kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательный проект «Использование разнообразных форм и методов в работе тьютора в школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня тьютор – это отдельная педагогическая позиция. Это педагог, сопровождающий процесс самостоятельной познавательной деятельности учащегося, профессионального самоопределения, способный оказывать непосредственное влияние на формирование различных компетентностей.

Цель тьютора – обеспечение освоения учащимся ресурсов, необходимых для построения собственной успешной образовательной программы. Другими словами – научить учащегося учиться.

Целью школы становится создание оптимальных условий для развития способностей учащихся и реализации их потребностей в определённых видах деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект «Использование разнообразных форм и методов в работе тьютора в школе»»





Образовательный проект: «Использование разнообразных форм и методов в работе тьютора в школе»














Автор: Чекмарева Клара Асфяновна

Должность: учитель математики и информатики



















2016 г.


Содержание

Аннотация проекта: ……………………………………………………………………………….……3

Проблема....................................................................................................................................................3

Объект проекта…………………………………………………………………………………………..3

Предмет проекта………………………………………………………………………………………....3

Гипотеза ………………………………………………………………………………………………….3

Цель проекта……………………………………………………………………………………………..4

Задачи:……………………………………………………………………………………………………4

Обоснование необходимости проекта……………………………………………………………….…4

Актуальность……………………………………………………………………………………………..4

Новизна…………………………………………………………………………………………………...5

Значимость……………………………………………………………………………………………….5

Планируемые результаты……………………………………………………………………………….5

Тип проекта………………………………………………………………………....................................5

Сроки проекта……………………………………………………………………………………………5

Основное этапы проекта.Теоретико – методологический…………………………………………….6

Реализация проекта. Практические результаты применения.……………………………………......11

Формы тьюторского сопровождения…………………………………………………….….…..12

План работы по повышению успеваемости и качества знаний учащихся…………………...12

План –карта познавательного интереса учащихся в 5 классе………………………………....13

Реализация модели тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся ……………………………………………………………………………………………..15

Практическая значимость…………………………………………………………………………...16

Методические рекомендации по развитию творческого роста ученика, создавая комфортные условия для его личности в образовательном процессе…………………………………………..…16

План мероприятий по реализации программы……………………………………………............17

Список использованной литературы…………………………………………………………………19

Приложение…………………………………………………………………………………………......20
























Аннотация проекта


«Тьютор» в переводе с английского языка – домашний учитель, репетитор, наставник, опекун. Должность тьютора впервые была изобретена в 12 веке, сначала в Оксфорде, затем в Кембридже. Тьютор непосредственно занимался индивидуальной образовательной программой каждого студента.

Сегодня тьютор – это отдельная педагогическая позиция. Это педагог, сопровождающий процесс самостоятельной познавательной деятельности учащегося, профессионального самоопределения, способный оказывать непосредственное влияние на формирование различных компетентностей.

Цель тьютора – обеспечение освоения учащимся ресурсов, необходимых для построения собственной успешной образовательной программы. Другими словами – научить учащегося учиться.

Целью школы становится создание оптимальных условий для развития способностей учащихся и реализации их потребностей в определённых видах деятельности.

Чем же отличается тьютор от учителя? Учитель обучает, управляет процессом. Тьютор поддерживает процесс, указывает пути самообразования. Учитель передаёт знания. Тьютор участвует в формировании индивидуальной ответственности за знание. Учитель использует методики обучения, а тьютор рефлексирует опыт самообразования.

В чём разница между классным руководителем и тьютором? Классный руководитель, отвечает за осуществление процесса обучения и воспитания в своём классе. А тьютор осуществляет сопровождение каждого школьника в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы.

Основными принципами, которыми руководствуется в своей деятельности тьютор, являются принципы открытого образования – вариативности и открытости. Принцип вариативности реализуется через выбор учащимся собственных вариантов деятельности. Принцип открытости – через интересы и предпочтения ребёнка, через индивидуализированное образование. Индивидуализированное образование отличается от индивидуального подхода в образовании. В первом случае учащиеся осваивают разное содержание, во втором – содержание одинаковое, разные способы его усвоения. Позиция тьютора базируется на признании права ребёнка на самостоятельность и индивидуальность, и совместную рефлексию пройденного пути.

Выделяются 3 направления деятельности тьютора: социальное – сопутствовать развитию умений жить в социуме, культурно-предметное – помогать освоению определённой культурной традиции и интересующего предметного материала, антропологическое (человеческое) – способствовать выявлению собственного потенциала и его развитию.

Мы видим, что тьютор – это особая категория педагога. Поэтому и личностью тьютор должен быть особенной. Это человек, который больше слушает, больше думает. Для него важно не говорить, а понимать. У него должны быть очень глубокие знания предметного, антропологического и методического содержания материала, чтобы он мог выходить на уровень философии и методологии науки. Тьютор должен быть глубоким человеком, обладать метапредметным мышлением.

Указанное противоречие выводит на проблему – отсутствие педагога-наставника, сопровождающего процесс самостоятельной познавательной деятельности учащихся и профессионального самоопределения.


Объект исследования 

Тьюторское сопровождение в образовательном процессе. 

Предмет исследования

Внедрение и использование разнообразных форм и методов в работе тьютора в образовательном процессе

Гипотеза

Если школьников во время обучения будет сопровождать тьютор, то своевременно будут выявлены способности учащихся, будут реализовываться их потребности, расширятся предметные и общие знания, сформируется готовность к самостоятельному и ответственному выбору дальнейшего профессионального образования.

Цель проекта

Через внедрение разнообразных форм и методов создание в школе условий для выявления, развития и поддержки детей, имеющих высокую мотивацию к обучению («Одаренные дети»), и детей, имеющих проблемы как в обучении, так и во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями («Группа риска»).

Задачи:

  1. Выявление детей, имеющих проблемы в обучении и организовать процесс тьютоского сопровождения.

  2. Развитие и поддержка способных, талантливых детей.

  3. Осуществление сопровождения обучения, поддержание мотивации обучения детей, имеющих проблемы в учебе и в общении с окружающими.

  4. Информировать учащихся, родителей о тьюторском сопровождении.

  5. Создать банк методических и дидактических разработок тьюторского сопровождения.


Обоснование выбора темы

     Современная школа предусматривает общую систему контроля: что ребенок должен знать и уметь к определенному классу или возрасту. Но дети не похожи друг на друга, они развиваются по –разному. Что для одного ребенка неудача, для другого большой успех. С помощью тьюторов появляется возможность отойти от общего, коллективного к частному. Обучение становится индивидуально направленным 

  Тьютор координирует самостоятельные занятия школьника, помогает выбирать специализацию и налаживать взаимоотношения с одноклассноками и учителями, подтягивает по плохо дающимся ученику предметам. Для учеников он выполняет роль психолога. Кроме того, тьютор определяет круг интересов ребенка.

   Позиция тьютора может выполняться и учителем на уроке и другим взрослым во внеурочном пространстве школы.

Тьютор работает с каждым конкретным школьником и должен в первую очередь ребенка учить. И понятно, что нельзя всех учить всему, и при этом одинаково. И понятно, что должны быть индивидуальные образовательные планы, определяющие, что, где, когда и как изучает ребенок. И понятно, что совсем необязательно, чтобы все из того, что войдет в его образовательный план, ребенок учил в школе. И тогда школа, а точнее взаимодействие Учитель-Ученик, нужна человеку для того, чтобы определить индивидуальный смысл его индивидуального образования. И тогда понятно, что в школе должна появиться новая педагогическая позиция – не «урокодатель», не предметник, узко ориентированный на свой предмет, а учитель, владеющий технологией совместного с ребенком поиска индивидуального личностностного смысла учения, выстраивания индивидуального образовательного плана и его рефлексии.

Тьюторское сопровождение очень интересно и привлекательно для педагога, который ценит и поддерживает самостоятельность ученика, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность за свою жизнь. Тьютор создает условия для их эффективного осуществления и обеспечивает осмысление, осознание учеником способов его деятельности.

В начале учебного года пятиклассники собираются на первый тьюторский сбор, на котором тьюторы рассказывают им о смысле, целях тьюторского сопровождения и формах работы с тьютором.


Актуальность проекта

В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения, связанные, прежде всего, с переходом на новую систему оценки качества обучения. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Сфера деятельности тьютора - построение индивидуализированной образовательной среды, создание на материале реальной жизни обучающегося «практики расширения его собственных возможностей», формирование его субъектности в процессе профессионального становления.



Новизна проекта

- Тема направлена на разрешение и освещение вопросов, связанных с разработкой и внедрением новых технологий, совершенствованием социальной сферы.

- Новое изложение, решение отдельных вопросов, частных сторон, частных задач.

- Тема повторяет известные работы и разработки, но отдельные аспекты представляют интерес

для рассмотрения.


Значимость исследования:


- Работа может быть рекомендована для опубликования, использована в практической деятельности.

- Может быть использована в учебно-исследовательской деятельности или учебном процессе образовательного учреждения.


Планируемый результат:

 

- Создание системы, ставящей своей целью помощь ученику.

- Расширение и совершенствование деятельности тьютора в системе научно – методической работы учителей школы.

- Повышение качества знаний по предмету;

- Изменение отношения детей к образованию, повышение их мотивации к обучению за счет расширения пространства учебного предмета;

- Вовлечение родителей в образовательный процесс.


Тип проекта

  • по методу:  исследовательский

  • по цели: практико-ориентированный

  • по времени реализации: долгосрочный


Сроки реализации проекта – 3 года
























1. Основные этапы проекта: .Теоретико – методологический

Есть старая притча, там нет слова тьютор, но есть тьюторский подход. Голодный попросил мудреца накормить его, а тот ответил: «Я могу дать тебе рыбу, но, поев, ты вскоре снова станешь голодным. Я могу дать тебе удочку, но однажды она сломается. Я могу научить тебя делать удочки, но когда-то ты придешь в лес, где не будет реки. Я могу научить тебя добывать себе пропитание, и тогда ты всегда сможешь накормить себя сам. И тебе уже не понадобится моя помощь, ты будешь свободен от меня. Выбирай свой путь».

Я думаю, что школа должна в первую очередь ребенка учить, в этом ее предназначение. Конечно, она должна быть безопасной, комфортной, гуманной и т.д. Обязательно. Школа это ситуация взаимодействия учителя и ученика, именно это взаимодействие удовлетворяет основную потребность, ради которой семья отдает ребенка в школу, а ребенок учится. Когда-то такой потребностью было стремление к общему идеалу, порядку, стабильности.

И понятно, что нельзя всех учить всему, и при этом одинаково. И понятно, что должны быть индивидуальные образовательные планы, определяющие, что, где, когда и как изучает ребенок. И понятно, что совсем необязательно, чтобы все из того, что войдет в его образовательный план, ребенок учил в школе. И тогда школа, а точнее взаимодействие Учитель-Ученик, нужна человеку для того, чтобы определить индивидуальный смысл его индивидуального образования.

Ученик может осознать свои затруднения, но именно Учитель знает, какие знания необходимы для их решения. И тогда понятно, что в школе должна появиться новая педагогическая позиция – не «урокодатель», не предметник, узко ориентированный на свой предмет, а учитель, владеющий технологией совместного с ребенком поиска индивидуального личностностного смысла учения, выстраивания индивидуального образовательного плана и его рефлексии.

Такого учителя можно называть по-разному: педагог индивидуального образования, наставник, учитель, обеспечивающий педагогическую поддержку.

Сущность тьюторского сопровождения заключается в целенаправленном создании тьютором ситуации осмысления учеником собственных образовательных выборов и действий. При этом у ученика есть некая образовательная потребность. А тьютор знает, как эту потребность можно удовлетворить культурным способом. Но не удовлетворяет. Знает, но не учит ученика готовому знанию! Тьютор обсуждает с ребенком, как тот сам достигает собственных целей: как выбирает цель, как определяет способы ее достижения, как действует, что получается, что не получается, каковы результаты его действий, насколько эти результаты удовлетворяют ученика, какое имеют значение для его жизни и что меняют в его образовательных потребностях.

Образовательные потребности ученика могут быть очень разными. Тьюторское сопровождение очень интересно и привлекательно для педагога, который ценит и поддерживает самостоятельность ученика, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность за свою жизнь.

Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных проектов осуществляется на базе учебного класса и наиболее эффективно в младших подростковых классах – 5-х, 6-х, 7-х.

Основное содержание тьюторского сопровождения в данной модели заключается в том, что ученик реализует серию образовательных проектов, т.е. проектов, направленных на удовлетворение его образовательных потребностей. Проекты могут быть кратковременными и долговременными, локальными и связанными друг с другом, главное в том, что они строго индивидуализированы и прямо связаны с образовательными запросами ребенка. Тьютор же создает условия для их эффективного осуществления и обеспечивает осмысление, осознание учеником способов его деятельности. Основными результатами тьюторского сопровождения образовательных проектов учащихся являются, во-первых, освоение учеником проектной деятельностью, формирование готовности ребенка к самостоятельному проектированию, во-вторых, развитие познавательных интересов учащегося, их осознание, выстраивание образовательной истории и индивидуальных образовательных перспектив.

В начале учебного года пятиклассники собираются на первый тьюторский сбор, на котором тьюторы рассказывают им о смысле, целях тьюторского сопровождения и формах работы с тьютором. Таким образом, вводится идея новой педагогической позиции – тьютора – не учителя, а наставника, который обсуждает способы познания и трудности, возникающие на этом пути, педагога который не отвечает на вопросы, а задает их.

Так как речь идет о пятиклассниках, очень часто именно тьютор делает обобщающий вывод о сущности познавательного интереса ребенка, на который в дальнейшем он будет ориентироваться. Для ученика итогом этого этапа сопровождения является формулирование образовательного вопроса – темы индивидуального образовательного проекта. Обычно он формулируется как фраза «Я хочу узнать …, эти знания я использую для того, чтобы сделать …». Важно, чтобы образовательный вопрос не был очень широким, чтобы его разработка была по силам ученику. Вместе с тем, тьютор должен очень тщательно следить за тем, чтобы не подменить, не исказить сущность интереса ребенка своим пониманием.

Дальнейшее тьюторское сопровождение строится вокруг разработки этого проекта. Основными формами работы тьютора с подростком на этом этапе являются:

- разработка план-карты образовательного маршрута;

- сбор портфолио образовательного проекта;

- подготовка проектного продукта.

План-карта образовательного маршрута – это список средств реализации проекта. План-карта - это план сбора информации по интересующему вопросу и фиксирование способы действий и ожидаемый результат. Ребенок предлагает и обсуждает с тьютором места, в которые он может обратиться за информацией. В этом списке, конечно, есть достаточно традиционные места (библиотека, Интернет), однако позиция тьютора заключается в том, чтобы побуждать ребенка запланировать (придумать) как можно больше возможных источников получения информации.

Аналогично выстраивается работа с портфолио проекта – это вещественные следы интереса ребенка. Соответственно содержание портфолио в очень большой степени зависит от того проектного продукта, который предполагается. Относительно это продукта отбирается материал. Однако для тьютора наибольший интерес представляет рефлексия деятельности ребенка и для него важно, что бы у ученика оставался материал не только о том, что он узнал, что он делал, но и о том, как он это узнавал, как он это делал.

В портфолио достижений могут входить:

  • оригиналы или копии исследовательских или проектных работ тьюторанта (можно на электронных носителях);

  • отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов, работающих в представляемой области интереса;

  • грамоты, дипломы, сертификаты полученные учащимися во время участия в различных конкурсах и акциях.

Завершающим этапом тьюторского сопровождения образовательного проекта ребенка является анализ итогов деятельности и определение смыслов проекта для ребенка, роли проекта в его индивидуальной образовательной истории. Задача тьютора – «раскрутить» познавательный интерес ребенка до образовательных действий. Вот эти-то действия в дальнейшем тьютор и будет обсуждать, на этом обсуждении будет выстраивать анализ способов деятельности ребенка и, таким образом, развивать проектную деятельность учащегося. И здесь есть две формы работы.

Первая форма работы, групповое событие, позволяющее продемонстрировать и проанализировать продукт проекта: задуманное действо (например, игра) или презентация продукта проекта (например, фото-альбом). Для ребенка очень важно увидеть реальный результат своих действий, получить поддержку, внимание, одобрение, повысить свой статус. Для тьютора это событие, которое потом он будет обсуждать с ребенком, анализируя эффективность и значение его образовательных действий. Это может стать точкой роста, развития образовательного проекта, может помочь удержать интерес ребенка. Или помочь осознанно отказаться от дальнейшей разработки темы (да, я знаю об этом не все, но мне это уже не интересно).

Второй формой работы является тьюторская встреча, на которой тьютор и ученик обсуждают изменения, произошедшие в ребенке за время разработки проекта: что узнал, что научился делать, что появилось (исчезло) в характере, как изменились интересы, как изменилось отношение к себе, другим, миру, что будем делать дальше. Тьютор предлагает сделать выбор: работаем дальше с этим же интересом или меняем его. И начинается новый цикл.

Разработка план-карты образовательного маршрута, сбор портфолио образовательного проекта и подготовка проектного продукта в большинстве случаев осуществляются параллельно.



Однако уже на этапе разработки план-карты появляется необходимость обсуждения идеи проектного продукта, в то время как план-карту целесообразно обсуждать на каждой тьюторской встрече и постоянно не просто «сверяться» с запланированным маршрутом, но вносить в него коррективы, учитывая трудности и успехи отработки предыдущих маршрутных точек. Может быть, что ученик очень быстро найдет интересный и удовлетворяющий его интерес материал, в таком случае завершение прохождения план-карты может быть и необязательным. Еще раз подчеркнем, что тьютор обсуждает с ребенком варианты действий, дальнейших ходов, их эффективность или проблематичность, но решение принимает ребенок.

Все эти приемы могут быть использованы в групповой форме. Однако они дают только первичный материал для анализа. Главное – это беседа тьютора и ученика, на которой они разбираются, что и почему интересует ребенка.

Более продуктивно работать в малых тьюторских группах: 1 тьютор и 3-5 ученика, которые собираются на общую тьюторскую встречу. Один тьютор обычно ведет 2 - 4 группы.

Темп продвижения детей в рамках образовательного проекта у всех разный, однако, в рамках малой тьюторской группы легче выдерживать некоторую периодичность тьюторских встреч. Для пятиклассников наиболее удобным режимом является одна встреча в неделю. Для семиклассников – одна встреча в 2 недели. Продолжительность встречи практически невозможно определить заранее – она может длиться и 15 минут, и более часа, все определяется количеством обсуждаемого материала и анализируемых действий. Тьюторские встречи не являются обязательным учебным занятие и их расписание вынесено во вторую половину дня.

Тьюторское сопровождение образовательных проектов учеников 6-7 классов осуществляется в той же логике, что и сопровождение пятиклассников. К концу седьмого класса проектирование как предмет взаимодействия тьютора и ученика становится для него менее интересным, чем выстраивание собственных образовательных перспектив. Для подростка большое значение приобретает понимание того, что он может и должен выбирать приоритеты в своем образовании


Основные этапы тьюторского сопровождения:

1.  Диагностико-мотивационный этап.

2.  Проекционный этап.

3.  Реализационный этап.

4.  Аналитический этап.


1. Диагностический этап

На диагностическом или ориентировочно-диагностическом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (естественно, в зависимости от той возрастной ступени). В тьюторской практике уже накоплены специальные методы и приемы, помогающие тьютору на этом первом этапе:

- методика запуска работы с портфолио,

- анкетирование,

- тестирование,

- свободное интервью, определение имеющегося у тьюторанта начального объема знаний по теме заявленного интереса.

На данной начальной ступени тьюторского сопровождения направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.

2. Проектировочный этап

Необходимым условием для реализации этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьюторант собирает тематический портфолио, посвященный данной теме, по содержанию он представляет собой информационный портфолио. Там собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и тьюторантом. На этапе поиска новой информации, формулировки темы предстоящего исследования или проекта, а также в период подготовки выступления или защиты.

Тематический портфолио для сбора информации также может применяться и в дальнейшем – на этапе разработки учебного проекта, исследования, планирования образовательного путешествия, подготовке к игре «Дебаты» и т.д.

В тематический портфолио, как правило, входят:

• материалы по истории и теории вопроса;

• оригиналы авторских работ по предмету;

• список образовательных ресурсов и возможных информационных источников;

• рецензии на ранее прочитанное и увиденное, связанное с областью данного интереса;

• фотографии, иллюстрации и т.п.;

• «карта познавательного интереса»;

• планы, графики, схемы, маршруты предполагаемой образовательной экспедиции;

• списки необходимого, по мнению тьюторанта, оборудования для проведения будущего проекта, исследования, творческой работы, образовательной экспедиции и т.п.;

• любые материалы, которые сам тьюторант считает необходимым разместить с их кратким письменным обоснованием.

К этой информации тьютор, школьные педагоги и сам учащийся будут еще не раз возвращаться:

-сопоставлять и сравнивать намеченные планы и их реализацию;

-анализировать время, посвященное тому или иному проекту или исследованию;

-намечать перспективы.

На этом этапе тьютор помогает школьнику составить так называемую «карту» познавательного интереса, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора на данном этапе являются поддержка самостоятельности и активности, стремление тьюторантов отыскать собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных интересов.

3. Реализационный этап

На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска.

Презентация может быть организована различными способами:

• устное небольшое сообщение во время тьюториала (занятия в минигруппе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере);

• выступление на классном часе или уроке (тьютор может заранее договориться с классным руководителем или учителем-предметником насчет выступления тьюторанта с рефератом или

небольшим сообщением в рамках темы урока или классного часа);

• специально организованная презентация в период итоговой школьной конференции учебных исследовательских и проектных работ;

• творческий фестиваль и т. п.

На этом этапе оформляется новый тип портфолио – презентационный. Он создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной тьюторантом специально для представления наиболее значимой по мнению школьника информации, наглядно свидельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования). Эти материалы могут быть продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы.

В презентационный портфолио могут входить:

• отобранные материалы из тематического портфолио, которые помогают увидеть наиболее значимые для ученика этапы осуществленного им поиска и сделать их живыми и увлекательными:

  • любопытные находки, факты, трудности с которыми столкнулся учащийся и т.п.;

• статистические материалы;

• схемы, таблицы, графики, используемые в работе;

• обоснование и анализ учащимся отобранных им в портфолио материалов;

• рефлексиное заключение тьюторанта о проделанной работе и перспективные направления будущих поисков;

• «знаки отличия» – документы, позволяющие обнаружить социальную значимость полученных в изучении той или иной темы результатов: грамоты, газетные вырезки, репортажи. Возможны также письменные рецензии педагогов, родителей, школьных товарищей, также интересующихся данной темой.

4. Аналитический этап

На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам всего процесса работы и презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится рефлексия. Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.

Таким образом, в целом, аналитический (рефлексивный) этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов.

На этом этапе становится востребованным третий тип портфолио – портфолио достижений, демонстрирующий достигнутые в этой работе тьюторантом результаты. Такой портфолио помогает оценивать прогресс учащегося в развитии познавательного интереса в избранной области, помогает в написании заключительных эссе, резюме, других видах итоговых работ.

В портфолио достижений могут входить:

• оригиналы или копии творческих работ тьюторанта;

• отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов, работающих в представляемой области интереса;

• отзывы сверстников, одноклассников и т. п.;

• выписки из журнала успеваемости, экрана рейтингового оценивания и т.п.;

• сопроводительное письмо тьютора: оценка работы и описание перспектив возможного дальнейшего развития;

• резюме самого тьюторанта: краткое описание наиболее важных с его точки зрения достигнутых в этой работе результатов






































2. Реализация проекта. Практические результаты применения


С введением ФГОС меняется отношение общества к образованию и воспитанию. Сегодня предъявляются новые требования, как к структуре, так и к условиям реализации основной образовательной программы, к результатам ее освоения. Наряду с этим изменилась и методология стандарта образования. Системообразующей составляющей которого стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

Под результатом образования сегодня понимают:

  • новый тип выпускника: ответственная, инициативная личность, активно моделирующая собственную судьбу и позитивно преобразующая окружающий мир;

  • новый тип учителя: профессионал, владеющий многими стилями обучения и организующий различные виды коммуникаций;

  • новый тип взаимодействия «учитель – ученик - родитель»: партнерское взаиморазвивающее сотрудничество, решение коллективных задач, проверка образовательных стратегий в жизненных ситуациях;

  • новый тип образовательного процесса: школой становится весь мир, а педагог лишь помогает ученику выстроить образовательный маршрут;

  • новый тип школы, не ограниченной одним местом и зданием, работающей как коммуникативная среда, система идей, стандартов и моделей сотрудничества.

Поэтому на учителя накладываются новые функции, не только дать знания, но и научить самого ребенка учиться. Учитель становится не только носителем информации (как раньше), а инструментом получения знаний, т. е он должен выступить в новой для себя роли. В тоже время, содержание учебного материала остается прежним, меняются методы и технологии обучения, т.е. деятельность, как учителя, так и учащихся, на уроках должна быть организована по–другому.

Существует много методов и технологий обучения. Многие из них сегодня облекаются в новую форму. Использование любой современной педагогической технологии позволяет учителю развивать определенное содержание предметных связей учащегося.

Но не все современные педагогические технологии могут быть эффективно использованы на уроках математики. Поэтому моя задача, как учителя и наставника подобрать такие технологии и методы обучения, которые позволили бы мне не только научить ребенка, но и сформировать у него умения применять свои знания в социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять организацию сотрудничества с педагогами, сверстниками, строить индивидуально образовательные траектории.

В своей работе я использую различные педагогические технологии, методы обучения. Но все же предпочтение отдаю:

-методу учебного проектирования,

- информационным и интерактивным технологиям,

- кластер,

- интеллект-карта.

Использование метода учебного проектирования помогает учащимся самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников. В процессе работы они приобретают коммуникативные умения (особенно в процессе групповой работы), развивают свои исследовательские умения (умения выявлять проблему, отбирать из большого объема информации необходимую, проведения эксперимента, анализа и синтеза, построения гипотез …). Информационные технологии все больше и больше входят в практику моей работы. В процессе обучения дети учатся работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы, создавать сайты (на моем сайте можно познакомиться с этой работой), обмениваться информацией. Учащиеся сопровождают свои ответы и выступления презентациями.

В проведении лекционно-семинарских занятий очень помогает интеллект-карта. Сначала идет крупноблочное объяснение теоретического материала, затем – урок усвоения теории, на котором рассматриваются ключевые задачи. Потом следуют уроки-практикумы, уроки коррекции знаний. На обобщающем уроке, в том числе и в форме семинара, проверяются творческие задания по теме. Цель проведения такого метода состоит в том, чтобы сделать теоретические обобщения изученного материала, выделить основные методы, способы и приемы решения математических задач, показать связь математики с жизнью, с практикой. Подготовка к таким урокам расширяет самостоятельную работу учащихся, приучает их к углубленному изучению различных источников, написанию докладов, рефератов. Учит их выступать с самостоятельными сообщениями, отстаивать свои суждения, готовит к участию в общественной жизни и продолжению образования, способствует развитию у них познавательных и исследовательских умений.

Все эти приемы, методы и технологии обучения меняют модель учебного процесса.

2.1. Формы тьюторского сопровождения

На практике хорошо себя зарекомендовали следующие формы тьюторского сопровождения:

Индивидуальная тьюторская консультация(беседа)

Это индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляющая собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

Групповая тьюторская консультация

На этих занятиях реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников со схожими познавательными интересами. Педагог-тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе.

С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой — обеспечивает её продуктивность.


2.2. План работы по повышению успеваемости и качества знаний учащихся.


  1. Добиться усвоения знаний и навыков по предмету в соответствии требований государственных стандартов образования к минимальному уровню подготовки обучающихся.

2. Обращать особое внимание на мотивацию деятельности ученика на уроке.

3. Создать комфортные условия работы для всех учащихся на уроках.

4. Практиковать разноуровневые контрольные работы, тесты с учетом уровня подготовленности учащихся.

5. Создать условия для своевременной ликвидации пробелов знаний учащихся.


В этом году, взяв 5 класс, я провела исследования по изучению уровня мотивации деятельности учащихся на своих уроках. Значит моя задача – развить интерес Предложила им заполнить следующую анкету:

  1. Проявляю интерес к отдельным фактам.

  2. Стараюсь добросовестно выполнять задания.

  3. Получаю удовольствие от решения задач.

  4. Мне интересно обобщать, находить закономерности.

  5. Мне интересны не только знания, но и способы их добывания.

  6. Я хочу заниматься самообразованием.


Учащиеся, их 2 человека, должны были по трехбалльной шкале (2 – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда) оценить соответствие каждого тезиса с собственными ощущениями. Результаты диагностики были неожиданными. 100 % учащихся проявляли ситуативный интерес к предмету, 100% учили материал по необходимости, потому что надо, 50% учащихся проявляли устойчивый интерес, а 50% - повышенный познавательный интерес к предмету.


На первом родительском собрании провела изучение отношения к математике у родителей учащихся. В результате анкетирования было выявлено, что 50 % из них определяют математику как основной предмет обучения в школе, 50 % предполагают для детей дальнейшее изучение математики в ВУЗе, 50 % родителей равнодушны к математическому образованию.

Данные, полученные в ходе диагностики, определили задачу моей работы: найти такую технологию обучения, при которой у детей интерес к изучению математики приобретает характер устойчивого и постоянного интереса. Такой технологией на мой взгляд, является тьюторство.

После определения уровня мотивации, я определила основные проблемы в изучении математики как в целом у всего класса, так и индивидуально у каждого учащегося. В этом мне помогли индивидуальные карты учащихся: карты затруднений, карты познавательного интереса.


2.3. План – карта познавательного интереса учащихся в 5 классе.


тема

Знаю материал и умею оперировать знаниями

Любые задания на уроке выполняю с удовольствием

Предпочитаю сам найти ответ, а не получить его от другого

Никогда не пропускаю уроки без уважительной причины

Доброжелательно реагирую на просьбы и замечания учителя

Активен при разборе нового материала

На уроке всегда работаю самостоятельно

Часто выступаю с дополнительными сообщениями на уроке

Могу объяснить тему товарищу

1

Натуральные числа и шкалы










2

Сложение и вычитание натуральных чисел










3

Умножение и деление натуральных чисел










4

Площади и объемы










5

Обыкновенные дроби










6

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей










7

Умножение и деление десятичных дробей










8

Инструменты для вычислений и измерений











Итого












Проанализировав все карты, я формулирую цель тьюторской деятельности. Цель – формулируется учеником совместно с тьютором в ходе тьюторской встречи и необходимо сформулировать как можно конкретнее. Особенностью данного этапа, на мой взгляд, является то, что фактически всегда в ходе взаимодействия с учеником - тьютором, цель корректируется и видоизменяется, как раз в сторону детализации и конкретизации. Я заметила, что в 5 классе одна ученица испытывает затруднение при решении примеров и математических задач. Вторая ученица, которая хорошо владеют вычислительными навыками и математическими знаниями, выразила желание объяснять своей однокласснице.

Сформировав цель и поставив перед собой задачи, создаю тьюторскую взаимопомощь. Разрабатывается план работы тьюторской помощи, включающую работу в урочное и внеурочное время.

Следующий этап – реализация и обсуждение работы тьютора. На данном этапе ученик - тьютор в основном действует самостоятельно, встречаясь периодически (обычно 1 раз в неделю) с преподавателем для обсуждения возникающих трудностей и достигнутых результатов. Предметом обсуждения выступает динамика изменений в карте образовательной саморефлексии, оценка проблем и достижений. Обсуждение строится главным образом как обсуждение вопроса, почему именно этот материал важен.

Анализ итогов образовательной деятельности ключевой этап в тьюторском сопровождении. Собственно можно сказать, что анализ итогов деятельности начинается буквально с первых этапов, т.к. содержанием тьюторского сопровождения является анализ конкретных действий и операций. Ученик - тьютор в данном случае выступает основным экспертом, характер и содержание тьюторского вопроса показывают необходимость дополнительной экспертизы, но решение принимается учеником и учителем совместно.

Таким образом, тьюторское сопровождение – это технология сопровождения самостоятельной образовательной деятельности подростка, которая позволяет, с одной стороны, учитывать индивидуальные особенности познавательного интереса и индивидуальной истории подростка. С другой стороны – развивать предметную составляющую.

Учитывая все выше сказанное, можно сформировать структурно-функциональную модель тьюторского сопровождения (поблочно):

  1. Содержательный

  2. Мотивационный

  3. Блок способов, знаний и умений

  4. Организационно-деятельностный

  5. Диагностический.


Благодаря тьюторскому сопровождению учащиеся осваивают различные виды деятельности. Это поиск закономерностей, формирование способа и техники поиска и систематизации материала, сбор примечательных фактов, оформление и формулировка вопросов и проблем на основе вопросов, создание умозаключений, выводов и обобщений, конструирование объяснений, выдвижение гипотез, предположений, версий, работа с текстами, с современными научными гипотезами, альтернативными точками зрения, изложение своего взгляда и отстаивание позиции, рефлексия познавательной деятельности, рецензирование работ.

Тьюторство в математике – это сложный, но увлекательный процесс. Я приведу лишь несколько примеров использования технологии тьюторского сопровождения.

Учащийся может выступать в качестве тьютора и при проверке домашних заданий, как при осуществлении непосредственной проверки тетрадей, так и при разборе непонятных, сложных вопросов и с помощью интерактивных средств обучения (интерактивной доски, системы ответа и голосования).

Я использую технологию «Ученик – тьютор» не только на уроках, но и во внеклассной деятельности. При подготовке мероприятий в рамках недели математики, таких как «Математическая ярмарка», «Математический поезд» и др.,

Проведя мониторинг, я заметила, что при использовании данной технологии легче воспринимается учащимися учебный материал.


2.4. Реализация модели тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся

Этапы

3. Практическая значимость

3.1. Методические рекомендации по развитию творческого роста ученика, создавая комфортные условия для его личности в образовательном процессе.

Способы работы с ЭД "Математика, 5-11 классы. Практикум", как, впрочем, и любой обучающей программы, зависят от имеющегося оборудования. Ниже перечисляются типичные варианты технического оснащения и соответствующие им формы организации обучения. В ОП имеются материалы, которые можно использовать во всех вариантах, но для каждого из типов материалов, перечисленных в разделе 6 настоящего "Руководства", имеется своя оптимальная техническая комплектация. Об этом соответствии разных видов материалов и оборудования также говорится ниже.

Демонстрационная форма работы

Учитель демонстрирует на большом экране иллюстрации к теоретическому материалу,

знакомит с новыми понятиями и фактами, знакомит со способами решения задач и т.п.

Эта форма наиболее пригодна при использовании материалов с наименьшей степенью интерактивности, например, флеш-демонстраций, содержащих примеры выполнения заданий и т.п.

Диалоговая форма работы

Эта форма является промежуточной между демонстрацией и индивидуальной работой учеников за компьютерами. В данном случае учитель играет роль посредника между учащимися и компьютером, обсуждает с классом возможные варианты продолжения построения или ответы на вопросы, задаваемые в ходе демонстрации с экрана, фильтрует и реализует поступающие предложения. При этом совсем необязательно отсеивать ошибки, наоборот, умышленно выбирая неверные предложения, можно достичь большего эффекта, обучая учащихся на их заблуждениях. В диалоговой форме можно работать практически со всеми материалами ОК, в том числе с конструктивно-экспериментальными заданиями и с пошаговыми разборами решений. Таким образом можно наиболее эффективно объяснять как теоретические сведения, так и порядок выполнения заданий.

Форма работы "ответ у доски"

Ученик решает задачу за компьютером, остальные следят за процессом решения и вмешиваются в него, если желают поправить или добавить что-то к решению. По характеру воздействия эта форма близка к диалогу учитель-класс, но из-за того, что все действия выполняет ученик, может потребовать слишком много времени, так что применять ее надо с осторожностью.

Компьютерный класс

ЭД "Математика, 5-11 классы. Практикум" допускает все формы работы в компьютерном классе, в том числе работу небольшими группами. Это наиболее эффективная ситуация для выполнения заданий на построение, экспериментально-исследовательских, для работы с программными модулями, решения задач с проверкой ответов и разбором решений.

Безусловно, наилучший вариант оборудования – компьютерный класс с проектором. Он обеспечивает все формы работы с материалами в классе под руководством учителя, позволяет преодолевать определенную несовместимость части заданий ЭД с классно-урочной системой.

Другие формы работы с участием учителя

Домашние задания при наличии компьютера дома можно использовать

  • для решения задач и повторение материала, пройденного в классе,

  • для выполнения проектных работ.

Дистанционное обучение (при наличии тьютора и канала связи):

  • все формы работы при наличии конференц-связи;

  • работа по индивидуальному плану.

Самостоятельное обучение

Самостоятельная работа с диском оптимальна. Однако, следует отметить, что на диске достаточно широко представлены материалы, формально находящиеся за пределами школьной программы, но вполне доступные по уровню сложности, особенно в своей экспериментальной части, школьникам младших ступеней. Роль таких задач можно сравнить с ролью научно-популярной и так называемой "занимательной" литературы по математике или математических кружков. Авторы ОК старались сделать такие задания как можно более интересными и привлекательными. Самостоятельная работа (и в чем-то – игра) с ними может пробудить интерес к математике у детей всех возрастных групп.

Некоторые методические особенности заданий Открытость заданий

Подавляющее число заданий в ЭД являются "открытыми", в том смысле, что на первое место при их выполнении выдвигается не конкретный результат, а процесс его получения, примененные методы и инструменты. Поэтому многие задания даны в нескольких вариантах, реализующих разные пути движения к одной цели. Более того, некоторые "живые чертежи" являются по существу заготовками, отражающими общую структуру некоторых математических объектов. На их основе учителя и ученики могут создавать неограниченное разнообразие моделей конкретных объектов и задач.

Дифференциация по сложности

Многовариантность заданий во многих случаях направлена и на расширение спектра их сложности – от версий, где практически всю работу надо выполнить с нуля, до тех, где модель уже построена, и нужно только провести эксперимент, подкрепить измерениями высказанные в задании утверждения и т.п. Дифференциация по сложности обеспечивается и самой структурой заданий, включающей обычно три этапа: подготовку к проведению эксперимента, то есть построение модели, проведение эксперимента, например, путем вариации входных и измерения выходных параметров, обработку результатов, формирование заключений. Благодаря такой структуре даже в одном задании можно выделить этапы, доступные и интересные ученикам разного возраста и уровня.

Контроль

Речь идет о средствах программного контроля над работой учащегося и ее результатом, присутствующих в том или ином виде во всех современных электронных обучающих изданиях. Остановимся на этом вопросе подробнее. Будем говорить о трех сторонах этого важного компонента учебного процесса. Ими являются:

  • регистрации результата с выставлением оценки;

  • управление доступом учащихся к информации, содержащейся в заданиях;

  • извещение учащегося о правильности или ошибочности его действий.


3.2. План мероприятий по реализации программы


п/п

Мероприятия

Формы работы

Сроки

5 класс

1

Диагностика первичного образовательного и личностного запроса обучающегося, его интересов, склонностей. Составление образа желаемого будущего.

Свободное интервью

Сентябрь

2

Выяснение образовательного заказа семьи.

Индивидуальная беседа с родителями

Сентябрь

3

Определение доступных образовательных ресурсов и возможностей их дополнительного привлечения.

Информационная консультация

Сентябрь

4

Оказание помощи в определении для изучения курсов по выбору, тем исследований и проектов.

Индивидуальное собеседование

Сентябрь

5

Разработка индивидуальной образовательной программы, выбор маршрута реализации

Консультация

Сентябрь

6

Начало сбора портфолио.

Консультация

Октябрь


7

Методика проектно-исследовательской деятельности.

Консультация

В течение года

8

Развитие коммуникативной компетентности


Анкетирование, тестирование

Ноябрь


9

Способы планирования, анализа, рефлексии результатов образовательной деятельности

Консультация

Февраль


10

Интернет - технологии в образовании.

Консультация

Февраль


11

Оформление портфолио.

Консультация

Апрель


12

Мониторинг развития личностных качеств учеников.

Анкетирование, тестирование

Май

.

13

Мониторинг усвоения содержания обучения. Анализ результатов тьюторского сопровождения.

Рефлексивный анализ деятельности

Май







              

Форма контроля тьютора.

 

Ф.И.ребенка

Дата

Вид проводимой работы

Планируемый результат

 

 

 

 

 

  

  Результаты работы за четверть.

 

  Ф.И. ребенка

Форма работы

 

Результат

 

 

 

 


ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ТЬЮТОРА.

 

1.    Тьютор составляет план работы в соответствии с особенностями детей, спецификой исследовательской работы или проектной деятельности.

2.    Ежедневно тьютор ведет учет посещаемости и успеваемости учащихся.

3.    Еженедельно тьютор отслеживает продвижение учеников в индивидуальном проекте или исследовании, проводимом учеником.

4.    За две – три недели до окончания четвертей тьютор подводит предварительные итоги успеваемости и составляет с учениками планы ликвидации пробелов и задолженностей.

5.    Тьютор представляет отчет курирующему завучу через 2 дня после окончания четверти.

6.    Работу тьютора курирует заместитель директора по учебной работе и директор школы.

7.    Сообщения тьютора о проделанной работе заслушивают на совещаниях при директоре, методических совещаниях, на педагогическом совете.


.




















Список использованной литературы:

1.  Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников, методический конструктор, пособие для учителя, Москва, «Просвещение», 2010г.

2.  Ковалёва Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании// Лекции 1-4 Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

3.  Рыбалкин И. В. Идея тьюторства – идея педагогического поиска//Тьюторство: идея и идеология: Материалы 1-ой Межрегиональной тьюторской конференции – Томск, 1996г.

4.  Ясвин В. Проектирование развития школы, библиотечка «Первое сентября», выпуск 32, Москва, Чистые пруды, 2011г.


Интернет- источники:

1.  .  Т. М. Ковалёва «Открытое образование и современные тьюторские практики».

2.  Долгова Л. М. «Тьюторство в аспекте результативности образования».

3 Н. В. Рыбалкина «К истории тьюторства».












































Приложение.


Диагностический инструментарий.

1.  Опросник для учащихся «Что даёт мне тьюторское сопровождение?».

2.  Опросник для родителей «Что даёт моему ребёнку тьютерское сопровождение?».

3.  Опросник для педагогов «Что даёт тьюторское сопровождение учащимся?».

4.  Индивидуальная карта расчёта рейтинга портфолио учащегося


Опросник для учащихся «Что даёт мне тьюторское сопровождение?»

Обведите кружком ответы, которые подходят к Вам.

1.  Осознал свои способности.

2.  Выстроилась траектория профессионального образования.

3.  Есть помощь в подготовке к конкурсам, олимпиадам.

4.  Стало легче решать проблемы учёбы.

5.  Всё осталось по-прежнему.

6.  Появились дополнительные трудности в учёбе.

7.  Научился самостоятельно получать знания.


Опросник для родителей «Что даёт моему ребёнку тьютерское сопровождение?»

Обведите кружком ответы, которые подходят к Вам.

1.  Стал увереннее, знает к чему стремиться.

2.  Активно участвует в конкурсах и олимпиадах разного уровня и вида.

3.  Своевременно решаются проблемы учёбы.



4.  Всё осталось по-прежнему.

5.  Появились проблемы в учёбе.

6.  Другое …


Опросник для педагогов «Что даёт учащемуся тьютерское сопровождение?»

Обведите кружком ответы, которые подходят к Вам.

1.  Повысилось качество обученности учащихся.

2.  Увеличилось количество и качество участия учащихся в конкурсах и олимпиадах.

3.  Выпускники определились с выбором профессионального образования.

4.  Учащиеся стали самостоятельнее, целеустремлённее.

5.  Всё осталось по-прежнему.

6.  Другое…






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чекмарева Клара Асфяновна

Дата: 24.01.2016

Номер свидетельства: 281903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Современные средства оценивания  результатов освоения  ООП  ООО по биологии"
    ["seo_title"] => string(83) "sovriemiennyie-sriedstva-otsienivaniia-riezul-tatov-osvoieniia-oop-ooo-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "253179"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447527761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства