kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств.  Формирование этих качеств возлагается на образование, и в первую очередь, на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Научно-исследовательская деятельность обучающихся помогает  творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики»»

«Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики»

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.  Формирование этих качеств возлагается на образование, и в первую очередь, на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Предусматривается достижение школой следующих учебных и воспитательных задач:

- развитие творческих способностей  учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

- формирование аналитического и критического мышления учащихся;

- выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

- воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности;

- помощь в профессиональной ориентации;

- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

  • 10% от того, что они читают;

  • 26% от того, что они слышат;

  • 30% от того, что они видят;

  • 50% от того, что они видят и слышат;

  • 70% от того, что они обсуждают с другими;

  • 80% от того, что основано на личном опыте;

  • 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

  • 95% от того, чему они обучаются сами.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую деятельность, имеющую следующие особенности:

1. Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области учебных дисциплин, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

2. Исследовательская деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли организовать свои потребности в общении с группами одноклассников, учителей; приобрели навыки индивидуальной работы и сотрудничества в коллективе.

3. Организация исследовательских работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.

Исследовательская работа ценна тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно ориентироваться в выборе профессии и жить творческой жизнью.

Использованием учителем метода исследования делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной учебно - познавательной деятельности.

Содержание мотивированной учебно - познавательной деятельности.

Компоненты деятельности

Установки и действия педагога

1. Цель

- совместные действия с детьми по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

2. Мотив

- опора на внутренние мотивы

3. Средства

- совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели

4. Действия

- вариативность действий, выбор действия в соответствии с возможностями школьника

5. Результат

- достижение учащимися лично значимого результата; в центре внимания учителя - внутренние позитивные изменения в личности школьника

б. Оценка

- обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата

Главные цели введения метода на уроках математики:

  • показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;

  • реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

  • продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Исследовательский проект - подлинно научное исследование. Он требует работы по определенному алгоритму:

- постановка проблемы;

- формулировка гипотезы;

- планирование действий;

- сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;

- подготовка и написание обобщения (альбома, отчета и т.д.);

- защита, презентация проекта.

Структура учебного проекта



Проект - это «пять П».

1. Наличие проблемы. Нет проблемы - нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного- двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях. Для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов создаются крупные проекты, которые выполняются во внеурочной деятельности(кружки, факультативы, элективные курсы).

Долгосрочный проект может быть связан с какой-либо темой по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.

Примерами могут служить работы моих учеников по темам:

1. «Виды симметрии. Симметрия в архитектуре и жизни» 7 класс

2. «Красная книга на координатной плоскости » 8 класс

3. «Теорема Пифагора» 8 класс

4. «Золотое сечение» 9класс.

И так далее…

2. Обязательное планирование действий. В ходе обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.

3.Поиск информации-обязательное условие каждого проекта. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций на каждом этапе.

3.Результат работы - продукт. Учащиеся уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель - научный консультант. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты: опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме, сказка или детективная история по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни: расчёт минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчёт погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, математические модели и т. д.

4.Презентация результатов - представление готового продукта, защита проекта в форме конкурса, выставки, доклада. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Каждый проект оценивается всеми участниками занятий. Исследовательские и проектные работы строятся так, что в них востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Этапы исследовательской деятельности







Предполагаемый итог исследовательской деятельности: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить».

Хороший образ: математика-это лес. Учитель прокладывает в нём просеки. Слабым ученикам хорошо бы научиться ходить по просекам. Обычных учащихся можно научить не бояться заходить в любой лес, видеть простые ориентиры, не теряться (хотя бы недалеко от дороги). Для сильных учеников возможен поход по бездорожью, то есть самостоятельное решение исследовательской задачи. Умение не заблудиться в лесу, и есть то, чему мы хотим научить.

Учитель, применяющий в своей педагогической практике исследователский метод , должен:

  • создать мотивацию

  • создать образовательную среду

  • определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы

  • уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений

  • представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования

  • организовать работу (в малых группах, индивидуально)

  • владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.

  • консультировать (по методу убывающих подсказок)

  • иметь критерии объективной оценки.

Для того, чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок и конференций различного уровня, на которых можно познакомиться с опытом предшествующих проектировщиков из числа старших учащихся. Участие в таком мероприятии обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже. Например, после успешного выступления на республиканской научно – практической конференции «Исследование, как метод познания..» в г.Бирск ученика 2 класса Искакова Сергея в 2014 году , другие учащихся школы приняли участие в конференции 2015 года .

Свои исследовательские работы мои ученики считают маленькими открытиями, и помнят о том, что человек в своей жизни делает много открытий. Некоторые из них являются великими, а другие могут быть незначительными, даже незаметными для остальных людей, но именно эти маленькие открытия являются началом великих, гениальных, именно они вселяют в человека веру и интерес.

Таким образом, ведущая линия в осуществлении исследовательской деятельности на уроках математики состоит в том, чтобы выбрать тему , выделить в ней проблемы, наметить направление и ход разработки, наполнить её интересным материалом и содержанием, логически завершить, продемонстрировав свою эрудицию в предмете исследования.

В процессе исследования по математике расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к исследовательской деятельности занимает стойкую жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики»

Автор: Аптулаева Людмила Рудольфовна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358328


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства