kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы по теме "Активные стратегии обучения в повышении качества математической грамотности школьников""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы раскрывает активные формы и методы обучения, которые используются в практике работы по формированию математической грамотности обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме "Активные стратегии обучения в повышении качества математической грамотности школьников""»

Активные стратегии обучения в повышении качества математической грамотности школьников.

Пьянкова Р.Д., учитель математики

МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс»

СП Школа №121, Верещагинский городской округ


В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена необходимость и важность развития функциональной грамотности обучающихся, в том числе математической.

Практика последних лет показывает невысокий уровень математической грамотности школьников, о чем свидетельствуют результаты диагностических работ, олимпиады по математике. Поэтому возникает необходимость организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы иметь возможность реализовать задачи математической подготовки и соответственно функциональной математической грамотности.

В педагогической практике существует множество подходов к формированию функциональной математической грамотности. Ковалева Г.С. описывает её «как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Наиболее интересным считаю использование на уроках активных стратегий обучения (активных форм и методов обучения), которые отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».
Считаю, что практическая направленность активных стратегий обучения должна способствовать развитию функциональной грамотности, повышению математической грамотности.

Цель: повышение качества математической грамотности школьников с помощью активных стратегий обучения.

Задачи:

1. Внедрять в практику активные стратегии обучения.

2. Проверить эффективность использования активных стратегий в процессе обучения.

В качестве основных неоспоримых достоинств активных форм обучения выделяю приемы и методы технологии развития критического мышления, игровые технологии, включающие основы смыслового чтения. Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты в разных классах.

 Работу над чтением текста в 5-6 классах  организую с помощью различных дидактических игр, например:

В начале урока предлагаю игру «Банк идей (гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно-исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.

Прием «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных, описывают заданную тему. После знакомства с основной информацией (текст параграфа по данной теме) возвращаю к данным утверждениям и прошу учеников оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

  Продолжая работу с учащимися 7-8 классов, в состав урока включаю такие приемы, как  «Кластер». Придерживаюсь следующих этапов при составлении кластера:

1-й этап — посередине чистого листа (классной доски) пишу ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

2-й этап — учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается.

3-й этап — осуществляется систематизация. После чтения учебника, моего объяснения, учащиеся начинают анализировать и систематизировать изученный материал. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается.

4-й этап — по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Другим эффективным приемом по формированию навыков самостоятельной работы с книгой считаю «Инсерт» Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы. Обычно школьники без труда отмечают, что, известное им, встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

При работе  с учащимися 9 классов использую прием  «План или конспект прочитанного». Проработав доказательства теоремы, выдаю каждому ученику карточку, на которой доказательство этой теоремы представлено в виде таблицы, состоящей из двух колонок, одна из которых содержит утверждения, другая — их обоснования, а также имеются пропуски в той или иной колонке. Такие карточки можно делать дифференцированными, изменив количество пропусков. Учащимся предлагается заполнить пустые места в доказательстве, и работать с таблицей с использованием учебника. После изучения на уроке темы, выдаю задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» (на доску). В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них.

Следует отметить, что эффективное использование активных стратегий обучения позволяет формировать математическую грамотность обучающихся, включающую следующие умения:

-умения графической культуры,

-умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту,

-умения работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию и анализировать ее,

-умение работать с кейсами в группах, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания,

-умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, составлять задания по тексту, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пьянкова Римма Данисовна

Дата: 14.11.2020

Номер свидетельства: 563319


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2110 руб.
2640 руб.
1550 руб.
1940 руб.
2000 руб.
2500 руб.
1920 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства