Просмотр содержимого документа
«Миниучебник по теме "Ирациональные уравнения"»
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕУРАВНЕНИЯ
(мини-учебникдлясамостоятельногоизучения темы)
Данная работа предназначена для глубокого индивидуального изучения методов решения иррациональных уравнений, в частности, метода возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень. Поэтому работа разбивается на несколько частей:
таблицы:
первая таблица, которая позволяет узнать определение иррациональных уравнений и способы их решения,
вторая таблица, которая раскрывает метод решения простейших иррациональных уравнений,
третья таблица, которая раскрывает метод решения более сложных иррациональных уравнений;
методы решения иррациональных уравнений:
возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень,
специальные замены,
искусственные приёмы;
3) подведение итогов по усвоению методов решения уравнений.
На самостоятельное изучение темы отводится 2 часа. Каждый пример оценивается своей оценкой:
примеры 4-6, 7, 11, 12 удовлетворительно;
примеры 13-17, 21, 22 хорошо;
примеры 18, 19, 23, 24, 26-28 отлично.
Если учащийся не справился с необходимыми для получения соответствующей оценки примерами, то он записывает их в тетрадь в качестве домашнего задания. При необходимости каждый учащийся может попросить помощь у учителя.
Для заинтересованности учащихся предлагается необычная схема для проверки правильности решения уравнений. Для этого каждое решение зашифровывается своей буквой, а из букв составляются ключевые слова. Получение ключевого слова говорит о том, что были получены правильные ответы.
Ключевыми словами являются: МИГ, РОД, СОЛО, БАК, ДЕНЬ, ВЯЗ. (В конце работы показано какие примеры были объединены в слова.)
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ
Определение. Иррациональным уравнением называется уравнение, которое содержит переменную под знаком корня п-й степени (радикала).
Схема решение
. Решение иррациональных уравнений методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень.
Решите уравнения:
4. ;
5. ;
6. ;
7.
Теоремы о равносильности некоторых
иррациональных уравнений
При возведении обеих частей уравнения в нечётную степень
получаем уравнение, равносильное данному
Если обе части уравнения неотрицательные,
то при возведении обеих частей в чётную степень получаем уравнение,
равносильное данному (на ОДЗ исходного)
Учитывая данную схему, можно решить некоторые (более сложные) уравнения методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень.
Пример 8. Решим уравнение
Решение.
Данное уравнение равносильно системе
Отсюда х = 11.
Ответ: 11.
Пример 9. Решим уравнение
Решение.
Преобразуем данное уравнение к виду
Возведя в квадрат обе части уравнения, получим
После преобразований приходим к квадратному уравнению
корни которого
х1 = 1 и х2 = 4.
Проверка.
При х = 1 , 3 = 1 неверное равенство, то х = 1 посторонний корень.
При х = 4 , 2 = 2 верное равенство, то х = 4 корень уравнения.
Ответ: 4.
Пример 10. Решим уравнение
Решение.
Данное уравнение равносильно системе
Отсюда уравнение не имеет корней.
Ответ: корней нет.
Решите уравнения:
11.
12.
13.
14.
Указание. Перенесите один из корней в правую сторону уравнения.
15.
16.
17.
18.
19.
. Решение иррациональных уравнений методом специальных замен.
Пример 20. Решим уравнение
Решение.
Преобразуем данное уравнение к виду
При замене получим квадратное уравнение относительно у:
корни которого
у1 = - 4 и у2 = 5.
Тогда получим два уравнения:
1) . Уравнение не имеет корней, т. к. всегда на ОДЗ.
2) и
Проверка.
При 7 = 7 – верное равенство, то
корень уравнения.
При 7 = 7 – верное равенство, то корень
уравнения.
Ответ: - 3; 4.
Решите уравнения:
21.
22.
23.
24.
. Решение иррациональных уравнений с помощью искусственных приёмов.
Пример 25. Решим уравнение
Решение.
Умножим обе части уравнения на и получим:
отсюда
Прибавляя почленно полученное уравнение к данному, получим
, отсюда .
Проверка.
неверное равенство, то посторонний корень.
Ответ: нет корней.
Решите уравнения:
26.
27.
28.
П Р О В Е Р Ь С Е Б Я !
Расшифруйте ключевые слова, используя таблицу. Слова должны составляться из ответов на соответствующие примеры: