Всем детям приходится в школе знакомиться с таблицей умножения. И некоторым очень трудно её понять и выучить. Существуют лёгкие и простые способы запоминания таблицы умножения. Таблица умножения скрывает в себе много замечательных математических закономерностей, поиск которых способен превратиться в увлекательное занятие, сулящее немало сюрпризов. Нетрадиционные способы запоминания таблицы умножения:
1. Художественный способ.
Нестандартный способ рассчитан на детей, у которых слабо развита механическая память, зато нет проблем с образным мышлением. В школе такие дети, как правило, лучше всех пишут сочинения, хорошо рисуют или обладают хорошим музыкальным слухом. Для начала попробуйте пофантазировать вдоволь и представить, с чем у вас ассоциируются цифры от 1 до 9. Используйте фломастеры, карандаши. К примеру, 0 может напоминать колесо, 1 – Буратино, 2 – лебедя, 3 – сердечко. Главное, чтобы эти образы были придуманы вами. Далее нужно закрепить эти ассоциации, для этого вразброс показывайте вашему ученику нарисованные им картинки. Потом вместе сочините историю на каждый примеру множения. В частности, 2*3=6. Одна девочка придумала рассказ: «Гулял как-то лебедь (2), встретил сердечко (3) и влюбился в него. Стал он ухаживать за сердечком. Увидел это клоун (6) и стал дразнить их: «Тили-тили-тесто, жених и невеста». Подобные истории помогают тем, у кого богатое воображение, поэтому процесс запоминания достаточно быстрый [3].
При хорошем понимании правила перестановки множителей ребенок заучивает в два раза меньше случаев табличного умножения, чем содержит полная таблица. Используя перестановку множителей, все остальные случаи можно получить из имеющихся [1].
Умножение на 6, 7, 8
Эти столбики, а также столбик умножения на 9, традиционно вызывают у школьников трудности. Успокоить учеников можно, объяснив, что большую часть примеров из этих столбиков они уже выучили и устрашающее 8×3 — это то же самое, что и уже изученное 3×8. Поменяв местами множители, можно вспомнить, чему равно произведение. А значит, детям останется запомнить всего лишь 6 «незнакомых» примеров: 6×7=42 6×8=48 6×9=54 7×8=56 7×9=63 8×9=72 Эти примеры можно написать на карточках, развесить на стене и заучить механически. А можно научиться считать на пальцах: Положите руки на стол, как показано на картинке; Мысленно пронумеруйте пальцы:
Пусть мизинцы будут обозначать пятерки, безымянные — шестерки, средние — семерки, указательные — восьмерки, большие пальцы — девятки. А теперь умножаем! Например, нам надо умножить 6 на 7. Первый множитель ищем на левой руке — это шестерка, то есть, безымянный палец. Второй множитель ищем на правой руке, это семерка, то есть средний палец. Соединяем эти пальцы (шестерку и семерку, безымянный палец левой руки и средний палец правой руки), пододвигаем соединенные пальцы к краю стола и располагаем строго на его кромке. Смотрим, сколько пальцев свесилось со стола — это мизинец левой руки и мизинец и безымянный палец правой руки-то есть, всего 3 пальца. Они обозначают десятки. Три пальца = три десятка = 30. Запоминаем это число. Теперь смотрим, сколько пальцев осталось лежать на столе (вместе с соединенными) — это четыре пальца левой руки и три пальца правой. Перемножаем пальцы одной руки на пальцы другой руки: 4×3 = 12. Прибавляем к ранее запомненному числу 30 число 12: 30+12=42. Это и есть произведение 6 и 7. Точно также можно умножить 7 на 8 или 8 на 9 [2].
Способ умножения на 9.
Для начала можно запомнить, что в таблице умножения на девятку сумма десятков и единиц в ответе всегда равняется 9. А именно: 9×2=18 (складываем цифры ответа: 1+8=9), то же самое и в других примерах: 9×6=54 (5+4=9). При этом цифра десятка в ответе всегда на единицу меньше, чем второй множитель в примере. На практике: 9×7=63 (второй множитель 7, значит десятков в ответе 6. Если теперь вспомнить первую закономерность, что сумма десятков и единиц в ответе должна равняться 9, получим ответ 63). Положите руки ладонями на стол; мысленно пронумеруйте пальцы от мизинца левой руки до мизинца правой (мизинец левой руки — 1, безымянный левой руки — 2 и так до мизинца правой руки, который, соответственно, будет 10):
Назовите число, на которое хотите умножить девятку. Допустим, это число 3:
Загните палец, которому был присвоен порядковый номер 3 (это будет средний палец левой руки). Пальцы, которые остались слева от загнутого, обозначают десятки (у нас это мизинец и безымянный — два пальца, т. е. 2 десятка, число 20). Пальцы, которые остались справа от загнутого, — это единицы. У нас справа остались 2 пальца левой руки + все 5 пальцев правой — итого 7 пальцев, 7 единиц; 2 десятка (20) + 7 единиц (7) = 27. Это произведение 9 и 3. Точно также можно умножить 9 на 7 или 9 на 10. Изучение таблицы умножения от любого школьника потребует усидчивости и терпения, но счет на пальцах, стишки, карточки с примерами помогут облегчить запоминание и сделают его интересным и быстрым [2].
Способ запоминания на кулачках.
Прием пальцевого счета при получении значений табличного умножения мало известен среди учителей начальных классов, хотя является одним из древнейших вычислительных приемов. Следует заметить, что многие учителя не признают правомочности приемов пальцевого счета при изучении табличного сложения и табличного умножения, придерживаясь мнения, что их результаты необходимо учить наизусть. На самом деле многие дети не могут твердо освоить весь объем таблицы умножения именно по причине неумения использовать приемы, помогающие ее освоению. Выучить всю таблицу наизусть могут не все дети. Учителя математики знают, что и среди школьников средних и даже старших классов имеется достаточное количество детей, плохо знающих таблицу умножения. Для детей младшего школьного возраста с преобладающим кинестезическим восприятием и кинестезической памятью прием пальцевого счета при освоении таблицы умножения может быть рекомендован как вспомогательный. Для того чтобы его эффективно использовать, следует знать результаты табличного умножения в пределах таблицы умножения числа 4. Например, нужно умножить 6 на 7. Зажимаем пальцы на обеих руках в кулак, а затем на каждой руке отгибаем столько пальцев, насколько каждый множитель больше, чем пять. На двух руках отогнуто три пальца - это число десятков в искомом числе. На одной руке остались прижатыми к ладони три пальца, на другой - четыре пальца эти числа перемножаем 3 * 4 = 12 и прибавляем к числу имеющихся десятков. 30 + 12 = 42. Ответ: 6 * 7 = 42.
Еще один пример: необходимо умножить 8 на 9. Отгибаем на одной руке три пальца, а на другой руке - четыре пальца (на столько каждый множитель больше, чем пять). Отогнуто 7 пальцев - это десятки в искомом числе. Перемножаем число загнутых пальцев обеих рук: 2 * 1 = 2. Прибавляем это количество к числу десятков 70 + 2 = 72. Таким образом, 9 * 8 = 72 [3].
Способ внешней опоры.
В качестве опоры используется рисунок или прямоугольная таблица чисел. Детям, которые обладают плохой механической памятью, можно на первых порах предложить использовать клетчатое поле тетради. Обводя на клетчатом поле прямоугольник с заданным количеством клеток в сторонах, ребенок использует эту модель для контроля полученного результата или просто подсчитывает клетки как умеет [1]. Например:
Задание: Найди результаты умножения и проверь себя по рисунку:
Способ запоминающегося случая в качестве опорного.
Например, 5 * 6 = 30, значит 5 * 7 = 30 + 5 = 35. Прием является производным от приема 3. Используются легко запоминающиеся случаи: 6*5,6*8,5*4,5*9,7*7,6*6,5*5 и т. п. Применяя затем прием прибавления или вычитания первого множителя, ребенок получает нужные результаты [2].
Прием прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитания из предыдущего результата).
Данный прием, является вторым основным приемом получения результатов табличного умножения. Используется в том случае, если ребенок смог выучить хотя бы несколько случаев из каждой таблицы. Это могут быть 3-4 первых самых легких случая, или 2-3 наиболее запоминающихся случая. Так, приведенный выше случай 6 * 7 является одним из наиболее плохо запоминающихся случаев. В то же время случаи 6 * 6 и 6 * 8 наиболее легко запоминаются из этой таблицы. Запомнив результат 6 * 6 = 36, ребенок может использовать прием прибавления 6 к предыдущему результату для получения значения случая 6 * 7. Запомнив случай 6 * 8, ребенок использует прием вычитания 6 из его результата. Для осознанного применения этого приема необходимо хорошее понимание смысла действия умножения и смысла каждого множителя в записи действия умножения: чтобы получить 6 * 6 надо по 6 взять шесть раз, значит, чтобы получить 6*7 надо по 6 взять семь раз, т. е. 6 * 7 = 6 * 6 + 6 = 36 + 6 = 42 или 6 * 7 = 6 * 8 - 6 = 48 - 6 = 42. Кроме того, необходимо уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 100 в уме [1].
9.Способ запоминания считалочкой.
Умножение на 3 иногда дается тяжелее, чем вся таблица, поэтому поможет простая считалочка [3]:
10.Способ последовательного сложения.
Очень важный момент, который заключается в том, чтобы дети поняли смысл умножения – замену суммы одинаковых слагаемых соответствующей записью и наоборот: что означает запись вида – 5 х 6 (по…. взять …… раз(а)).
Прием результатов табличного умножения. Данный прием связан со смыслом действия последовательного сложения одинаковых слагаемых является основным приемом получения умножения как сложения одинаковых слагаемых. Например: 6 * 7 = 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6. Рисовать рисунки [2].
Мазитова, Н. А. Способы запоминания таблицы умножения [Электронный ресурс] / Н.А. Мазитова. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/sposoby-zapominaniia-tablitsy-umnozheniia.html
Федоренко, Т.Н. Исследовательская работа по способам запоминания таблицы умножения [Электронный ресурс] \ Т.Н. Федоренко. – Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/10/05/issledovatelskaya-rabota-sposoby-zapominaniya-tablitsy-umnozheniya