацию;
- цель и задачи.
Осуществляют:
- личностное присвоение проблемы;
- вживание в ситуацию;
- принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
2 этап - организация деятельности
Организует деятельность – предлагает:
- организовывать группы;
- распределить амплуа в группах;
- спланировать деятельность по решению задач проекта;
- возможные формы презентации результатов.
Осуществляют:
- разбивку на группы;
- распределение ролей в группе;
- планирование работы;
- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
3 этап – осуществление деятельности
Не участвует, но:
- консультирует учащихся по необходимости;
- ненавязчиво контролирует;
- дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
- репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.
Работают самостоятельно:
- консультируются по необходимости;
- «добывают» недостающие знания;
- подготавливают презентацию результатов.
4 этап - презентация
Принимает отчет:
- обобщает и резюмирует полученные результаты;
- подводит итоги обучения;
- оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и т.д.;
- акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др.
Демонстрируют:
- понимание проблемы, цели и задач;
- умение планировать и осуществлять работу;
- найденный способ решения проблемы;
- рефлексию деятельности и результата;
- дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Использую следующую классификацию проектов:
по продолжительности подготовки
- краткосрочный
- средней продолжительности
- долгосрочный
Предпочитаю придерживаться краткосрочных проектов творческого характера – это проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы.
Творческий проект предполагает свободную форму работы, вариативность представления результатов. Результатом может быть: совместная газета, видеофильм, спектакль, игра, праздник, выставка и т.п.
Исследовательский проект (проект с элементами исследовательской деятельности) предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Этот тип проектов предполагает:
обоснование актуальности взятой для исследования темы,
формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта,
обозначение задач исследования,
определение методов исследования, источников информации,
выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей ее решения,
обсуждение полученных результатов,
формулирование выводов, оформление результатов исследования,
обозначение новых проблем для дальнейшего его развития.
При этом могут использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие, зачастую межпредметного содержания. Примером могут служить проекты: «Познай себя», «Курение языком математики».
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем. Так же как и исследовательские, они требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.
Организуя работу над проектом на уроках математики важно помнить несколько условий:
Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем.
Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
Примерные темы работ проектно-исследовательского характера на уроках математики для учащихся 5-6 классов
Месяц
5 класс
6 класс
Сентябрь
Математика в профессии родителей
Математический рассказ «Как я провел лето»
Октябрь
Сказка о координатном луче.
Приемы быстрого счета.
Ох, уж эти числа Делимость чисел и метод подобия.
Задачи о четных и нечетных числах.
Ноябрь
Старинные русские меры веса (длины)
Построение лабиринта
Проценты в нашей жизни.
Декабрь
Новогодний кроссворд
Задачи со спичками
История календаря.
Январь
Герб математике
Построение симметричных фигур
Загадочный мир пропорций!
Февраль
Математическое поздравление для мальчиков с праздником
«Познай себя»
План квартиры
Вывод числа П
«Курение языком математики»
Март
Математическое поздравление для девочек с праздником
Отрицательное и положительное вокруг нас
Апрель
Круговая диаграмма режима дня
Столбчатая диаграмма распределения уроков
Май
Страницы города Боровичи на уроках математики
Рисунки на координатной плоскости.
Астрология на координатной плоскости.
Животные Новгородской области в координатах.
Проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы. В результате анализа педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах проектного метода. Проектно-исследовательская деятельность для учителя – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.