kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проектно-исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков  решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.     

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности»

Организация проектно-исследовательской деятельности

учителем математики в 5-6 классах



Коровина Лариса Николаевна, учитель математики МАОУ СОШ д.Ёгла


Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий их добывать, применять на практике и делать это целесообразно. В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 2506-р от 24.12.2013 года, одной из ключевых проблем качества математического образования выделена низкая учебная мотивация обучающихся. «Математическое образование должно обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на достигнутом уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность».

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС ООО, обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса . Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Проектно-исследовательская деятельность (деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора и методик, планирование хода исследования, ожидаемых результатов, оценки реализуемости исследования и определения необходимых ресурсов) является самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся.

Учебных проектов великое множество: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от проекта для изучения отдельных тем до межпредметных и внепредметных; индивидуальные, групповые, разновозрастные и т.д. Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащихся.

Проекты - неотъемлемая часть внеурочной деятельности по математике. Но, независимо от темы проекта, все они: неповторимы и уникальны; направлены на достижение конкретных целей; ограничены во времени; предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий. Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с … загадки, проблемы. Чтобы у учащихся развивалось творческое мышление, необходимо чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей , решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Проект для ученика - это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Он даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Проект для учителя – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

Проект – это «пять + один П»: проблема →проектирование (планирование) →поиск информации →продукт →презентация . Шестое П – это его портфолио, т.е. папка в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

1). Проблема – определение темы и целей проекта, его исходного положения, подбор рабочей группы.

2). Проектирование (планирование) – определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (форма проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей между членами группы.

3). Поиск информации – сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты, практические задачи и т.д.) выявление («мозговой штурм») и обсуждение вопросов, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач. Выводы: анализ информации; формулирование выводов.

4). Продукт – планирование презентации и подготовка презентационных материалов.

5). Презентация – представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по решению проблемы.

6). Портфолио – оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса деятельности, отношение конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Этапы работы методом проектов

Учитель

Учащиеся

1 этап – погружение в проект

Формулирует:

- проблему проекта;

- сюжетную ситуацию;

- цель и задачи.

Осуществляют:

- личностное присвоение проблемы;

- вживание в ситуацию;

- принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2 этап - организация деятельности

Организует деятельность – предлагает:

- организовывать группы;

- распределить амплуа в группах;

- спланировать деятельность по решению задач проекта;

- возможные формы презентации результатов.

Осуществляют:

- разбивку на группы;

- распределение ролей в группе;

- планирование работы;

- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3 этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

- консультирует учащихся по необходимости;

- ненавязчиво контролирует;

- дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

- репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Работают самостоятельно:

- консультируются по необходимости;



- «добывают» недостающие знания;


- подготавливают презентацию результатов.

4 этап - презентация

Принимает отчет:

- обобщает и резюмирует полученные результаты;

- подводит итоги обучения;

- оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и т.д.;

- акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др.

Демонстрируют:

- понимание проблемы, цели и задач;

- умение планировать и осуществлять работу;

- найденный способ решения проблемы;

- рефлексию деятельности и результата;

- дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Использую следующую классификацию проектов:

по продолжительности подготовки

- краткосрочный

- средней продолжительности

- долгосрочный

Предпочитаю придерживаться краткосрочных проектов творческого характера – это проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы.

по количеству участников

- индивидуальный

- в парах

- группой (3 – 5 человек)

по методу

– творческий,
– исследовательский, 
– информационный (ознакомительно-ориентированный).

Творческий проект предполагает свободную форму работы, вариативность представления результатов. Результатом может быть: совместная газета, видеофильм, спектакль, игра, праздник, выставка и т.п.

Исследовательский проект (проект с элементами исследовательской деятельности) предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Этот тип проектов предполагает:

  • обоснование актуальности взятой для исследования темы,

  • формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта,

  • обозначение задач исследования,

  • определение методов исследования, источников информации,

  • выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей ее решения,

  • обсуждение полученных результатов,

  • формулирование выводов, оформление результатов исследования,

  • обозначение новых проблем для дальнейшего его развития.

При этом могут использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие, зачастую межпредметного содержания. Примером могут служить проекты: «Познай себя», «Курение языком математики».

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем. Так же как и исследовательские, они требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Организуя работу над проектом на уроках математики важно помнить несколько условий:

  1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем.

  2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

  3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Примерные темы работ проектно-исследовательского характера на уроках математики для учащихся 5-6 классов

Месяц

5 класс

6 класс

Сентябрь

Математика в профессии родителей

Математический рассказ «Как я провел лето»

Октябрь

Сказка о координатном луче.

Приемы быстрого счета.

Ох, уж эти числа
Делимость чисел и метод подобия.

Задачи о четных и нечетных числах.

Ноябрь

Старинные русские меры веса (длины)

Построение лабиринта

Проценты в нашей жизни.

Декабрь

Новогодний кроссворд

Задачи со спичками

История календаря.

Январь

Герб математике

Построение симметричных фигур

Загадочный мир пропорций!

Февраль

Математическое поздравление для мальчиков с праздником

«Познай себя»

План квартиры

Вывод числа П

«Курение языком математики»

Март

Математическое поздравление для девочек с праздником

Отрицательное и положительное вокруг нас

Апрель

Круговая диаграмма режима дня

Столбчатая диаграмма распределения уроков

Май

Страницы города Боровичи на уроках математики

Рисунки на координатной плоскости.

Астрология на координатной плоскости.

Животные Новгородской области в координатах.


Проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы. 
В результате анализа педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах проектного метода. Проектно-исследовательская деятельность для учителя – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация проектно-исследовательской деятельности

Автор: Коровина Лариса Николаевна

Дата: 12.03.2018

Номер свидетельства: 461492

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства