«Моделирование урока математики в профессиональных училищах в свете новых образовательных стандартов»
«Моделирование урока математики в профессиональных училищах в свете новых образовательных стандартов»
Целью своей работы на уроках математики считаю, формирование основ математического моделирования, т.е. формирование мыслительной способности извлекать из модели те знания о реальности, которые связывают ее с прототипом. При моделировании урока уделяю особое внимание мотивации познавательной деятельности студентов. Она на уроке математики достигается за счет опоры на жизненный опыт и выбранную профессию. Ребятам понятны и интересны задачи, связанные с их профессией, так как они могут применить полученные знания, как в быту, так и во время прохождения учебной практики. Очень важно, чтобы преподаватель имел установку: любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к лекции, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать. Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого студента на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.Психологическая обстановка доверия и равноправия, учет индивидуальных особенностей восприятия учебного материала на уроках способствует эффективной учебно-познавательной деятельности. Важнейшей задачей современной системы образования является - научить ребёнка учиться не через память, а через универсальные учебные действия. Каким должен быть урок? Неоспоримо одно: современный урок должен быть одушевлён личностью преподавателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Моделирование урока математики в профессиональных училищах в свете новых образовательных стандартов» »
Шатова Надежда Юрьевна, преподаватель математики
ГБОУ НПО «Профессиональное училище №13
имени Дважды Героя Социалистического труда В.И. Штепо»,
г. Калач-на-Дону, Волгоградская область.
Моделирование урока математики в профессиональных училищах
в свете новых образовательных стандартов
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. Урок - это гарант стабильности образовательного учреждения, его структурно-организационный стержень, можно сказать, скелет всего учебно-воспитательного процесса. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в учебных учреждениях играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: преподаватель и студент. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач.
Как для студентов, так и для преподавателя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Структуры традиционного и современного уроков разные. Проанализируем, в чём существенные различия. На традиционных уроках применяется сенсуалистический подход, т.е. слушать, смотреть только на меня, а в современном уроке - деятельностный подход. Студенты чаще всего запоминают форму, а не суть. Суть передать нельзя, её надо познать, а для этого надо действовать. Все знания в современном уроке студенты получают через деятельность, которую организует преподаватель.
«Мы не учим их; мы создаём условия, в которых они учатся» (С. Папер)
Почему сейчас необходимо строить свою работу по - новому? Потому что появились новые образовательные стандарты, внедряются информационные технологии, новые социальные запросы семьи, общества и государства. На внедрение новых стандартов повлияло то, что новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего преподаватель хочет добиться; затем установления средства - что поможет преподавателю в достижении цели, а уж затем определения способа - как преподаватель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урока должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи, применением полученных знаний при овладении выбранной профессии.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данной группе, разнообразные виды деятельности студентов и преподавателя на всех этапах урока.
- Определить формы контроля над учебной деятельностью студентов.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования,у студентов формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. у студентов развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития, они учатся применять полученные знания и умения при освоении выбранной профессии.
Одной из важнейших задач любого математического курса, излагаемого студентам, является его профессиональная направленность. Поэтому процесс обучения необходимо построить так, чтобы им было ясно, как тот или иной материал или наглядное пособие, изучаемые на уроке, можно использовать для решения математических задач и в своей будущей профессиональной деятельности. Для решения этой проблемы необходимо применение кибернетического подхода, основой которого является математическое моделирование.
Моделирование - метод исследования объектов на их моделях – аналога определенного фрагмента природы или социальной реальности.
Мы вместе со студентами создаём наглядные пособия, которые способствуют не только изучению тонкостей математической теории, но и качественному овладению основными профессиональными понятиями. Благодаря разработанным наглядным пособиям, дидактическим материалам уже на первом курсе студенты профессиональных училищ имеют возможность успешно овладеть сложными основами технических знаний и навыками по предметам специального цикла. Пособия способствуют развитию у студентов специальных умений и навыков, которые являются важным инструментом в их профессиональной деятельности, постоянно применяемым для решения профессиональных задач.
При помощи разработанных нами учебных пособий достаточно эффективно решается целый ряд задач, а именно:
- развитие процесса обучения;
- активизация познавательной деятельности студентов;
- придание процессу обучения творческого характера;
- формирование целостного представления о профессии и её фрагментах;
- воспитание самостоятельности и ответственного отношения к учебе.
Построение математических моделей дает возможность яснее представить задачную ситуацию, а использование учебных пособий дает возможность решать задачи математики и профессиональных дисциплин более эффективно, нежели это позволяют известные методы математических или специальных дисциплин.
Целью своей работы на уроках математики считаю, формирование основ математического моделирования, т.е. формирование мыслительной способности извлекать из модели те знания о реальности, которые связывают ее с прототипом.
Моделирование в профессиональных училищах логично в использовании, т.к. учитываются возрастные особенности и способности каждого студента.
Математика предлагает набор моделей, каждая из которых отражает те или иные стороны действительности. Построение и исследование моделей я организую в ходе таких уроков как: Урок ознакомления с новым материалом. Комбинированный урок. Урок закрепления изученного. Урок проверки и коррекции знаний. Самостоятельная работа. Практическая работа. Урок - зачет. Урок обобщения материала.
В основном создаю и использую такие дидактические материалы как: модели геометрических фигур; разработка моделей геометрических тел; карточки самостоятельных, проверочных работ различного уровня сложности; компьютерные презентации.
И сколько бы ни работала, каждый год будто первый. Каждый год встречаю первокурсников с волнением и надеждой, ведь успеваемость наших студентов во многом зависит от того, с какими знаниями они пришли к нам из школы. Как правило, это студенты, которые не хотят и не умеют учиться. Конечно, каждый преподаватель хочет, чтобы его студенты были, как можно лучше подготовлены, чтобы они стали умными, сознательными, активными в жизни людьми, чтобы они уже в процессе обучения выработали те качества характера, которые им понадобятся в дальнейшем для решения больших жизненных задач. Ребята, пришедшие из школы, за лето повзрослели, сменили обстановку, у них появилась возможность начать в учебе все заново.
При моделировании урока уделяю особое внимание мотивации познавательной деятельности студентов. Она на уроке математики достигается за счет опоры на жизненный опыт и выбранную профессию. Ребятам понятны и интересны задачи, связанные с их профессией, так как они могут применить полученные знания, как в быту, так и во время прохождения учебной практики. Очень важно, чтобы преподаватель имел установку: любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к лекции, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать. Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого студента на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.
Практические работы.
Такие уроки являются усилением практической направленности обучения. Они тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствуют прочному усвоению знаний. При выполнении практических работ студенты самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных знаний и умений. Основным способом организации деятельности студентов на практикумах является групповая форма работы. При этом каждая группа выполняет свою работу. Средством управления учебной деятельности студентов при проведении практикума служит инструкция, которая последовательно устанавливает их действия. Можно предложить следующую структуру урока:
а) сообщение темы, цели, задач практикума; б) актуализация опорных знаний и умений; в) мотивация учебной деятельности; г) ознакомление студентов с инструкцией; д) подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования; е) выполнение работы студентами под руководством преподавателя; ж) составление отчета; з) обсуждение полученных результатов работы.
Изучение новых тем по плану, составленному преподавателем.
Такие планы помогут студентам находить нужный материал в учебнике и определяют последовательность работы с книгой. Например, при изучении темы
«Цилиндр» для самостоятельного изучения можно взять пункт из учебника. Предлагаю студентам письменно ответить на вопросы: 1) Что называется цилиндром? 2) Дать определение: а) образующей цилиндра, б) основанию цилиндра, в) боковой поверхности цилиндра. 3) Какой цилиндр называется прямым? 4) Что такое: а) радиус цилиндра, б) высота цилиндра, в) ось цилиндра?
5) Изобразить цилиндр и показать все элементы цилиндра.
После выполнения этой работы обязательно нужно проверить, как они это сделали. Можно просмотреть тетради или провести устный опрос по данным вопросам, или взять тетради на проверку и посмотреть оформление и правильность ответов.
Повторение по учебнику вопросов, изложенных преподавателем.
Для такой работы, наоборот, используются темы сложнее, чтобы студенты несколько раз вернулись к новому материалу. Сначала они выслушивают объяснение преподавателя, далее делают записи в тетрадях, возвращаясь опять к этому материалу, потом, читая соответствующий материал по учебнику. Чтобы студенты читали, даю задание: указать, о чем не говорил преподаватель при объяснении или, наоборот, какой материал был упомянут преподавателем, но не включен в текст учебника. Это заставит их быть внимательными при чтении и к своим конспектам. Так можно изучить тему «Площадь криволинейной трапеции».
Эта самостоятельная работа формирует умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Студенты самостоятельно определяют пути решения задачи и находят его. В этом случае формируется творческая личность студентов, вырабатываются умения, навыки и потребность в самообразовании. Это может происходить по-разному: самостоятельное объяснение, анализ, демонстрация. Так, изучая тему «Теорема о трех перпендикулярах» студенты делают модель к задаче: «Дан перпендикуляр и наклонная, проведенные из одной точки к плоскости. На плоскости через основание наклонной проведена прямая, перпендикулярная проекции. Найти угол между прямой и наклонной». После построения модели и измерения угла между прямой и наклонной, они делают вывод, что угол будет прямым. Формулируют теорему и ищут подтверждение своим мыслям.
Преподаватель должен использовать малейшую возможность для побуждения студентов к мыслительной деятельности. Самостоятельная работа является составной частью понятия «активизация студента». Она требует от них более сильное напряжение мысли, чем при объяснении преподавателя. Этим объясняется тот факт, что теоретические знания, приобретенные самостоятельно, бывают более сознательно усвоенными и более прочными. В процессе самостоятельной работы развиваются такие качества как внимание, настойчивость, привычка к точности и аккуратности. Преодоление трудностей способствует подготовке деятельных и инициативных участников жизни.
Психологическая обстановка доверия и равноправия, учет индивидуальных особенностей восприятия учебного материала на уроках способствует эффективной учебно-познавательной деятельности.
Важнейшей задачей современной системы образования является - научить ребёнка учиться не через память, а через универсальные учебные действия. Каким должен быть урок?Неоспоримо одно: современный урок должен быть одушевлён личностью преподавателя.