Просмотр содержимого документа
«Мотивация деятельности учащихся на уроках математики средствами УМК "Математика. 6 класс" авторов Г.К.Муравина и О.В. Муравиной»
Мотивация деятельности обучающихся на уроке математики и создание условий для её развития средствами УМК Г.К.Муравина и О.В. Муравиной
«Математика. 6 класс»
Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с низким уровнем учебной мотивации и познавательного интереса большей части учеников. Поэтому одной из центральных задач современной школы является формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации учебной деятельности. Такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.
Согласно А. К. Марковой, крупнейшего исследователя в области мотивационной сферы человека, в структуру учебной мотивации входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение, интерес. В классической педагогике внутренним механизмом обучения является интерес (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и др.). По И. Ф. Гербарту интерес — синоним учебной мотивации. Л. С. Выготский считал, что образовательный процесс необходимо строить на «точно учтённых детских интересах»]. Как мотив учебной деятельности интерес рассматривали психологи: Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина и др. Многие из них опирались на труды С. Л. Рубинштейна, называвшего познавательный интерес ценнейшим мотивом учения. Современная дидактика признает познавательный интерес определяющим мотивом учебной деятельности. Понятие «интерес» трактуется в литературе очень широко. «Интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение…к предмету или непосредственно мотивируемой деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности»
Как же воспитать у школьников познавательный интерес? Возникновение интереса у учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву — одна из труднейших и важнейших задач дидактики», — говорил Константин Дмитриевич Ушинский.
В современной психологической науке представлены разнообразные толкования понятия «учебно-познавательные мотивы». П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, авторы и разработчики деятельностной теории учения, в качестве критериев классификации мотивов определяют источник мотивов и отношение человека к процессу получения знаний.
Ведущие специалисты в данной области М. Битянова и М. Степанова на страницах периодической печати, в ярких выступлениях на конференциях говорят о том, что учителю необходимо формировать не мотивацию, а учебную деятельность.
Не обошла данная проблема и меня. Уже второй год я работаю по УМК Муравиных Георгия Константиновича и Ольги Викторовны. Когда я решала переходить на этот УМК, то читала отзывы учителей, работающих по этим учебникам. Это учителя Ростовской области, Новосибирска, Хабаровского края. Некоторые из них работают 10-15 лет по этим комплектам. И везде, красной нитью, проходило, что повысился интерес к предмету, увеличилась мотивация к учению, повысилась познавательная активность. Меня это заинтересовало.
Состав УМК:
Рабочая программа Учебник Методическое пособие Рабочая тетрадь
Дидактические материалы Электронное приложение
В учебниках реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы – развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе.
Особенности УМК:
-Порционное изложение нового материала с заданиями на отработку материала.
-Включены схемы, таблицы, образцы решения задач.
-Каждый пункт завершается контрольными вопросами и заданиями.
-В учебнике есть дополнительные задания, задачи на смекалку, исторический материал.
В учебниках представлен материал, соответствующий программе, и позволяющий учащимся выстраивать индивидуальные траектории изучения математики, за счет обязательного и дополнительного материала, маркированной разноуровневой системы упражнений, организованной помощи в разделе «Ответы, советы и решения», дополнительного материала: различных практикумов, исследовательских и практических работ, домашних контрольных работ, исторического и справочного материала и др. Усвоенные в курсе математики основной школы знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин в основной и старшей школе, но и для решения практических задач в повседневной жизни.
Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях располагаются в соответствии с содержанием учебников. Тетради также содержат вычислительные практикумы и контрольные задания в формате ЕГЭ ко всем главам учебника
Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закрепленными в стандарте.
Пособия содержат проверочные работы: тесты, самостоятельные и контрольные работы, дополняют задачный материал учебников и рабочих тетрадей, содержит ответы ко всем заданиям.
В методическом пособии описана авторская технология обучения математике. Пособие построено поурочно и включает примерное тематическое планирование, самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку, инструкции по проведению зачетов, решения задач на смекалку и для летнего досуга.
Мультимедийные обучающие программы носят проблемно-тематический характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов математики. Диски разработаны для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс оснащен компьютерами) или в домашних условиях. Материал по основным вопросам математики основной школы представлен на дисках в трех аспектах: демонстрации по содержанию предмета, практикумы по решению задач, работы для самоконтроля.
Содержание курса математики строится на основе системно-деятельностного подхода, принципов разделения трудностей, укрупнения дидактических единиц, опережающего формирования ориентировочной основы действий, принципов позитивной педагогики.
В 5–6 классах основное внимание уделяется арифметике и формированию вычислительных навыков, наглядной геометрии.
Учебник математики для 6-го класса продолжает линию учебников, начатую
учебником математики для 5-го класса. Во всех учебниках реализована единая концепция развивающего обучения. При этом, каждый учебник обладает своей спецификой, связанной как с содержанием обучения, так и психофизиологическими особенностями школьников соответствующего класса.
При изучении математики в 6 классе сделаны акценты на:
– углублении интереса школьников к изучению математики;
– развитии самостоятельности мышления школьников;
– создании основ для изучения систематических курсов алгебры и геометрии,
которое начнется в 7-м классе.
Перечислю основные факторы развития интереса и повышения доступности
материала. Доступность – основа успешности в учении, а успешность необходима для формирования и развития интереса.
1. Изложение материала освобождено от второстепенных деталей, затрудняющих
концентрацию внимания школьников на основном содержании.
2. Применяется порционная подача материала в учебнике: порция теории, затем
упражнения на ее закрепление, затем новая порция теории и т.д.
3. Последовательность упражнений строится так, что каждое следующее задание
вытекает из результата выполнения предыдущего, что позволяет уменьшить шаг
трудности при изучении материала. Ученик должен прочитать задание и точно понять, что от него требуется. Ученик понимает, что формулировки разные, а алгоритм выполнения одинаковый. Большое количество однотипных заданий не развивает ученика, конечно же, не прививает интереса к математике. Только когда есть интерес, ученик работает с удовольствием.
4. Соседние задания в системе упражнений, как правило, отличаются либо по
содержанию, либо по формулировке. Это заставляет школьников чередовать виды
деятельности, переключаясь с алгоритмической на интеллектуальную и обратно, ведь однообразная деятельность утомляет и снижает интерес.
5. Фабулы многих задач содержат интересные факты из географии, техники,
биологии, истории, окружающего мира.
6. В каждый пункт включены задачи на смекалку, которые углубляют основное
Содержание, и могут быть использованы при подготовке к олимпиаде.
7. Создание проблемных ситуаций на уроках готовит, подталкивает учащихся к исследовательской деятельности.
8. Задания практического содержания, работа по готовым чертежам. Они развивают мышление учащихся, ставят руку, учат оценивать на глаз. Это огромная работа и эта работа заложена в учебнике и рабочих тетрадях.
9. Много геометрического материала, он имеет пропедевтическую задачу, для развития логики ученика. Много материала для обсуждения с учениками, учеников с родителями.
Муравины не поддерживают Льва Семеновича Выготского в том, что обучение забегает вперед развития, перестраивая и подтягивая до новой вехи внутренние ресурсы, включая и систему внутренних мотивов. Учебники построены так, что они сразу развивают ученика. С первого задания ученики начинают сравнивать, создавать, формулировать, планировать - это всё развивающие задания. Муравины уверены, что если на первое место ставить развитие, то знания обязательно будут.
Если учитель правильно организует деятельность своих детей, то ученик не просто успешен в предмете, но и формирует представление о мире как целостной системе, развивает критичность мышления, общую культуру. Что нам ещё нужно: есть интерес, есть успешность, будут хорошие результаты.
Вот такой УМК. Мы с моими шестиклассниками по нему работаем второй год и пришли к выводу, что учебник уж точно не скучный. Я пишу отчёты, отслеживаю, отмечаю. Хочется продолжить работу и в 7 классе. Если кто-то заинтересовался – обращайтесь.