психогеометрия , как система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры.
Проникновения математических методов во многие сферы практической деятельности.
Исследование характера одноклассников по выбору геометрических фигур и
Применение принциповпсихогеометрических тестов на практике.
Просмотр содержимого документа
«Очевидное -невероятное в мире психогеометрии »
ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра математических дисциплин, информационных
технологий и дистанционного обучения
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики»
Тема: «Предпрофильная подготовка в основной школе»
Выполнена: Муратовой Галией Мовлитбердыевной,
учителем математики первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 1 с.Летняя Ставка
Руководитель:
Орлова Елена Алексеевна
.
г.Ставрополь, 2014
Содержание
I.Введение………………………………………………………………………….3
II.Основная часть
1.Нормативно-правовая база разработки предпрофильной подготовки………5
2.Основные цели и задачи предпрофильного обучения………………………..5
5.Воспитательное назначение предпрофильного обучения……………………7
6.Ожидаемые результаты предпрофильной подготовки……………………….7
III. Выводы………………………………………………………………………...9
IV.Библиографический список………………………………………………….10
I.Введение
Проводимая в России реформа образования нацеливает на то, что школа, прежде всего, должна реализовывать цели развития ребенка, т.е. служить его собственным интересам. Современная школа не в полной мере решает эти задачи. Школа не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования. У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Недостаточные знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистических жизненных планов. Все это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы.
У многих учащихся не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования.
Существующая педагогическая система недостаточна для того, чтобы сформировать у выпускников способность делать осознанный выбор профиля образования. Учащиеся не получают знаний необходимых для осуществления данного выбора, и не обучаются тому, как делать выбор. Общее непрофильное образование не согласуется с учебной мотивацией старшеклассников, которая связывает свои интересы в учебе с будущим профессиональным образованием. Это тоже недостаток, существующий в педагогической системе.
Таким образом, названные неудовлетворительные результаты образования и их причины обосновывают актуальность введения новой системы образования – профильной школы.
Концепция профильного обучения отмечает, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределенияв отношении профилирующего направления собственной деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору – определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.
Предпрофильная подготовка рассматривается как система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности ( в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).
Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося 9-го класса, через организацию элективных курсов, информационную работу и профильную ориентацию.
Таким образом, основной целью предпрофильной подготовки в 9-х классах является самоопределение учащихся в отношении выбора профиля дальнейшего образовательного пути.
Введение предпрофильной подготовки и профильного образования как основополагающего направления модернизации образования требует большой работы по подготовке педагогов, учащихся и родителей к новым условиям обучения. Поэтому возникает необходимость реализации эффективных целесообразных подходов к управлению процессом введения предпрофильной подготовке. Для успешной реализации экспериментальной работы по введению предпрофильной подготовки разработана целевая комплексная программа «Предпрофильная подготовка».
Вместе с тем в настоящее время нормативные, организационные и педагогические основы профильного обучения и предпрофильной подготовки находятся в стадии первичной разработки и имеют слабую научную базу. Таким образом, существует противоречие между необходимостью совершения школьником зрелого выбора дальнейшего образовательного маршрута по окончании основной школы и слабой разработанностью педагогических условий и средств предпрофильной подготовки, призванных положительно влиять на формирование социальной зрелости личности.
Переход на профильное обучение в старшей школе обусловливает актуальность исследований в этой области, предоставляя исследователям широкое поле деятельности в разработке теоретико-методологических основ профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Таким образом, существует проблема: «какие педагогические и организационные условия и средства дают возможность рассматривать предпрофильную подготовку как фактор формирования социальной зрелости школьников».
С учетом изложенного был сделан выбор темы работа «Предпрофильная подготовка в основной школе»
II.Основная часть
1.Нормативно-правовая база разработки предпрофильной подготовки
Программа «Предпрофильная подготовка» разработана на основе «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в соответствии с «Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года». Кроме того, использованы рекомендации МО РФ по введению предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в ОУ (письмо Минобразования России от 20.08.2003 №03-51-157).
2.Основные цели и задачи предпрофильного обучения
Подготовка учащихся 5-х ,6-х и 7-х классов к изучению математики на профильном уровне путем углубления их математических знаний возможна за счет решения задач повышенной сложности, изучения элементов статистики и теории вероятностей, усложнения заданий по важным темам курса: закрепления знания дробей и смешанных чисел, решения уравнений и задач с помощью уравнений, выполнения действий с положительными и отрицательными числами, работе со смешанными дробями произвольного знака, решения занимательных и олимпиадных задач.
Основными задачами программы являются: углубление знания по математике, обеспечение формирования у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, расширение представления учащихся о приемах и методах решения задач. Развитие навыков исследовательской деятельности, обеспечение подготовки к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры. Т.к. предпрофильное обучение вводится, начиная с 8 класса, то мы выделили 2 этапа предпрофильной подготовки, каждый из которых имеет свои задачи.
3.Этапы реализации.
I этап – 5-6-е классы. Задачи данного этапа:
развитие познавательного интереса;
включение учащихся в самостоятельное освоение учебного материала; расширение кругозора;
обучение самоанализу;
формирование коммуникативных компетенций.
Уже к восьмому классу учащиеся имеют возможность оценить привлекательность математики, ее интеллектуальную эстетику, широкое разнообразие интересных математических задач. Именно в этом возрасте целесообразно начинать систематическую подготовку учащихся к дальнейшему продолжению образования.
II этап – 7 класс. Задачи данного этапа:
формирование умений работать в группе;
выявление образовательных запросов учащихся;
моделирование видов образовательной деятельности, востребованной в профильной школе;
включение учащихся в виды деятельности, направленные на создание собственных проектов;
создание условий для освоения учащимися предметных компетенций на личностно – значимом уровне;
При решении этих задач большую работу по диагностике интересов, склонностей, способностей, других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем смогут определить характер и успешность образовательной деятельности учащихся; по прогнозированию успешности овладения учащимися учебным материалом, предусмотренной соответствующими программами образовательных областей; по диагностике готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля как ключевого этапа самообразовательной деятельности совместно проводят учитель математики, школьный психолог и классный руководитель.
4.Система предпрофильной подготовки
Для реализации всей системы предпрофильной подготовки используем следующие ресурсы:
использование часов школьного компонента в контексте предпрофильной подготовки: выделяется 1 час на предмет «Математика» в 7 классе с целью более качественной отработки навыка решения задач, отработки умений письменного оформления решений.
развивающие курсы, кружки : – содержание и форма курсов и работа кружков направлены на развитие познавательного интереса, расширение кругозора, на самоопределение учащихся;
профессиональная подготовка как компонент предпрофильной подготовки: – первичные профессиональные навыки, представления о мире профессий учащиеся получают через систему классных часов, специально организованные экскурсии.
информационная работа включает в себя: – взаимодействие с родителями по всем направлениям предпрофильной подготовки; – психолого-педагогическая диагностика, анкетирование, консультирование школьным психологом.
Эффективность предпрофильной подготовки выражается в готовности учащихся к построению своего дальнейшего образовательного маршрута как в нашем учебном заведении, так и в других.
5.Воспитательное назначение предпрофильного обучения.
Развитие логического и абстрактного мышления, развитие внимания и всех видов памяти, воспитание активности и трудолюбия, творческой инициативы, воли к достижению поставленной цели, воспитание математической культуры, навыков взаимодействия в коллективе.
Реализация данных целей осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. При этом основное внимание уделяется следующим моментам:
Активная самостоятельная деятельность учащихся. Для этого теоретический материал вводится крупными блоками, что позволяет освободить больше времени для решения задач. После уроков решения задач следуют уроки – зачеты.
Индивидуальные задания для различных групп учащихся.
Разнообразие системы уроков, использование различных форм работы с учащимися. Вопрос чему и как учить в школе, по-видимому, всегда будет принадлежать к числу вечных проблем, которые постоянно возникают даже после того, как им дано решение, лучшее по сравнению с предыдущим. В данной работе представлена программа предпрофильной подготовки по математике в 9-м классе. Цель данного курса подготовить учащихся к выпускным экзаменам в школе. Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки школьников, независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем. Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека почти на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определяет стиль мышления, вырабатываемый математикой.
6.Ожидаемые результаты предпрофильной подготовки
Сформированность у выпускников основной школы умения объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям;
Готовность осуществлять осознанный выбор профиля, соответствующего способностям и интересам;
Высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.
III. Выводы.
1. Социальная зрелость - многомерное понятие, отражающее готовность личности к социальному функционированию и являющееся условием успешного самоопределения выпускника по окончании основной школы. Становление социальной зрелости - процесс, на который можно влиять, организуя определенную систему мер в рамках предпрофильной подготовки, направленную на повышение готовности личности к самоопределению.
2. Необходимость создания условий для формирования и развития социальной зрелости школьника позволяет нам рассматривать предпрофильную подготовку как систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, учреждениях начального и среднего профессионального образования, содействующую формированию социальной зрелости личности как интегрального качества, являющегося условием успешного самоопределения по окончании основной школы.
3. Модель предпрофильной подготовки включает в себя целевой (цель педагогического процесса), концептуальный (теоретические идеи, гипотезы, принципы), содержательный (определяется нормативной документацией, целями педагогического процесса), критериальный (уровневые и социально-психологические характеристики социальной зрелости), процессуальный (условия реализации, формы, методы) и результативный (предполагаемый результат педагогического процесса) блоки.
4. Реализация педагогических условий и средств в рамках предпрофильной подготовки положительно влияет на формирование социальной зрелости и способствует более осмысленному выбору школьником образовательного маршрута по окончании основной школы.
IV.Библиографический список:
Концепция модернизации российского об-разования на период до 2010 г. [Текст] / Утвер-ждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001. – № 1756-р/
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст]. – М., 2002.
Рекомендации об организации предпро-фильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профиль-ного обучения учащихся в общеобразователь-ных учреждениях на 2003/2004 учебный год [Текст] / Письмо Министерства образования РФ № 03-51-157 ин/13-03 от 20.08.03 г./
Соловьева, О. В. Прикладная направлен-ность обучения математике в основной школе как средство организации предпрофильной под-готовки [Текст] / О. В. Соловьева // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитар-ные и социальные науки». – 2009. – № 6.
Факультативный курс по математике: Учеб. Пособие для 7-9 кл. сред. шк. /Сост. И. Л. Никольская. – М.: просвещение, 1991.
Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учеб. Пособие для учащихся шк. И классов с углубл. изуч. Курса математики/ М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. – М.: Просвещение, 1992.
Алгебра: Для 8 кл.: Учеб. Пособие для учащихся шк. И классов с углубл. изучен. Математики/Под ред.Н.Я.Виленкина. – М.: Просвещение,1995.
Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: Учеб. Пособие/ В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. – М.: Просвещение,1991.
Дидактические материалы к урокам алгебры в 8-9 классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.(Серия «Школа радости»
Математика. Пособие для углубленного изучения математики для учащихся средних школ и поступающих в технические университеты. – М.: БРИДЖ,1994.
Журналы «Математика в школе»
Математика./ Еженедельное Учебно-методическое приложение к газете «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ».