kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация акмеологического пространства на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья обобщает опыт работы учителя по созданию акмеологического пространства на уроках математики. Особое внимание в статье уделяется формированию структуры акмеологического пространства, его компонентам, технологиям реализации данного подхода в учебном процессе. Автор рассматривает наиболее перспективные приемы в системе восхождения ученика к вершинам Акме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация акмеологического пространства на уроках математики»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимирязевская средняя школа,

Ульяновская область, пос. Тимирязевский




ОРГАНИЗАЦИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Автор Самаркина О В., учитель математики

Аннотация. Статья обобщает опыт работы учителя по созданию акмеологического пространства на уроках математики. Особое внимание в статье уделяется формированию структуры акмеологического пространства, его компонентам, технологиям реализации данного подхода в учебном процессе. Автор рассматривает наиболее перспективные приемы в системе восхождения ученика к вершинам Акме.

Ключевые слова: акмеология, акмеологический подход на уроках математики, образовательное пространство, компоненты акмеологического пространства, технологии реализации акмеологического подхода на уроках математики в средней общеобразовательной школе.

Акмеология – это интегрированная область знаний о достижении человеком вершин своего творчества, своего творчества, образования, профессионализма, это теория высших достижений человека и цивилизации.
Школьная акмеология изучает вершины в развитии индивидуальности ученика и проектирует педагогические системы их формирования с учетом всех других факторов, создающих предпосылки и условия для оптимального развития растущего человека.

Акмеология решает многие задачи, одной из которых является моделирование педагогических систем и стратегий достижения вершин индивидуальной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся и профессиональной деятельности учителей, их творчества.
Назначение личностно-ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию, содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. Обратим внимание на то, что творчество является основной категорией, характеризующей взаимодействие акмеологии с науками о человеке. Именно эта категория определяет ключевые для акмеологии понятия: развитие, одаренность, способности, совершенствование, мастерство, эвристика, креативность, рефлексия, личность, индивидуальность и другие. Таким образом, личностно-ориентированный и акмеологический подходы к образованию близки по своей сути.

Ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, обязательным компонентом всей деятельности учителя является урок, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Каждый последующий урок – это новый вклад в формирование умственной и моральной культуры ученика, ступенька нового знания и развития, что, с точки зрения акмеологии, означает продвижение к своему «акме».
Таким образом становится актуальным вопрос о том, каким образом можно на уроке создать акмеологическое пространство.

Пространство – это естественное природное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний и условий

Образовательное пространство - система влияний и условий формирования личности учащегося, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования (учитель и учащиеся) в процессе своего взаимодействия на уроке).

С точки зрения педагогической акмеологии, очень важным представляется рассмотрение образовательного пространства как системы влияний и условий формирования личности учащегося, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. То есть речь идет о совокупности материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования (учитель и учащиеся) в процессе своего взаимодействия на уроке.

Под акмеологическим пространством урока мы понимаем создание системы образовательной деятельности обучающихся на уроке, направленной не только на качественное усвоение учебного материала, но и на развитие потенциальных возможностей каждого ученика, достижение им высшей точки развития своих способностей в учебной деятельности.

Основная цель организации акмеологического пространства урока заключается в стремлении учителя так построить, так смоделировать процесс обучения, чтобы каждый учащийся оказался в благоприятных для его развития условиях, чувствовал комфортное влияние всего образовательного пространства урока.

При создании акмеологического пространства актуальны три аспекта: педагогический, психологический и социальный. Под педагогическим аспектом подразумевается знакомство с педагогическими основами и условиями организации акмеологического пространства урока. Психологический аспект означает предоставление максимальных возможностей для самореализации учащихся на уроке; а социальный - влияние на межличностные отношения учителя и учащихся на уроке, на систему их отношений посредством развития творческого потенциала обеих сторон.

. Модель акмеологического пространства урока состоит как минимум из трех основных компонентов:

  1. Пространственно-предметный.

  2. Технологический.

  3. Социальный.

Каждый из названных компонентов модели состоит из комплекса необходимых элементов.

Содержательно в пространственно-предметный компонент акмеологического пространства урока могут быть включены:

– уютный кабинет, располагающий к эффективной работе: теплый, хорошо освещенный, с необходимым минимумом удобной модульной мебели;

– эстетичный наглядный и дидактический материал развивающего характера;

– ТСО: компьютер с выходом в Интернет, телевизор с большой диагональю;

– символическая насыщенность или атрибутика: к примеру, в кабинете истории это могут быть портреты и ценные высказывания исторических персоналий, линия времени, картины исторических мест и значимых событий, государственная символика и т. д.

Пространственно-предметный компонент характеризует не столько совокупность тех или иных пространственных или предметных «единиц», сколько способ их стимулирующего функционирования в данном пространстве урока для стремления субъектов к акме.
Технологический компонент состоит из комплекса элементов, которые позволяют субъектам образовательного процесса включиться в различные виды деятельности, актуализирующие их личностный рост и движение к успеху:

– деятельностная структура образовательного процесса;

– стиль преподавания, основанный на принципе развития партнерских

взаимодействий субъектов;

– личностно ориентированные формы обучения;

– гибкость и развивающий характер программ.

Иначе говоря, технологический компонент – это педагогическое обеспечение развивающих возможностей образовательного пространства.
Социальный компонент несет на себе основную нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны окружающих, в самоактуализации.

Основные элементы социального компонента:

– авторитетность учителя;

– взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов

взаимоотношениями;

– позитивные установки на деятельность и взаимодействие;

– участие всех субъектов в управлении образовательным процессом;

– качественная результативность взаимодействия субъектов.

Модель предусматривает взаимосвязь и созависимость компонентов между собой. Так, «пересечение» пространственно-предметного и технологического компонентов обеспечивает содержание урока. «Пересечение» пространственно-предметного и социального компонентов создает определенный психологический климат, а «пересечение» социального и технологического – определенный характер взаимоотношений субъектов. Безусловно, учителю принадлежит ключевая роль в организации акмеологического пространства урока.


Предлагаю свой опыт по созданию акмеологического пространства на уроках математики. Я не говорю, что это новые изобретения. Просто предоставляю возможность всем педагогам проанализировать накопленное, открытое и усовершенствованное, увиденное когда-то и успешно преломленное к своему стилю работы, к себе и своим учащимся.


В современном мире успешность любого специалиста требует умения использования самых современных компьютерных технологий. Обеспечивая пространственно-предметный компонент в пространстве урока математики, на уроке я использую возможности компьютерного класса и интерактивной доски: интерактивный транспортир, линейку, циркуль. (Приложение 1). Применение компьютерных технологий повышает эффективность уроков во много раз так как, на мой взгляд, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому ученик не может быть только пассивным зрителем или слушателем, а активно принимает участие в процессе обучения. Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что более эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвящённые материалу, выходящему за рамки школьных учебников. Работа с готовыми программными продуктами по математике (в том числе электронными учебниками, справочниками, программами для математических расчетов и графиков, диаграмм), позволяет ребятам визуализировать свои задачи, помогает в проектной деятельности при обработки статистических данных.

В условиях дистанционного обучения использую различные образовательные платформы: uchi.ru, skysmart, sdamgia.ru. Для отработки устного счета имеются различного рода тренажеры, карточки.

Применение информационных технологий с использованием акмеологических приемов создает на уроке математики ситуацию успеха, открывает возможность вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Работа с мультимедийным и интерактивным оборудованием повышает у школьников интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, а самое главное, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет.

Например, технологию поуровневого усвоения знаний с использованием ИКТ применяю при изучении темы «Координатная плоскость». В программе GEO-GEBRA - ребята строят фигуры по точкам, начиная с простых фигур. По контуру получившегося рисунка ребенок может сам проанализировать свои достижения, ошибки, и даже сделать самооценку своих результатов. (Приложение 2).

Потребность самореализоваться ребята удовлетворяют при выполнении заданий творческого характера. Я предлагаю ребятам самим нарисовать из последовательно соединенных отрезков рисунок, а затем записать координаты вершин, получившегося замкнутого многоугольника. Вот здесь нет предела их фантазиям. Можно дать поработать в паре, обменявшись координатами своих точек, выполнить взаимопроверку.

На уроках математики нельзя говорить о ситуации успеха, если ребенок не умеет считать, поэтому один из важных этапов каждого урока математики – это устный счет. Он активизирует мыслительную деятельность учащихся. Устные упражнения действуют на учеников мобилизующее, своей простотой захватывают и слабых учеников. Интерактивный тренажер «Запусти шарик» используется при отработки навыков выполнения арифметических действий с разными числами. Его применение способствует   развитию памяти, речи, формирует уверенность в своих силах.

На отработку умения выполнять устные вычисления используется приём «Спеши, но не ошибайся», который проводится в форме математического диктанта, когда задания воспринимаются на слух, решаются в уме, а ответы записываются на листочках. Этот прием развивает   культуру мысли, ее четкость, ясность и быстроту, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной цели. Используя разные формы организации устного счета, можно создать в классе атмосферу соревнования. Например, прием «Математическая эстафета», где
ответ предыдущего примера, является компонентом следующего действия, требует от ребят быть внимательными и сконцентрированными, умение воспринимать сказанное на слух. Данные приёмы помогают школьникам полноценно усваивать предметы не только физико-математического цикла.

Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке, нужно думать о создании мотивационной основы их работы. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому важно использовать такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.

Часто применяю акмеологический прием «Удивляй», его можно использовать на этапе усвоения нового материала (для усиления мотивации), например, при изучении темы «Арифметическая прогрессии» в 9 классе предлагаю решить задачу о нахождении суммы первых ста натуральных чисел. Рассказываю, что эту задачу десятилетний Карл Фридрих Гаусс, решил практически мгновенно, а в теме «Геометрическая прогрессия» повествую легенду о небольшом вознаграждении, которую запросил брамин у раджи за изобретение шахмат. Оказалось, чтобы удовлетворить «скромное» желание брамина, нужно было бы восемь раз засеять всю поверхность земного шара и восемь раз собрать. А в ходе выполнения практической работы или для эмоциональной разрядки на уроке могу ребятам предложить математический софизм. Удивляет ребят и тот факт, что количество доказательств теоремы Пифагора существует более 400. (Приложение 3).

Урок в контексте педагогики удивления – это череда ситуаций, в которых с опорой на реакцию удивления сначала происходит пробуждение любопытства, а затем его удовлетворение. А Математика из сухой, абстрактной науки превращается в сложный инструмент решения множества самых различных, удивительных и непостижимых задач, владение которым, несомненно, пригодится в жизни.

У каждого ребенка свой потенциал развития. Образовательное пространство – это мир деятельности, представлений, воображения, в нем множество идей, понятий, научных знаний и человеческих ценностей, переживаний, эмоций. Активное образовательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью выбора различных видов деятельности. Для создания ситуации успеха у ребенка учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий. Когда есть выбор при решении задачи, варианта ее оформления – это делает ученика свободным, спокойным, появляется возможность его успеха, возникает устойчивость важной для жизни мысли: "Всегда можно найти выход из сложной ситуации". Стараюсь нацеливать ребят на поиск различных способов решения задач, ведь именно дивергентное мышление является одним из условий развития творчества. Например, умение решать текстовую задачу разными способами дает возможность сделать проверку, проконтролировать себя. В теме «Решение тригонометрического уравнения» отбор корней делать удобным для ребенка способом. (Приложение 4).

Для реализации социального аспекта огранизации акмеологического пространства на уроке создается благоприятная обстановка, она характеризуется коммуникабельностью, уважением друг к другу, дружелюбием, вежливостью, создает комфортные условия для совместной деятельности, показывает возможности, заложенные в ребенке. Для этого можно использовать такие обращения

• давай решим вместе…

 • как ты думаешь…

 • это ты хорошо придумал…

 • такое только ты мог придумать…

 • я не сомневаюсь, что ты самый умный…

 • уверена, что ты сможешь…

Часто, обращаясь к детям, использую фразу «Здравствуйте, господа!», и в этом нет ни капли иронии, ведь господин – это повелитель, владыка. И я поясняю ребятам, что они тоже повелители, повелители своего времени, своих желаний, своих возможностей. Такое обращение ставит нас на один уровень, уровень взаимного уважения, понимания, доверия.

Таким образом, организация акмеологического пространства на уроках математики включает в себя как структурирование самого образовательного процесса, его дидактического и технологического наполнения, так и создание благоприятных и комфортных психологических условий, направленных на достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. При этом формируется устойчивый интерес к математике, высокая мотивация достижения жизненного успеха, способность адаптации и самореализации в социуме.




Литература:


  1. Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС, 2006.

  2. Лукьянова, М.И. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика [Текст] / М. И. Лукьянова [и др.]. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 176 с.

  3. Вестник научной школы педагогов «АКМЕ». Выпуск 3. Акмеологическое моделирование профессионально-личностного развития педагогов [Текст]: сборник научных статей / под ред. М.И. Лукьяновой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 60 с.

  4. Степанова Н. А. Об организации акмеологического пространства школьного урока. Вестник научной школы педагогов «АКМЕ». Выпуск 2, 2009.

  5. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч. 2004., № 3,6,7,8.

  6. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования [Текст]. - СПб.: ЛОИРО, 2002. – 156 с.

  7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. 4-е изд. - М.: Азбуковник, 1997. - 939 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация акмеологического пространства на уроках математики

Автор: Самаркина Ольга Вячеславовна

Дата: 29.11.2022

Номер свидетельства: 618725


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства