Методическое пособие по математике "Основные приёмы быстрого счёта"
Методическое пособие по математике "Основные приёмы быстрого счёта"
В современном мире, наполненном разнообразными техническими и научными достижениями, время – богатство. В этом круговороте выигрывает самый быстрый, находчивый, способный рассмотреть ситуацию с наиболее выгодной стороны. Так обстоит дело и со школьной математикой. Как известно, на современные экзамены по математике в форме ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе отводится всего 235 минут, за которые предлагается выполнить без использования вычислительных приборов достаточно большое количество заданий разного уровня сложности. Результат экзамена зависит не только от знаний, умений и навыков, приобретённых за годы обучения, но и от умения распределять время на выполнение заданий. В данном пособии доступно объясняется, как и где можно сэкономить время при выполнении заданий. На ярких примерах показана необходимость знания неких хитростей - математических приёмов решения сложных на первый взгляд заданий. Порой мы, сталкиваясь с огромными по записи, замысловатыми числовыми выражениями, теряемся и начинаем решать их, что называется «в лоб». Но этот процесс не всегда приятен, занимает довольно много времени и поэтому может привести к ошибочным результатам, даже если вы неплохо считаете. А для некоторых примеров не помогает даже микрокалькулятор. И, честно говоря, намного интереснее, когда решение «красивое» и небольшое по объёму. Как добиться «красивых» решений? На этот вопрос отвечает наше пособие.
В течение многих лет, решая примеры, анализируя этот процесс и полученные результаты, математики пришли к выводу о том, что существуют специальные методы, с помощью которых можно легче и быстрее добраться до правильного ответа. На основе этих методов составлены формулы, сформулированы законы, применение которых обеспечивает практически устное решение даже самых громоздких примеров, а значит и экономию времени, сил.
Цель пособия: продемонстрировать преимущества знания и использования основных математических приёмов быстрого счёта, простоту и экономичность нахождения правильного ответа с помощью известных математических формул, законов, свойств; предоставить читателям возможность самостоятельно приобрести навыки использования указанных в пособии методов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по математике "Основные приёмы быстрого счёта" »
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БЫСТРОГО СЧЁТА
САВВУШКА 2013
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САВВУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БЫСТРОГО СЧЁТА
Методическое пособие по математике для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений
САВВУШКА 2013
Авторы-составители: учащиеся 8 класса МБОУ «Саввушинская СОШ» Жирнова Ольга, Сенникова Елена под руководством учителя математики МБОУ «Саввушинская СОШ» Горностаевой А. Г.
МБОУ «Саввушинская СОШ», 2013.
Содержание
Введение……………………………….4
Замена числа равносильным ему выражением…………………………....6
В современном мире, наполненном разнообразными техническими и научными достижениями, время – богатство. В этом круговороте выигрывает самый быстрый, находчивый, способный рассмотреть ситуацию с наиболее выгодной стороны. Так обстоит дело и со школьной математикой. Как известно, на современные экзамены по математике в форме ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе отводится всего 235 минут, за которые предлагается выполнить без использования вычислительных приборов достаточно большое количество заданий разного уровня сложности. Результат экзамена зависит не только от знаний, умений и навыков, приобретённых за годы обучения, но и от умения распределять время на выполнение заданий. В данном пособии доступно объясняется, как и где можно сэкономить время при выполнении заданий. На ярких примерах показана необходимость знания неких хитростей - математических приёмов решения сложных на первый взгляд заданий. Порой мы, сталкиваясь с огромными по записи, замысловатыми числовыми выражениями, теряемся и начинаем решать их, что называется «в лоб». Но этот процесс не всегда приятен, занимает довольно много времени и поэтому может привести к ошибочным результатам, даже если вы неплохо считаете. А для некоторых примеров не помогает даже микрокалькулятор. И, честно говоря, намного интереснее, когда решение «красивое» и небольшое по объёму. Как добиться «красивых» решений? На этот вопрос отвечает наше пособие.
В течение многих лет, решая примеры, анализируя этот процесс и полученные результаты,
математики пришли к выводу о том, что
существуют специальные методы, с помощью
4
которых можно легче и быстрее добраться до правильного ответа. На основе этих методов составлены формулы, сформулированы законы, применение которых обеспечивает практически устное решение даже самых громоздких примеров, а значит и экономию времени, сил.
Цель пособия:продемонстрировать преимущества знания и использования основных математических приёмов быстрого счёта, простоту и экономичность нахождения правильного ответа с помощью известных математических формул, законов, свойств; предоставить читателям возможность самостоятельно приобрести навыки использования указанных в пособии методов.
5
Замена числа равносильным ему выражением
Для того чтобы хорошо считать устно, полезно знать некоторые приёмы быстрого счёта. Вот один из них: чтобы быстро умножить число на 5, достаточно заметить, что 5 = 10 : 2.
Например, 48 ∙ 5 = (48 : 2) ∙ 10 = 24 ∙ 10 = 240;
43 ∙ 5 = (43 ∙ 10) : 2 = 430 : 2 = 215 и т. д.
Также этот приём может быть использован при делении на 5, только число нужно разделить на 10 и умножить на 2.
Особенно удачна замена числа равносильным ему выражением при умножении на десятичную дробь 0,5. Достаточно знать, что умножить число на 0,5, это все равно, что разделить его на 2.
Например, 23 786 ∙ 0,5 = 23 786 : 2 = 11 893.
7
2. Округление чисел
Округление чисел часто используется при устных вычислениях. Если один или все компоненты действий близки к круглым числам, то сначала выполняется округление, и действия производятся над круглыми числами, а затем вносится поправка.
б) 28,25 ∙ 0,8 ∙ 12,5; г) 28,81 ∙ 0,25 ∙ 0,4. Как известно, в математике есть положительные и отрицательные числа. Иногда бывает, что сумма положительного и отрицательного чисел равна 0. Тогда говорят, что числа взаимно уничтожились, а сами числа называют противоположными. Если в выражении есть такие числа, то нужно сложить их, а затем выполнять остальные действия, тогда вы значительно упростите решение и сэкономите время. Например, 67 + 2,34 + 23 − 67 − 2,34 = 67 + (− 67) +
С помощью законов арифметических действий можно не только быстро решать примеры, но и сокращать дроби, состоящие из объёмных выражений.
Пример 1. == ==
14
== = = −5.
Пример 2. .
Вычислите наиболее рациональным способом: №36. a) ;
б) .
№37. a) б) .
№38. .
Бывают случаи, когда для решения одного примера, пользуются сразу несколькими законами арифметики.
15
4. Свойства степени
Знание и умение применять свойства степеней значительно сокращают время на поиск значения числового выражения, содержащего степени. Напомним эти свойства:
as ∙ at = as + t;
as : at = as - t;
(as)t = as ∙ t;
(a ∙ b)s = as ∙ bs;
(s = , где b 0.
Например, = = = = =8;
= = = 5.
Применяя свойства степеней, найдите значение выражения:
№39. a) ; б) ; в) ; г) . №40. а); б); в); г).
№41. a) : ;
б) : .
16
Применяя свойства степеней, найдите значение выражения:
№42. a) ; б) ; в) .
№43. a) (64 ∙ 4-5)2; б) ;
в) (128 ∙ 2-6)-2; г) .
№44. a) ; б) ;
в) ; г).
№45. a) 108 ∙ 10-5 ∙ 10-6; б) (52)-2 ∙ 53;
в) 120 : (12-1)2; г) .
17
5. Формулы сокращённого умножения
Формулы сокращённого умножения часто выручают в быстром поиске правильного ответа многих вычислительных примеров.
Название формулы
Формула
Пример
Разность квадратов двух выражений
а2 – b2 = (a – b)(a + b)
69 ∙71 = (70 -1) (70+ +1) = 702 – 12 =
= 4900 – 1 = 4899
Квадрат разности двух выражений
(a – b)2 = a2 – 2ab + b2
692 = (70 – 1)2 = =4900 – 140 + 1 = =4761
Квадрат суммы двух выражений
(a + b)2 = a2 + 2ab + b2
922 = (90 + 2) 2= =8100 + 360 + 4 = =8464
Разность кубов двух выражений
a3 – b3 = (a – b) (a2 + ab + b2)
= 27 – -13 = 14
Сумма кубов двух выражений
a3 + b3 = (a + b) (a2 - ab + b2)
= 47 + +33 = 80
18
Используя формулы (a – b)2 = a2 – 2ab + b2и (a + b)2 = a2 + 2ab + b2, вычислите:
№46. a) 792; б) 392; в) 592; г) 492.
№47. a) 212; б) 312; в) 612; г) 912.
№48. a) 422; б) 622; в) 822; г) 322.
№49. a) 982; б) 282; в) 882; г) 582.
№50. a) (122; б) (- 7)2; в) (7 2; г) (- 13 )2.
№51. a) (122; б) (14)2; в) (39 2; г) (15 )2.
Используя формулу (a + b) (a – b) = а2 – b,2вычислите:
Самые сложные числовые выражения чаще всего требуют для их решения применения сразу нескольких приёмов, указанных в данной работе.
Это как раз и приводит к «красивому» решению примера.
Приведём пример вычисления значения одного из таких выражений:
= = =
= = =
В приведённом примере используется два приёма – разложение на множители на основе распределительного закона умножения относительно сложения и применение одного из свойств степени.
Следующие ниже задания выполните, комбинируя различные приёмы быстрого счёта:
Зубарева И. И. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2007г.
Зубарева И. И. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2007г.
Мордкович А. Г. Алгебра. 7 класс Ч. 1.: Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2007.
Мордкович А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е., Александрова Л. А. Алгебра. 7 класс Ч. 2.: Задачник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2007.
Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс Ч. 1.: Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2007.
Мордкович А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е., Александрова Л. А. Алгебра. 8 класс Ч. 2.: Задачник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2007.
Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2012.