Просмотр содержимого документа
«Мобильный сборник задач по математике на тему "Семья. "»
Задача 1.
В одной семье было много детей. Семеро из них любили клубнику, пятеро - смородину, четверо - клубнику и голубику, трое - клубнику и смородену, двое - голубику и смородину, а один - и клубнику, и смородину, и голубику. Сколько детей было в семье?
ответ:
10 детей в семье. Только клубнику любит: 7 - (2 + 3 + 1) = 1 (ребёнок); только смородину: 5 - (2 + 1 + 1) = 1 (ребёнок); только голубика: 6 - (3 + 1 + 1) = 1 (ребёнок). Всего детей: 1 + 1 + 1 + 3 + 1 + 2+1 = 10 (человек).
задача 2
Доход в семьи Афанасивых в сентябре составил 65000 рублей .В этом месяце на питание семья потратила 27600 рублей ,а на приобретение одежды - в четыре раза меньше.Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15800 рублей.Оствлуюся часть решили отложить на экскурсионную поездку во время зимних каникул.Чему равняется все расходы семьи в сентябре?Сколько денег удалось отложить на отпуск ?
ответ :50300 рублей расходы.14 700 рублей на отпуск.
задача 3
Наша семья состоит из пяти человек . Папа и мама работают, дедушкина на пенсии, старшая сестра учится в университете.Я пока ученик 4-го класса .Наш общий семейный доход состоит из заработной платы родителей ,пенсии дедушки и стипендии сестры .Зарплата папы равна 36000 рублей ,мамина зарплата равна составляет 4\5папиной.Пенсия дедушки 14500 рублей , а степендия сестры равна половине пенсии дедушкиной .Чему равен доход нашей семье?
ответ :86550 рублей.
задача 4
В семье пять человек: муж, жена, сын, сестра мужа и отец жены. Их профессии - врачь, бухгалтер, аграном, учитель и экономист. Известно, что бухгалтер и учитель - не кровные родственники. Врачь младше экономиста, и оба играют в футбол за сборную своего завода. врачь моложе учителя, но старше жены своего брата. Назовите профессии каждого.
Ответ: Только один человек в семье имеет брата - это сестра мужа. Поэтому ее профессия - врачь. Жена - не аграном и не экономист (кто-нибудь видел когда-нибудь женские футбольные сборные на наших заводах?). Следовательно, она учитель или бухгалтер. Учителем она быть не может, так как в этом случае она была бы одновременно и старше, и моложе, чем врачь. Следовательно, жена - бухгалтер, а учитель - тот, кто не является ей кровным родственником, то есть ее муж. Оставшиеся родственники (слесарь и экономист по профессии) - это родные дед и внук. Так как аграном младше, то аграном - это сын, а экономист - его дед, то есть отец жены.
задача 5
Мама и дочь, бабушка и внучка, дочь и мама. Сколько всего человек здесь отмечено?
Ответ: 3, т.к. мама – дочь бабушка, дочь мама – внучка бабушка.
задача 6
Папу Андрея зовут Антон Викторович, а дедушку – Сергей Александрович. Какое отчество у мамы Андрея?
Ответ: Сергеевна, Потому что Сергей Александрович – это отец мамы Андрея. Отца папы Андрея зовут Виктор.
задача 7
У двух братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
Ответ: 3. 2 брата и одна сестра на двоих.
задача 8
Родители купили своим двум дочкам Катя и Марина по коробке конфет. В каждой коробке было по 15 конфет. Катя съела несколько конфет и отложила коробку. А Марина съела столько, сколько оставалось в коробке у Кати, и тоже отложила коробку. Вечером мама посчитала конфеты в коробках обеих девочек. Сколько конфет там было?
Ответ: 15. Катя и Марина съели вместе 15 конфет. Катя несколько (например, 15-х=у), а Марина столько, сколько осталось у Кати (т.е. у конфет). Сумма х+у = 15. А у девочек было по 15 конфет, т.е. 2*15 = 30. Было 30, 15 съели, и 15 на двоих осталось. А сколько у кого – этого в задаче не уточняется.
задача 9
Когда папе исполнилось 31 год, сыну было 8. Сейчас папа старше сына ровно в 2 раза. Сколько их обеим лет?
Ответ: сыну 23, папе 46. Когда сын родилась, папе было 31-8 = 23 года. Чтобы быть старше сыну в два раза, папе должно быть 23*2 = 46 лет. За это время сын дорос до 23 лет.
задача 10
Старая бабушка Маша оставила половину своих денег внуку и половину этой суммы внучке. Она оставила шестую часть своему брату, а остаток, 1000 долларов, приюту для собак. Сколько всего она оставила?
Ответ: Хитрость заключается в том, чтобы сосредоточиться не на гипотетических суммах, а на дробях: сложение половины, четверти и одной шестой говорит нам, что сумма составляет долю двенадцати (2+4+6=12). Вы также можете представить это как 6/12, 3/12, 2/12, что равняется 11/12. Если остаток составляет 1000 долларов, это должна быть одна двенадцатая, поэтому общая сумма составляет 12 000 долларов.
задача 11
У девочки столько же братьев, сколько и сестер, только у каждого брата вдвое меньше братьев, чем сестер. Сколько братьев и сестер насчитывает эта семья?
Ответ:Четыре сестры и три брата.
задача 12
Три сестры получили 24 яблока, причём каждому досталось столько яблок, сколько ему было лет три года назад. Самая младшая, девочка очень смышленая, предложил сестрам такой обмен яблоками:
— Я, — сказала она, — оставлю себе только половину имеющихся у меня яблок, а остальные разделю между вами поровну. После этого пусть средняя сестра тоже оставит себе половину, а остальные яблоки даст мне и старшей сестре поровну, а затем и старшая сестра пусть оставит себе половину всех имеющихся у нее яблок, а остальные разделит между мной и средней сестрой поровну.
Сестра, не подозревая коварства в таком предложении, согласились удовлетворить желанием младшей. В результате… у всех оказалось яблок поровну. Сколько же лет было малышу и каждой из остальных сетер?
ответ:
В конце обмена у каждой из сестер оказалось по 8 яблок. Следовательно, у старшей перед тем, как она отдала половину яблок своим сестрам, было 16 яблок, а у средней и младшей — по 4 яблока.
Далее, перед тем как делила свои яблоки средняя сестра, у нее было 8 яблок, а у старшей — 14 яблок, у младшей — 2. Отсюда, перед тем как делил свои яблоки младшая сестра , у нее оказалось 4 яблока, у средней — 7 яблок и у старшей— 13.
Так как каждая получила вначале столько яблок, сколько ей было три года назад, то младшей сейчас 7 лет, средней сестре 10 лет, а старшей 16.
задача 13
Моей младшей сестре 6 лет, а я старше её в 2 раза. Брат старше моей сестры на 5 лет. Папе 36 лет. общий возраст моей семьи 97 лет. Определите возраст моей мамы.
1)6+5=11(лет) моему брату
2) 6·2=12(лет) старшей сестре т. е. мне
3) 6+11+12=29(лет) всем трём детям нашей семьи
4) 29+36=65(лет) детям и папе вместе
5) 97 – 65=32(года) моей маме.
Ответ: Сашиной маме 32 года.
задача 14
Наша семья состоит из моего братика, ему 5 лет, бабушки, которая старше братика в 11 раз, а я старше его в 2,4 раза. Моей маме 34 года. Каков возраст моей семьи?
Решение :
1) 5 11=55(лет) бабушке
2) 5 2,4=12(лет )моей сестре
3) 5+55+12+34=106(лет) возраст всей семьи.
Ответ: 106 лет.
задача 15
Пусть дочке x лет, тогда отцу лет.
По условию задачи дочка моложе отца на 28 лет. Сколько лет дочке и отцу?
Составим и решим уравнение:
Ответ: Дочке 12 лет, отцу 12+28=40 лет.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Мобильный сборник занимательных задач по математике на тему "семья"»
В современном мире математика играет значительную и важную роль .Практически все учащиеся стремятся к хорошей математической подготовки ,ведь она необходима для поступления в ВУЗы.В каждой школе есть ученики,которые проявляют выраженный интерес к математике .Очень важно предоставить дополнительные возможности таким детям ,способстувующие повышению их математического развития .Наиболее эффективная форма форма привлечения учащихся различных классов к математике -это интересные задачи .
Цель :
создать условия для закрепления у детей математических знаний, умений и навыков.
задачи:
-закрепить умения и навыки решения задач,
-организовывать решения проблемных ситуации, самооценку своей учебнопозновательной деятельности.
-какие есть виды задач
-выложить на сайт мой мобильный сборник задач
-воспитывать любовь к семье ,чувство ответственности.
Актуальность:
математематика играет огромную роль в нашей жизни,мы к ней привыкли и не замечаем,что пользуемся ей постоянно.Если запустить ее изучение ,то могут возникнуть проблемы в решении бытовых задач,развитии памяти,освоении других школьных предметов.Решение задач на тему семья поможет повысить интерес учащихся к матике и показать ,что это не скучная наука.
Ожидаемый результат :
Планирую создать мобильный сборник задач по математике,интересный ,как для учителей ,так и для учиников,с возможностью использования его на уроках в средней школе .
Гипотеза:
Если условие текстовой задачи составлено на материале ,взятом из нашей жизни,а семья - это неотъемлевая часть каждого, то решать ее будет гораздо интереснее , нежели просто отвлеченную ,из учебника.
1.Теоретическая часть
1.1 важность понимания для подростков слово "семья"
Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.
Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование.
1.2 виды задач и что такое сборник,как решать задачи ?
сборник задач -предназначены для усвоения, закрепления и углубления знаний, выработки практических умений и навыков.
Решение задач - это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся, но в то же время- это одна из основных форм изучения математики, а также средство математического развития ребенка.
В начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач называются задачами одного вида.
С методической точки зрения для полноценной работы над задачей ученик должен:
- уметь хорошо читать и понимать смысл прочитанного;
- уметь анализировать текст задачи, выявлять его структуру и взаимоотношения между данными и искомыми;
- уметь правильно выбирать и выполнять арифметические действия;
- уметь записывать решение задач с помощью соответствующей математической символики;
- умение составлять задачи.
В начальном курсе математике понятие «задача» обычно используется тогда, когда речь идет об арифметических задачах. Они формируются в виде текста, в котором находят отражение количественные отношения между реальными объектами. Поэтому их называют «текстовыми», « сюжетными», «вычислительными» или «практическими».
Начальный курс математики ставит основной целью научить младших школьников решать задачи арифметическим методом, который сводится к выбору арифметического действия или действий, моделирующих связи между данными и искомыми величинами. Оно оформляется в виде последовательности числовых равенств или выражением, к которым даются пояснения.
Виды задач:
• Простые;
• Текстовые;
• Составные;
• Обратные;
Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий, связанных между собой, называется составной задачей. Она включает в себя ряд простых задач. Связанных между собой, так что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению. В подготовительный период перед знакомством с составной задачей одной из форм работы является решение простых задач. Простые задачи являются составными частями одного из способов введения составных задач. Решение составной задачи всегда начинается знакомством с условием и вопросом к ней. Далее используются специальные приемы, которые помогают детям вычленить величины, данные и искомые числа, установить связи между ними. К таким приемам относятся и иллюстрация задачи.
Наряду с предметной иллюстрации, начиная с 1 класса, используется и схематическая – это краткая запись условия задачи.
В краткой записи фиксируются в удобнообразной форме величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и слова, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.
Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.
Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:
1).Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2). В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3). Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задачи;
4). Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.
В формировании умения решать текстовые задачи велика роль правильно организованного разбора задачи. В методике обычно говорят о двух способах проведения такой работы: о разборе от данных к искомым значениям и, наоборот. От искомых (вопроса задачи) к данным (известным) значениям. Первый называется синтетическим, второй – аналитическим. Возможна их комбинация – аналитико-синтетический способ рассуждений.
Составление задач по краткой записи – важный этап в работе над составной задачей и отработке навыков решения ее. Эту работу надо начинать еще при работе над простой задачей и параллельно с записью краткого условия задачи. Сначала рекомендуется научить составлять краткое условие составной задачи, решать ее, затем предложить аналогичную краткую запись, но с другими числами и попросить сформулировать задачу, аналогичную данной. Затем постепенно, работая над составлением задач, менять формы исключать предварительную работу с заданной задачей и ее краткой записью
Пояснения к решению задач. Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы. Работа по осознанию хода решения той или иной математической задачи дает импульс к развитию мышления ученика.
При изучении задач в курсе математики, как простых, так и сложных, как обычных арифметических, так и типовых оказывается высокоэффективным систематическое применение так называемого метода обратных задач. Успех обучения решению задач посредством преобразования прямой задачи в обратные задачи объясняется как первопричиной тем, что такой путь заставляет поднимать из сферы подсознания наибольшее разнообразие связей, заключенных в содержании задачи. Это и обеспечивает – на языке дидактики – глубокое и прочное усвоение материала. На составление и решение обратной задачи уходит несравненно меньше времени, чем на решение новой задачи, так как числовые данные и сюжет остаются прежними; производится здесь лишь логическая операция по переосмыслению ролей чисел; неизвестное в прямой задаче становится известным и наоборот.
Типичные краткие записи представляю вам ни листах. В первом классе это могут быть рисунки, геометрические фигуры, но с умением писать вводятся краткие записи.
Так же представляю вам типы задач в начальной школе, каждому типу своя краткая запись.
?-Простые ( на сложение и вычитание);
-Составные ( на сложение и вычитание);
-На понимание, зачем нужно умножение и деление;
-Простые на умножение и деление;
-Составные на все четыре арифметических действия;
-Задачи на стоимость, цену, количество;
-Задачи на движение.?
2.Практическая часть
Составление задачника по математике.
Организационный этап
-Выбрать из учебника задачи о семье.
-Найти информацию в энциклопедиях и справочниках.
-Составить задачи, используя найденную информацию.
-Иллюстрирование проекта.
Для начала я просмотрела все сборники и учебники, которые имеются в нашей библиотеке. Сведения о семье есть во всех учебниках. Например:
1. Папу Андрея зовут Антон Викторович, а дедушку – Сергей Александрович. Какое отчество у мамы Андрея?
Ответ: Сергеевна, Потому что Сергей Александрович – это отец мамы Андрея. Отца папы Андрея зовут Виктор.
2. У двух братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
Ответ: 3. 2 брата и одна сестра на двоих.
3. Когда папе исполнилось 31 год, сыну было 8. Сейчас папа старше сына ровно в 2 раза. Сколько их обеим лет?
Ответ: сыну 23, папе 46. Когда сын родилась, папе было 31-8 = 23 года. Чтобы быть старше сыну в два раза, папе должно быть 23*2 = 46 лет. За это время сын дорос до 23 лет.
Оказалось, что все они написаны людьми взрослыми. А пособий, которые делали бы сами дети для своих сверстников, не удалось найти ни одного. Поэтому я решила создать такой задачник про семью , который был бы полезен учащимся начальных классов.
Работа велась в течении месяца. Мы вместе с родителями занимались поиском информации о семье в энциклопедиях, в справочниках, интернет-ресурсах. Все желающие попробовали свои силы в создании собственных задач про семью. Далее из всего предложенного материала были отобраны наиболее интересные по содержанию и способу решения задачи и включены в задачник.
Я хотела, чтобы задачник получился ярким и красочным.
Этап оформления и создания проекта
Публикация задачника.
Собрав полный материал , я взялась за работу. И вот работа удалась. Главным отличием сборника от других авторских работ является его незаконченность. В конце задачника оставлен чистый лист под рубрикой «Мои задачи». На нем можно записать свои собственные задачи, аналогичные тем задачам, которые содержатся в задачнике. Ведь каждый ребёнок может проявить свои способности. В результате совместной групповой деятельности мы не только получили новые знания, но и создали учебный продукт.
Заключение.
Над проектом я работала около 2-3 месяцев. В ходе работы у нас возник интерес к математике. Я научилась планировать свою работу, пользоваться различными источниками информации, отбирали нужные материалы, анализировали полученные факты. За это время я пополнила запас знаний, вели исследовательскую работу, проявили заинтересованность, творчество, сотрудничество. Я надеюсь , что в будущем, я продолжу работу над проектом- буду составлять новые, интересные задачи!
Математика в нашей жизни присутствует всегда и везде.Люди каждый день решают большое количество задач,примеров,например:в магазине,при подсчете затрат на тот или иной товар или при получении зарплаты ,когда выбирают ,сколько денег сейчас снять с карты и сколько оставить .Математика в жизни человека идет также сплошь и радом с его здоровьем.С каждым разом математика становится все нужнее людям и уже никак без не обойтись.
Без математике наша жизнь невозможна.
Для создания мобильного сборника задач я изучила огромное количество различных источников, и обнаружила информацию, о которой даже не знала. Я был приятно удивлёна тем, что у нашего народа такое огромное богатство , которую обязательно нужно узнать ученикам 459 школы.
я выложила в группу в вконтакте в школьной библиоте №459 школы.
И мне даже дали сведетельство ,что я выложила туда свой мобильный сборник занимательных задач по математике на тему "семья".
Я выяснила виды, и этапы создания мобильного сборника задач ,. Ознакомилась с видами задач и составила мобильный сборник задач
-На первом этапе моей работы это закрепление умения и навыки решения задач
-На втором этапе моей работы это организование решения проблемных ситуаций,самооценку своей учебно-познавательной деятельности .
-На третьем этапе узнать какие виды задач бывают .В ходе работы я узнала про разные виды задач и собрала основные .
-На четвертом этапе был выложин в группу вконтакте школьной библиотеке 459 школы .
Благодаря проделанной работе и полученной информации в ходе реализации я узнала много нового для себя, получила ценный опыт в написании индивидуального проекта, сборе и систематизации материалов, работе с электронными текстовыми редакторами (Microsoft Office: Word, Power Point). Я с уверенностью могу заявить, что цель моего проекта окончательно достигнута – Мобильный сборник занимательных задач загадок по математике на тему " cемья".
У моего проекта есть множество перспектив для дальнейшего развития, ведь время не стоит на месте и постоянно находится всё более новая информация, которую тоже нужно предать публичной огласке. С перспективами моего проекта и более детальной работой в скором времени можно будет выложить на многие сайты в интернете .
Список литературы
1. Дорофеева, А.В. Высшая математика для гуманитарных направлений. Сборник задач: Учебно-практическое пособие / А.В. Дорофеева. - М.: Юрайт, 2016. - 175 c.
2. Дорофеева, А.В. Высшая математика для гуманитарных направлений: Учебник для бакалавров / А.В. Дорофеева. - М.: Юрайт, 2016. - 400 c.
3. Ильин, В.А. Высшая математика: Учебник / В.А. Ильин, А.В. Куркина. - М.: Проспект, 2017. - 608 c.
4. Клюшин, В.Л. Высшая математика для экономистов: задачи, тесты, упражнения: Учебное пособие для бакалавров / В.Л. Клюшин. - М.: Юрайт, 2016. - 165 c.
5. Клюшин, В.Л. Высшая математика для экономистов: Учебник для бакалавров / В.Л. Клюшин. - М.: Юрайт, 2016. - 447 c.
6. Краснов, М.Л. Вся высшая математика. Т. 5. Теория вероятностей. Математическая статистика. Теория игр: Учебник / М.Л. Краснов, А.И. Киселев, Г.И. Макаренко [и др.]. - М.: ЛКИ, 2016. - 296 c.
7. Крицков, Л.В. Высшая математика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Л.В. Крицков; Под ред. В.А. Ильин. - М.: Проспект, 2017. - 176 c.
8. Куликова, Е.В. Высшая математика для горных вузов.Т. 1. Аналитическая геометрия и элементы линейной алгебры: Учебное пособие для вузов / Е.В. Куликова. - М.: Горная книга, 2018. - 512 c.
10. Малыхин, В.И. Высшая математика: Учебное пособие / В.И. Малыхин. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 365 c.
11. Сотников, В.Н. Высшая математика для экономистов: Учебник для бакалавров / А.М. Попов, В.Н. Сотников; Под ред. проф. А.М. Попов. - М.: Юрайт, 2016. - 564 c.
12. Хассан, Н.Ш. Высшая математика для гуманитарных направлений: Учебное пособие для бакалавров / Ю.В. Павлюченко, Н.Ш. Хассан, В.И. Михеев; Под общ. ред. Ю.В. Павлюченко. - М.: Юрайт, 2017. - 238 c.
приложение1
В одной семье было много детей. Семеро из них любили клубнику, пятеро - смородину, четверо - клубнику и голубику, трое - клубнику и смородену, двое - голубику и смородину, а один - и клубнику, и смородину, и голубику. Сколько детей было в семье?
ответ:
10 детей в семье. Только клубнику любит: 7 - (2 + 3 + 1) = 1 (ребёнок); только смородину: 5 - (2 + 1 + 1) = 1 (ребёнок); только голубика: 6 - (3 + 1 + 1) = 1 (ребёнок). Всего детей: 1 + 1 + 1 + 3 + 1 + 2+1 = 10 (человек).
приложение 2
Доход в семьи Афанасивых в сентябре составил 65000 рублей .В этом месяце на питание семья потратила 27600 рублей ,а на приобретение одежды - в четыре раза меньше.Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15800 рублей.Оствлуюся часть решили отложить на экскурсионную поездку во время зимних каникул.Чему равняется все расходы семьи в сентябре?Сколько денег удалось отложить на отпуск ?
ответ :50300 рублей расходы.14 700 рублей на отпуск.
приложение 3
Наша семья состоит из пяти человек . Папа и мама работают, дедушкина на пенсии, старшая сестра учится в университете.Я пока ученик 4-го класса .Наш общий семейный доход состоит из заработной платы родителей ,пенсии дедушки и стипендии сестры .Зарплата папы равна 36000 рублей ,мамина зарплата равна составляет 4\5папиной.Пенсия дедушки 14500 рублей , а степендия сестры равна половине пенсии дедушкиной .Чему равен доход нашей семье?
ответ :86550 рублей.
приложение 4
В семье пять человек: муж, жена, сын, сестра мужа и отец жены. Их профессии - врачь, бухгалтер, аграном, учитель и экономист. Известно, что бухгалтер и учитель - не кровные родственники. Врачь младше экономиста, и оба играют в футбол за сборную своего завода. врачь моложе учителя, но старше жены своего брата. Назовите профессии каждого.
Ответ: Только один человек в семье имеет брата - это сестра мужа. Поэтому ее профессия - врачь. Жена - не аграном и не экономист (кто-нибудь видел когда-нибудь женские футбольные сборные на наших заводах?). Следовательно, она учитель или бухгалтер. Учителем она быть не может, так как в этом случае она была бы одновременно и старше, и моложе, чем врачь. Следовательно, жена - бухгалтер, а учитель - тот, кто не является ей кровным родственником, то есть ее муж. Оставшиеся родственники (слесарь и экономист по профессии) - это родные дед и внук. Так как аграном младше, то аграном - это сын, а экономист - его дед, то есть отец жены.
приложение 5
Мама и дочь, бабушка и внучка, дочь и мама. Сколько всего человек здесь отмечено?
Ответ: 3, т.к. мама – дочь бабушка, дочь мама – внучка бабушка.