Просмотр содержимого документа
«Модернизация педагогических технологий на основе гуманно-личностной ориентации образовательного процесса»
«Модернизация педагогических технологий на основе гуманно-личностной ориентации образовательного процесса
Один из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии, – это мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.
Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет деятельностный, практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Признаками гуманно-личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются:
– доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития ребенка;
– акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на поддержку индивидуального развития;
– акцент на самопроектирование и самоуправление;
– партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;
– диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями;
– предоставление учащимся свободы выбора и личнаяответственность за принятые решения всех участников образовательного процесса;
– эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.
Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью образования в отличие от целей формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.
Гуманистическая направленность образования выражается следующими идеями:
– современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласовании с конкретными ценностями разных социокультурных сообществ;
– цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;
– развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;
– все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания образования, находятся под защитой;
– групповая работа в школе сочетается с индивидуальной работой, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка;
– образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в совместном принятии решении уважается и поощряется;
– наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.
Гуманно-личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
Выделяют следующие технологии:
Педагогика сотрудничества.
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-хгодов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов, в первую очередь Соловейчиком Симоном Львовичем (1930 – 1996) и Матвеевым Владимиром Михайловичем (1932 – 1989), а также И.П. Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др. Ими же было дано название технологии – педагогика сотрудничества. В педагогике сотрудничества в обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы психолого-педагогической науки.
В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.
Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Педагогика сотрудничества «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, являются основой современных концепций образования в Российской Федерации. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»:
Уровень и характер применения: метатехнология, являющаяся общей платформой большинства современных образовательных технологий.
Ориентация на личностные сферы и структуры: всесторонняя, гармоническая.
Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский, гуманистический, общеобразовательный, проникающий.
Вид социально-педагогическойдеятельности:воспитательная, психолого-социально-педагогическая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом:система малых групп + индивидуальное.
Педагогика сотрудничества - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Концепция технологии, называемой «педагогика сотрудничества», в первоначальном варианте была опубликована в виде манифестов – групп тезисов-идейв «Учительской газете»:
Амонашвили Шалва Александрович (р. 1931 г.) – академик РАО, известный российский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».
Классификационные параметры технологии Ш.А. Амонашвили:
Уровень и характер применения: общепедагогический.
Ориентация на личностные сферы и структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН.
Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский с элементами религиозной культуры, гуманитарный, общеобразовательный, человекоориентированный.
Вид социально-педагогической деятельности: поддержки (сопровождения) ребенка.
Тип управления учебно-воспитательным процессом:система малых групп.
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества.
Организационные формы: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: гуманно-личностный, педагогика сотрудничества.
Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации.
Категория объектов: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.
Заповеди Ш.А. Амонашвили:
Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь в их душах и сердцах.
Только духовная общность - и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества - и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства - и ничего, что может отравить ее; только уважение и утверждение личностного достоинства - и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке; только оптимизм и глубокое понимание ребенка - вот чем облагораживается воспитательное поле, на котором выращивается будущее человечества, куются судьбы и счастье людей.
Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Ильин Евгений Николаевич (р. 1929) – учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.
Классификационные параметры системы Е.Н. Ильина
Уровень и характер применения: по содержанию – частнопредметный, по значению – общепедагогический.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный.
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами диалога, проблемности, творчества.
Направление модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.
Категория объектов: массовая + продвинутая.
Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, Ильин ставит так, чтобы:
а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;
б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);
в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.
В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта Личности – к Анализу художественного произведения и от него – к Книге.
Особенности метода преподавания литературы Ильина – внимание к деталям. Этот своего рода дедуктивный метод исследования литературы оказывается чрезвычайно эвристичным для учеников, активизируя их собственный поиск и понимание.
Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» – «вопрос» – «проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.
Урок литературы – это:
– человекоформирующий процесс; урок – общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;
– своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов – писателя и учителя;
– открытия, а не аргументы и факты;
– совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
Жизнь. Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную – соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.
Воздействие на «вторую программу» идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.
Сверхзадачей урока является: помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
Технология витагенного образования (А.С. Белкин)
Белкин Август Соломонович – академик АПСН и МАПО, заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук.
Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологи-ческого потенциала в образовательных целях. При этом различаются два понятия.
Опыт жизни – витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. К сожалению, именно на этом
информационном уровне и идет процесс обучения в большинстве образовательных технологий. Это то, что в обучении называется ЗУНами.
Жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Это то, что в современной педагогике называется компетентностями.
Классификационные параметры технологии.
Уровень и характер применения: отраслевая макротехнология.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: сотрудничества.
Направление модернизации: на основе личностной ориентации.
Категория объектов: все категории.
Витагенная проекция – витагенная информация учащихся, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания.
Вектор: ученик – знание – учитель.
Источниками витагенной информации являются: средства массовой информации; научная, техническая и художественная литература; произведения искусства; социальное, деловое и бытовое общение; различные виды деятельности; образовательный процесс. Именно они составляют основное содержание, главный «нерв» витагенной информации. Концентрируясь на полюсах успеха – неуспеха, достижений и ошибок, проходя определенные стадии, витагенная информация трансформируется в витагенный (жизненный) опыт.
Конструирующая проекция – информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, средства массовой Информации, произведения искусства, научные данные, встречи со специалистами различных отраслей науки и пр., создающая целостную голографическую картину знания.
Дидактическая проекция – научная информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся. Вектор: учитель – знание – учение.
Переход витагенной информации в жизненный опыт происходит через несколько стадий.
1-я стадия. Первчное восприятие витагенной информации, недифференцированное.
2-я стадия –оценочно-фильтрующая.Личность определяет значимость полученной информации в филогенезе (с общечеловеческих, групповых, гностических позиций), потом – в онтогенезе, т.е. с позиций личной значимости.
3-я стадия – установочная. Личность стихийно или осмысленно создает установку на запоминание информации на конкретный период.
Пять условий превращения витагенной информации в ценности образования. Ценностное отношение к знанию – это первое и главное условие превращения образовательных знаний в ценность.
Ценностью для ученика будет только то знание, которое он воспринимает как личностно-значимое. Для ребенка самодостаточными будут только те знания, которые он прочувствовал, познал, испытал на практике и хочет сохранить в запасниках своей долговременной памяти, т.е. то, что составляет его жизненный опыт: память мыслей, память чувств, память действий.
Вторым условием является ценностное отношение к незнанию. Незнание дословно означает отсутствие информации. Но есть незнание не только как проявление невежества, но и как способ познания в образовательном процессе.
А.С. Белкин выделяет следующие виды незнания: образовательное; научно-исследовательское; духовное; житейски-бытовое; социальное.
Выделяются условно и уровни незнания: неосведомленность; неведение; полное неведение; искаженное неведение (невежество).
Условие третье – формирование представлений о многомерности образовательного процесса. Образование должно приобрести главный социальный смысл – формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Без такого подхода витагенное образование невозможно.
Условие четвертое – личностный подход:
- опора на положительное в личности;
- оптимистическая перспектива в работе с ребенком,
- учет интересов личности в образовательном процессе с точки зрения ее всестороннего развития.
Условие пятое – опора на подсознание личности, что представляет прежде всего творчество и фантазии учащегося в самых разных проявлениях. Сознание – это верхушка айсберга, имя которому – подсознание.