kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модернизация педагогических технологий на основе гуманно-личностной ориентации образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

основные главные признаки педагогических технологий по которым различают образовательный процесс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модернизация педагогических технологий на основе гуманно-личностной ориентации образовательного процесса»

«Модернизация педагогических технологий на основе гуманно-личностной ориентации образовательного процесса

Один из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии, – это мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.

Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет деятельностный, практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Признаками гуманно-личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются:

– доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития ребенка;

– акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на поддержку индивидуального развития;

– акцент на самопроектирование и самоуправление;

– партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;

– диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями;

– предоставление учащимся свободы выбора и личнаяответственность за принятые решения всех участников образовательного процесса;

– эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.

Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью образования в отличие от целей формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Гуманистическая направленность образования выражается следующими идеями:

– современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласовании с конкретными ценностями разных социокультурных сообществ;

– цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;

– развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;

– все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания образования, находятся под защитой;

– групповая работа в школе сочетается с индивидуальной работой, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка;

– образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в совместном принятии решении уважается и поощряется;

– наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.

Гуманно-личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

Выделяют следующие технологии:

  1. Педагогика сотрудничества.

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-хгодов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов, в первую очередь Соловейчиком Симоном Львовичем (1930 – 1996) и Матвеевым Владимиром Михайловичем (1932 – 1989), а также И.П. Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др. Ими же было дано название технологии – педагогика сотрудничества. В педагогике сотрудничества в обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы психолого-педагогической науки.

В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.

Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Педагогика сотрудничества «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, являются основой современных концепций образования в Российской Федерации. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»:

Уровень и характер применения: метатехнология, являющаяся общей платформой большинства современных образовательных технологий.

Философская основа: гуманистическая + антропософская.

Методологический подход: личностно ориентированный, комплексный, деятельностный, социокультурный, коммуникативный.

Ведущие факторы развития: комплексные:био-,социо- и психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная+ поэтапная интериоризация.

Ориентация на личностные сферы и структуры: всесторонняя, гармоническая.

Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский, гуманистический, общеобразовательный, проникающий.

Вид социально-педагогическойдеятельности:воспитательная, психолого-социально-педагогическая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом:система малых групп + индивидуальное.

Педагогика сотрудничества - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Концепция технологии, называемой «педагогика сотрудничества», в первоначальном варианте была опубликована в виде манифестов – групп тезисов-идейв «Учительской газете»:

  1. Манифест «Педагогика сотрудничества» (Учительская газета, 18.03.86);

  2. Манифест «Демократизация личности» (Учительская газета, 17.10.87);

  3. Манифест «Методика обновления» (Учительская газета, 19.03.88);

  4. Манифест «Войдем в новую школу» (Учительская газета, 18.10.88);

  5. Манифест «Поворот» (Бухара, апрель 1990 г.);

  6. Манифест «От ученика к личности» (Первое сентября. – 3.09.1996. – № 83);

  7. Манифест «Человек свободный» (Первое сентября. – 1.09.1994. – № 83).

  1. Гуманно-личностнаятехнология Ш.А. Амонашвили.

Амонашвили Шалва Александрович (р. 1931 г.) – академик РАО, известный российский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Классификационные параметры технологии Ш.А. Амонашвили:

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: гуманистическая + религиозная.Методологический подход: личностно ориентированный.

Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные. Научная концепция освоения опыта:ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН.

Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский с элементами религиозной культуры, гуманитарный, общеобразовательный, человекоориентированный.

Вид социально-педагогической деятельности: поддержки (сопровождения) ребенка. 

Тип управления учебно-воспитательным процессом:система малых групп.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества.

Организационные формы: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

Преобладающие средства: вербальные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: гуманно-личностный, педагогика сотрудничества.

Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации.

Категория объектов: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.

Заповеди Ш.А. Амонашвили:

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь в их душах и сердцах.

Только духовная общность - и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества - и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства - и ничего, что может отравить ее; только уважение и утверждение личностного достоинства - и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке; только оптимизм и глубокое понимание ребенка - вот чем облагораживается воспитательное поле, на котором выращивается будущее человечества, куются судьбы и счастье людей.

  1. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

Ильин Евгений Николаевич (р. 1929) – учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Классификационные параметры системы Е.Н. Ильина

Уровень и характер применения: по содержанию – частнопредметный, по значению – общепедагогический.

Философская основа: гуманистическая.

Методологический подход: социокультурный, ситуативный, коммуникативный. Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторнаяс элементами суггестии.

Ориентация на личностные сферы и структуры: эмоциональная сфера (СЭН).

Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский, гуманистический, общеобразовательный.

Вид социально-педагогическойдеятельности:социализации.

Тип управления учебно-воспитательнымпроцессом:система малых групп.

Организационные формы: традиционнаяклассно-урочная,групповая с элементами индивидуального подхода.

Преобладающие средства: вербальные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами диалога, проблемности, творчества.

Направление модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.

Категория объектов: массовая + продвинутая.

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, Ильин ставит так, чтобы:

а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта Личности – к Анализу художественного произведения и от него – к Книге.

Особенности метода преподавания литературы Ильина – внимание к деталям. Этот своего рода дедуктивный метод исследования литературы оказывается чрезвычайно эвристичным для учеников, активизируя их собственный поиск и понимание.

Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» – «вопрос» – «проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Урок литературы – это:

– человекоформирующий процесс; урок – общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

– своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов – писателя и учителя;

– открытия, а не аргументы и факты;

– совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Жизнь. Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную – соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.

Воздействие на «вторую программу» идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.

Сверхзадачей урока является: помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

  1. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)

Белкин Август Соломонович – академик АПСН и МАПО, заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук.

Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологи-ческого потенциала в образовательных целях. При этом различаются два понятия.

Опыт жизни – витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. К сожалению, именно на этом

информационном уровне и идет процесс обучения в большинстве образовательных технологий. Это то, что в обучении называется ЗУНами.

Жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Это то, что в современной педагогике называется компетентностями.

Классификационные параметры технологии.

Уровень и характер применения: отраслевая макротехнология. 

Философская основа: экзистенциальная.

Методологический подход: голографический.

Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные. Научная концепция освоения опыта:ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ключевые компетентности + 2) ЗУН + 3) СУД.

Характер содержания: светский, общеобразовательный.

Вид социально-педагогической деятельности: социализации.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп. Преобладающие методы: коммуникативные.

Организационные формы: классно-урочная.

Преобладающие средства: вербальные + практические + наглядные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: сотрудничества.

Направление модернизации: на основе личностной ориентации.

Категория объектов: все категории.

Витагенная проекция – витагенная информация учащихся, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания.

Вектор: ученик – знание – учитель.

Источниками витагенной информации являются: средства массовой информации; научная, техническая и художественная литература; произведения искусства; социальное, деловое и бытовое общение; различные виды деятельности; образовательный процесс. Именно они составляют основное содержание, главный «нерв» витагенной информации. Концентрируясь на полюсах успеха – неуспеха, достижений и ошибок, проходя определенные стадии, витагенная информация трансформируется в витагенный (жизненный) опыт.

Конструирующая проекция –  информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, средства массовой Информации, произведения искусства, научные данные, встречи со специалистами различных отраслей науки и пр., создающая целостную голографическую картину знания.

Дидактическая проекция – научная информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся. Вектор: учитель – знание – учение.

Переход витагенной информации в жизненный опыт происходит через несколько стадий. 

1-я стадия. Первчное восприятие витагенной информации, недифференцированное.

2-я стадия –оценочно-фильтрующая.Личность определяет значимость полученной информации в филогенезе (с общечеловеческих, групповых, гностических позиций), потом – в онтогенезе, т.е. с позиций личной значимости.

3-я стадия – установочная. Личность стихийно или осмысленно создает установку на запоминание информации на конкретный период.

Пять условий превращения витагенной информации в ценности образования. Ценностное отношение к знанию – это первое и главное условие превращения образовательных знаний в ценность.

Ценностью для ученика будет только то знание, которое он воспринимает как личностно-значимое. Для ребенка самодостаточными будут только те знания, которые он прочувствовал, познал, испытал на практике и хочет сохранить в запасниках своей долговременной памяти, т.е. то, что составляет его жизненный опыт: память мыслей, память чувств, память действий.

Вторым условием является ценностное отношение к незнанию. Незнание дословно означает отсутствие информации. Но есть незнание не только как проявление невежества, но и как способ познания в образовательном процессе.

А.С. Белкин выделяет следующие виды незнания: образовательное; научно-исследовательское; духовное; житейски-бытовое; социальное.

Выделяются условно и уровни незнания: неосведомленность; неведение; полное неведение; искаженное неведение (невежество).

Условие третье –  формирование представлений о многомерности образовательного процесса. Образование должно приобрести главный социальный смысл – формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Без такого подхода витагенное образование невозможно.

Условие четвертое – личностный подход:

- опора на положительное в личности;

- оптимистическая перспектива в работе с ребенком,

- учет интересов личности в образовательном процессе с точки зрения ее всестороннего развития.

Условие пятое –  опора на подсознание личности, что представляет прежде всего творчество и фантазии учащегося в самых разных проявлениях. Сознание – это верхушка айсберга, имя которому – подсознание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Красюкова Елена Николаевна

Дата: 26.12.2025

Номер свидетельства: 679840


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства