kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О МОТИВАЦИОННО-ПРОГНОЗИРУЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЯХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "О мотивационно-прогнозирующих математических сочинениях на уроках математики в средней школе" является результатом опыта работы коллектива учителей математики МБОУ "Лицей №2" г. Дзержинский Московской области Айвазовой Аиды Исмаиловны, учителя высшей квалификационной категории, Селивановой Ольги Анатольевны, учителя высшей квалификационной категории, Осекиной Екатерины Игоревны, учителя второй квалификационной категории. Данная статья носит методический характер, подчеркивает актуальность комплексного подхода к преподаванию математики, сочетая психологический, педагогический и предметный аспекты. Данный подход особенно актуален в современной образовательной деятельности при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов  (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования. Методы и формы работы, описанные в данной статье, позволят любому педагогу задействовать разнообразные методические приемы, отвечающие возрастным, индивидуальным и познавательным особенностям учащихся. На наш взгляд, отмеченные в статье способы организации учебного процесса при обучении математики способствуют формированию устойчивых метапредметных связей.

Данная статья может быть интересна как учителям, работающим в общеобразовательных классах, так и учителям, которые преподают в классах с углубленным изучением математики. Универсальность методов, используемых нашим коллективом учителей, позволяет расширить возрастной диапазон и использовать данный опыт работы как в начальной школе, так и в старшем звене. 

Одной из мотивационных составляющих использования описанных приемов является формирование надпредметных умений и навыков средствами математики. В старшей школе использование элементов эссе при написании мотивационно-прогнозирующих математических сочинений создают дополнительную подготовку к единому государственному экзамену по предметам, где написание эссе является неотъемлемой частью работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О МОТИВАЦИОННО-ПРОГНОЗИРУЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЯХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ »

О МОТИВАЦИОННО-ПРОГНОЗИРУЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЯХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

(из опыта работы учителей математики МБОУ «Лицей №2» г. Дзержинский Московской области Айвазовой А.И., Селивановой О.А., Осекиной Е.И.)

Создание благоприятных условий для развития учащихся, исполь­зование их внутренних резервов, физических и духовных возможнос­тей обеспечивают в процессе учебной деятельности надлежащий пси­хологический климат, активизацию тех факторов, которые побужда­ют детей учиться. Все это заставляет учителей-предметников искать наиболее эффективные приемы работы, новые метода и подходы в обу­чении им.

Необходимость актуализации познавательных потребностей учащихся общении с наукой на уроках математики выдвигает на первый план в качестве основной функции учителя мотивационное обеспече­ние уроков, а это возможно только тогда, когда учитель глубоко пони­мает психологические механизмы влияния на школьника, зная его зап­росы, интересы, ценностные ориентации, внутреннюю позицию, осо­бенности мышления.

Одним из способов для решения данных проблем и для повыше­ния мотивационной составляющей учебного процесса является прове­дение математических сочинений.

Характер и цели их написания позволяют учителю называть их мотивационно-прогнозирующими математическими сочинениями.

Математические сочинения такого типа - это своеобразное эссе на конкретную математическую тему, написанное в любом, выбран­ном учеником, жанре (детектив, сказка, фантастика, юмор и т.д.). Оно представляет собой либо самостоятельно сконструированную задачу по изучаемой теме, либо изложение основных понятий, свойств, зако­номерностей в необычной комбинации задуманного сюжета. Пишется математическое сочинение в классе на уроке, по обдуманному дома плану и является частью комбинированной самостоятельной работы учащихся. Чаще всего написание сочинения занимает около 30 минут урока, оставшиеся 15 минут отводятся на самостоятельное решение ряда задач по изучаемой теме.

Подготовка к математическому сочинению начинается с первых дней изучения темы, когда ученикам сообщается, что по данной теме будет написано сочинение.

Желание найти то наиболее интересное, что впоследствии ляжет в основу их творчества и необходимость выделить главное в изучае­мой теме, заставляет учеников быть внимательнее на уроках, при ра­боте учебником и дополнительной литературой, исследовать и исполь­зовать в своих работах межпредметные связи, осуществлять такие приемы мыслительной деятельности, как аналогия, абстрагирова­ние и обобщение.

Основные требования, предъявляемые нами к математическим сочинениям, заключаются:

1) в соответствии изучаемой темы;

2) в наиболее полном раскрытии основных понятий, свойств и закономерностей темы;

3) в эмоциональности и, по возможности, художественности из­ложения.

В качестве примера, приведем сочинение ученика 8 класса по теме "Теорема Пифагора".

В основу идеи сочинения был положен чертеж, представленный в одной из книг по истории математики.

"Давно это было. В одной деревне умер старик и оставил двум своим сыновьям в наследство три квадратных участка земли, располо­женных как показано на рисунке.

рис. 1

Старшему сыну достался 3-й участок, а младшему - 1-й и 2-й. Обиделся старший сын. "Несправедливо поступил отец, видно, любил он тебя больше, раз больше земли оставил", - говорил он младшему брату. Совсем рассорились братья. Услышал эту историю мудрец из соседней деревни и сказал: "Я могу помирить вас. Отец любил вас одинаково, и земли дал вам одинаково, просто вы не знаете теоремы Пифагора. Вот смотрите".

Он начертил чертеж (рис. 1) и написал:

 +  = 

= a2; S2 = b2; S3 = с2

 + S2 = S3

Так теорема Пифагора помирила двух братьев".

В данном сочинении не только излагается теорема Пифагора, применяются знания, полученные ранее (площадь квадрата), но и по существу приводится иное, чем на уроке, доказательство теоремы с использованием треугольника с квадратами, построенными на его сто­ронах.

В качестве другого примера приведем сочинение ученика 9 клас­са по теме "Арифметическая прогрессия".

"В детективное агентство "Эмин и К° " обратился молодой чело­век с необычной историей. Вот его рассказ:

"Мой дядя, известный миллионер умер и оставил странное заве­щание. Все свои деньги он завещал десяти племянникам, поместив оп­ределенные суммы в десяти различных банках, список которых он со­ставит в строгой нумерации. Упомянув при этом, что сумма денег в 5-и первых банках равна 12 млн. долларов, а сумма денег в 6-ти первых банках равна 15 млн. долларов. Каждый из племянников может полу­чить свои деньги в определенном банке, если он назовет точное их ко­личестве. Вот и все. Лишь небольшое замечание в конце: "Жалею, что не посвятил свою жизнь математике. Слишком поздно я увлекся ею, и в этом мне помогла арифметическая прогрессия ".

Все племянники посоветовались и решили просить вас, мистер Эмин, помочь нам разгадать последнюю дядину загадку ".

Мистер Эмин и сам любил математику, и замечание дяди натолк­нуло его на одну неплохую мысль: "Арифметическая прогрессия? Надо попробовать".

Он взял лист бумаги и быстро стал писать:


Получаем арифметическую прогрессию: 2; 2,2: 2,4; 2,6; 2,8; 3; 3,2; 3,4; 3,6; 3,8.

"Вот и решение дядиной задачи. А в каком банке вы должны по­лучать свои деньги?" — спросил он молодого человека. "В четвер­том", — ответил он. Мистер Эмин заглянул в листок. "Ваши деньги — 2,6 млн. долларов".

Данное сочинение демонстрирует полное понимание изученной темы, и вместе с тем, дает возможность учителю заглянуть в мир ребен­ка, учитывать его интересы в дальнейшем конструировании мотивационного обеспечения уроков.

Нам запомнилось сочинение иного характера. Ученица 10 клас­са в сочинении по теме "Выпуклые многоугольники" проводит парал­лель между свойствами многоугольников и чертами характера людей, задумывается о взаимоотношениях добра и зла, внешнего и внутрен­него, используя в своей работе такие мыслительные операции, как аб­страгирование и аналогия.

Возрастной диапазон использования математических сочинений на уроках математики очень широк. Наиболее удачным, на наш взгляд, оказалось их применение при изучении темы "Проценты" в 5 классе.

Как показывает наш опыт работы в школе, именно эта тема в курсе 5 класса вызывает у учеников особые сложности. Использова­ние межпредметных связей и перенос математических знаний в область личностных интересов учащихся, способствовали преодолению ряда трудностей, связанных с изучением данной темы.

Так, в одном из сочинений ученик 5 класса, используя данные о процентном соотношении роста человека и отдельных костей, выбрав в качестве сюжета рассказ об археологических раскопках, показыва­ет, как можно установить принадлежность берцовой и локтевой кости останкам человека.

Положительным аспектом проведения подобных работ является последующее зачитывание и обсуждение наиболее интересных из них на уроках. Это позволяет учащимся помимо приобретения таких ка­честв, как умение дискутировать на научные темы, отстаивать свое мнение, излагать ясно свои мысли, также еще раз повторить пройден­ный материал, причем изложение его самими же учениками в проду­манной ими же форме способствует лучшему его усвоению и запомина­нию. Для учителя анализ математических сочинений - это реальный выход к внутреннему миру ребенка, к его интересам, эмоциям, убежде­ниям. Это позволяет учителю в своей работе использовать именно те виды работы и такие учебные материалы, которые отвечали бы возра­стным, индивидуальным и познавательным особенностям учащихся и способствовали формированию устойчивых метапредметных связей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Айвазова Аида Исмаиловна, Селиванова Ольга Анатольевна, Осекина Екатерина Игоревна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106416


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства