Опыт работы по теме "Активные стратегии обучения в повышении качества математической грамотности школьников""
Опыт работы по теме "Активные стратегии обучения в повышении качества математической грамотности школьников""
Опыт работы раскрывает активные формы и методы обучения, которые используются в практике работы по формированию математической грамотности обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме "Активные стратегии обучения в повышении качества математической грамотности школьников""»
Активные стратегии обучения в повышении качества математической грамотности школьников.
Пьянкова Р.Д., учитель математики
МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс»
СП Школа №121, Верещагинский городской округ
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена необходимость и важность развития функциональной грамотности обучающихся, в том числе математической.
Практика последних лет показывает невысокий уровень математической грамотности школьников, о чем свидетельствуют результаты диагностических работ, олимпиады по математике. Поэтому возникает необходимость организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы иметь возможность реализовать задачи математической подготовки и соответственно функциональной математической грамотности.
В педагогической практике существует множество подходов к формированию функциональной математической грамотности. Ковалева Г.С. описывает её «как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Наиболее интересным считаю использование на уроках активных стратегий обучения (активных форм и методов обучения), которые отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся». Считаю, что практическая направленность активных стратегий обучения должна способствовать развитию функциональной грамотности, повышению математической грамотности.
Цель: повышение качества математической грамотности школьников с помощью активных стратегий обучения.
Задачи:
1. Внедрять в практику активные стратегии обучения.
2. Проверить эффективность использования активных стратегий в процессе обучения.
В качестве основных неоспоримых достоинств активных форм обучения выделяю приемы и методы технологии развития критического мышления, игровые технологии, включающие основы смыслового чтения. Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты в разных классах.
Работу над чтением текста в 5-6 классах организую с помощью различных дидактических игр, например:
В начале урока предлагаю игру «Банк идей (гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно-исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.
Прием «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных, описывают заданную тему. После знакомства с основной информацией (текст параграфа по данной теме) возвращаю к данным утверждениям и прошу учеников оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Продолжая работу с учащимися 7-8 классов, в состав урока включаю такие приемы, как «Кластер». Придерживаюсь следующих этапов присоставлении кластера:
1-й этап — посередине чистого листа (классной доски) пишу ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2-й этап — учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается.
3-й этап — осуществляется систематизация. После чтения учебника, моего объяснения, учащиеся начинают анализировать и систематизировать изученный материал. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается.
4-й этап — по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Другим эффективным приемом по формированию навыков самостоятельной работы с книгой считаю «Инсерт». Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы. Обычно школьники без труда отмечают, что, известное им, встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.
При работе с учащимися 9 классов использую прием «План или конспект прочитанного». Проработав доказательства теоремы, выдаю каждому ученику карточку, на которой доказательство этой теоремы представлено в виде таблицы, состоящей из двух колонок, одна из которых содержит утверждения, другая — их обоснования, а также имеются пропуски в той или иной колонке. Такие карточки можно делать дифференцированными, изменив количество пропусков. Учащимся предлагается заполнить пустые места в доказательстве, и работать с таблицей с использованием учебника. После изучения на уроке темы, выдаю задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний»(на доску). В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них.
Следует отметить, что эффективное использование активных стратегий обучения позволяет формировать математическую грамотность обучающихся, включающую следующие умения:
-умения графической культуры,
-умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту,
-умения работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию и анализировать ее,
-умение работать с кейсами в группах, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания,
-умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, составлять задания по тексту, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.