kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Миниучебник по теме "Ирациональные уравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Миниучебник предназначен для учащихся 11 класса при подготовке к ЕНТ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Миниучебник по теме "Ирациональные уравнения"»

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ

(мини-учебник для самостоятельного изучения темы)

Данная работа предназначена для глубокого индивидуального изучения методов решения иррациональных уравнений, в частности, метода возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень. Поэтому работа разбивается на несколько частей:

  1. таблицы:

 первая таблица, которая позволяет узнать определение иррациональных уравнений и способы их решения,

 вторая таблица, которая раскрывает метод решения простейших иррациональных уравнений,

 третья таблица, которая раскрывает метод решения более сложных иррациональных уравнений;

  1. методы решения иррациональных уравнений:

 возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень,

 специальные замены,

 искусственные приёмы;

3) подведение итогов по усвоению методов решения уравнений.

На самостоятельное изучение темы отводится 2 часа. Каждый пример оценивается своей оценкой:

примеры 4-6, 7, 11, 12  удовлетворительно;

примеры 13-17, 21, 22  хорошо;

примеры 18, 19, 23, 24, 26-28  отлично.

Если учащийся не справился с необходимыми для получения соответствующей оценки примерами, то он записывает их в тетрадь в качестве домашнего задания. При необходимости каждый учащийся может попросить помощь у учителя.

Для заинтересованности учащихся предлагается необычная схема для проверки правильности решения уравнений. Для этого каждое решение зашифровывается своей буквой, а из букв составляются ключевые слова. Получение ключевого слова говорит о том, что были получены правильные ответы.

Ключевыми словами являются: МИГ, РОД, СОЛО, БАК, ДЕНЬ, ВЯЗ. (В конце работы показано какие примеры были объединены в слова.)













ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ


Определение. Иррациональным уравнением называется уравнение, которое содержит переменную под знаком корня п-й степени (радикала).

Схема решение











. Решение иррациональных уравнений методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень.







Решите уравнения:

4. ;

5. ;

6. ;

7.


Теоремы о равносильности некоторых

иррациональных уравнений




При возведении обеих частей уравнения в нечётную степень

получаем уравнение, равносильное данному




Если обе части уравнения неотрицательные,

то при возведении обеих частей в чётную степень получаем уравнение,

равносильное данному (на ОДЗ исходного)






Учитывая данную схему, можно решить некоторые (более сложные) уравнения методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень.


Пример 8. Решим уравнение

Решение.

Данное уравнение равносильно системе

  

 Отсюда х = 11.

Ответ: 11.


Пример 9. Решим уравнение

Решение.

Преобразуем данное уравнение к виду

Возведя в квадрат обе части уравнения, получим

После преобразований приходим к квадратному уравнению

корни которого

х1 = 1 и х2 = 4.


Проверка.

При х = 1 , 3 = 1  неверное равенство, то х = 1  посторонний корень.

При х = 4 , 2 = 2  верное равенство, то х = 4  корень уравнения.

Ответ: 4.


Пример 10. Решим уравнение

Решение.

Данное уравнение равносильно системе

  Отсюда уравнение не имеет корней.

Ответ: корней нет.


Решите уравнения:

11.

12.

13.

14.

Указание. Перенесите один из корней в правую сторону уравнения.

15.

16.

17.

18.

19.


. Решение иррациональных уравнений методом специальных замен.


Пример 20. Решим уравнение

Решение.

Преобразуем данное уравнение к виду

При замене получим квадратное уравнение относительно у:

корни которого

у1 = - 4 и у2 = 5.

Тогда получим два уравнения:

1) . Уравнение не имеет корней, т. к. всегда на ОДЗ.

2) и

Проверка.

При 7 = 7 – верное равенство, то

 корень уравнения.

При 7 = 7 – верное равенство, то  корень

уравнения.

Ответ: - 3; 4.


Решите уравнения:

21.

22.

23.

24.


. Решение иррациональных уравнений с помощью искусственных приёмов.

Пример 25. Решим уравнение

Решение.

Умножим обе части уравнения на и получим:

отсюда

Прибавляя почленно полученное уравнение к данному, получим

, отсюда .

Проверка.

 неверное равенство, то  посторонний корень.

Ответ: нет корней.


Решите уравнения:

26.

27.

28.


П Р О В Е Р Ь С Е Б Я !


Расшифруйте ключевые слова, используя таблицу. Слова должны составляться из ответов на соответствующие примеры:

(4, 5, 6); (7, 11, 12); (13, 14, 16, 15); (17, 21, 22); (18, 19, 23, 24); (26, 27, 28).



-2,5; 1,5


13


8


25


2

-1; -


64


-21

-; 1


-1


16


Ø


1


-1,4; 2


3


 3


-6; 1


А


Б


В


Г


Д


Е


З


И


К


Л


М


Н


О


Р


С


Ь


Я

Ø – нет решений (нет корней)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Миниучебник по теме "Ирациональные уравнения"

Автор: Адильханова Ольга Анатольевна

Дата: 28.11.2018

Номер свидетельства: 487991


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1600 руб.
2660 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства