kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания и контрольные задания для студентов дневного отделения по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по дисциплине «Математика»  составлены на основе профессиональной образовательной программы ФГОС СПО по специальности 080114  «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и предназначены для реализации требований к результатам освоения изучаемой дисциплины по ФГОС СПО.

Методические указания предназначены для студентов дневного отделения по отдельным темам, таким как:

  • Теория пределов;
  • Дифференциальное исчисление;
  • Интегральное исчисление.

Студенты могут самостоятельно изучить данные темы, подробно ознакомиться с решением примеров и заданий, разобранных в методических указаниях.

Методические указания ориентированы на достижение следующих целей:

  • Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
  • Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественно – научных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;
  • Воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно – технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;

Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся  устойчивым содержанием и общими требованиями  к подготовке обучающихся.  Реализация общих целей изучения математики традиционно формируется в четырёх направлениях – методическое (общее представление об идеях и методах математики), интеллектуальное развитие, утилитарно – прагматическое направление (овладение необходимыми конкретными знаниями) и воспитательное воздействие.

Для экономического  профиля более характерным является усиление общекультурной составляющей курса с ориентацией на визуально-образный и логический стили учебной работы.

В результате изучения предмета студенты должны усвоить, что математические понятия являются абстракцией свойств и отношений реального мира, обладают большой общностью, широкой сферой применимости, что сущность приложения математики к решению практических задач заключается в переводе задач на математический язык, решением их и интерпретации их результатов на язык исходных данных.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания и контрольные задания для студентов дневного отделения по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» »


Министерство образования Иркутской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Иркутской области

«АНГАРСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»













МАТЕМАТИКА


Методические указания и контрольные задания для студентов дневного отделения по специальности

080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»






Автор разработки:

Майборская Светлана Владимировна,

преподаватель ГБОУ СПО ИО АПЭТ











Ангарск

2012

ОДОБРЕНО

Предметно - цикловой комиссией математических и естественнонаучных дисциплин

Председатель ________/_Стогова Л.А.

Протокол №__от __________2012 г


















Составитель: Майборская Светлана Владимировна, преподаватель ГБОУ СПО ИО АПЭТ





Рецензенты:














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МАТЕМАТИКА


Методические указания по дисциплине «Математика» составлены на основе профессиональной образовательной программы ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и предназначены для реализации требований к результатам освоения изучаемой дисциплины по ФГОС СПО.

Методические указания предназначены для студентов дневного отделения по отдельным темам, таким как:

  • Теория пределов;

  • Дифференциальное исчисление;

  • Интегральное исчисление.

Студенты могут самостоятельно изучить данные темы, подробно ознакомиться с решением примеров и заданий, разобранных в методических указаниях.

Методические указания ориентированы на достижение следующих целей:

  • Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;

  • Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественно – научных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;

  • Воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно – технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;

Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся. Реализация общих целей изучения математики традиционно формируется в четырёх направлениях – методическое (общее представление об идеях и методах математики), интеллектуальное развитие, утилитарно – прагматическое направление (овладение необходимыми конкретными знаниями) и воспитательное воздействие.

Для экономического профиля более характерным является усиление общекультурной составляющей курса с ориентацией на визуально-образный и логический стили учебной работы.

В результате изучения предмета студенты должны усвоить, что математические понятия являются абстракцией свойств и отношений реального мира, обладают большой общностью, широкой сферой применимости, что сущность приложения математики к решению практических задач заключается в переводе задач на математический язык, решением их и интерпретации их результатов на язык исходных данных.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы


Основная литература:


  1. Булдык . Г. М. Сборник задач и упражнений по высшей математике. Учебник [Текст]/Г.М. Булдык - Минск, Юнипресс, 2010 г.

  2. Данко П. Е.,. Попов А. С. Высшая математика в упражнениях и задачах. [Текст]/П,Е, Данко, А.С. Попов - М, Оникс, 2009 г. 303 с. и 415 с.


Дополнительная литература:


  1. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов.[Текст]/Н.Ш. Кремер – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г..

  2. Кремер Н.Ш. Высшая математика для экономистов. Учебное пособие [ Текст]/Н.Ш. Кремер; - М: ЮНИТИ –ДАНА,2008

  3. Ильин В.А. Линейная алгебра: Учебник [Текст]/В.А. Ильин, Э.Г. Позняк.-6-е изд. стер.-М.:Физматиздат, 2010.

  4. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2-ух частях[Текст]/П.Е. Данко, А.Г. Попов – М.:Высшая школа, 2011.

  5. Шипачев В.С. Сборник задач по высшей математике.[Текст] / В.С. Шипачев-М.:Высшая школа, 2009

  6. Баврин И.И. Высшая математика. Учебник [Текст] /И.И. Баврин: М.- Академия, 2009. (гриф МО).






















Программа курса

«Математика»



1. Теория пределов

  1. Предел последовательности. Предел функции. Свойства пределов.

  2. Вычисление пределов.

  3. Замечательные пределы



2. Дифференциальное исчисление

  1. Производная. Правила и формулы дифференцирования.

  2. Дифференцирование сложной функции.

  3. Дифференцирование неявной функции, логарифмическое дифференцирование.

  4. Производные высших порядков.

  5. Исследование функции и построение графиков.


3. Интегральное исчисление

  1. Первообразная. Правила и формулы интегрирования.

  2. Методы вычисления неопределенного интеграла:

  • Интегрирование с заменой переменных

  • Интегрирование по частям

  • Интегрирование рациональной дроби

  1. Определенный интеграл. Основные свойства.

  2. Приложение определенного интеграла.






















 Рассмотрим решение пределов на примерах:

Вычислим предел числовой последовательности 

Решение:

        Умножим выражение на множитель          и поделим на него. 

Так как   

Ответ:

Вычислим предел функции:

Любой предел состоит из трех частей:

1) Всем известного значка предела  lim 
2) Записи под значком предела, в данном случае  x→1. Запись читается «икс стремится к единице». Чаще всего – именно  x, хотя вместо «икса» на практике встречаются и другие переменные. В практических заданиях на месте единицы может находиться совершенно любое число, а также бесконечность ().
3) Функции под знаком предела, в данном случае .

Сама запись  читается так: «предел функции  при икс стремящемся к единице».

Чтобы решить вышерассмотренный пример нужно просто подставить единицу в функцию, стоящую под знаком предела:

Итак, первое правило: Когда дан любой предел, сначала просто пытаемся подставить число в функцию.

Мы рассмотрели простейший предел, но и такие встречаются на практике, причем, не так уж редко!

Вывод: при  функция   неограниченно возрастает:

И еще серия примеров:

Пожалуйста, попытайтесь самостоятельно мысленно проанализировать нижеследующее и запомните простейшие виды пределов:



Что нужно запомнить и понять из вышесказанного?

1) Когда дан любой предел, сначала просто пытаемся подставить число в функцию.

2) Вы должны понимать и сразу решать простейшие пределы, такие как  и т.д.

На практике, к сожалению, такие примеры встречаются не часто.. А поэтому переходим к рассмотрению более сложных пределов.

Пределы с неопределенностью вида  и метод их решения

Сейчас мы рассмотрим группу пределов, когда , а функция представляет собой дробь, в числителе и знаменателе которой находятся многочлены

Пример:

Вычислить предел 

Согласно правилу попытаемся подставить бесконечность в функцию. Получится в числителе и знаменателе бесконечность. Таким образом, у нас есть так называемая неопределенность вида . Можно было бы подумать, что , и ответ готов, но в общем случае это вовсе не так, и нужно применить некоторый прием решения, который мы сейчас и рассмотрим.

Как решать пределы данного типа?

Сначала мы смотрим на числитель и находим x  в старшей степени:

Старшая степень в числителе равна двум.

Теперь смотрим на знаменатель и тоже находим x  в старшей степени:

Старшая степень знаменателя равна двум.

Затем мы выбираем самую старшую степень числителя и знаменателя: в данном примере они совпадают и равны двойке.

Итак, метод решения следующий: для того, чтобы раскрыть неопределенность  необходимо разделить числитель и знаменатель на x  в старшей степени.


Разделим числитель и знаменатель на 

Ответ , а вовсе не бесконечность.

Что принципиально важно в оформлении решения?

Во-первых, указываем неопределенность, если она есть.

Во-вторых, желательно прервать решение для промежуточных объяснений. Обычно используют знак , он не несет никакого математического смысла, а обозначает, что решение прервано для промежуточного объяснения.

В-третьих, в пределе желательно помечать, что и куда стремится. Когда работа оформляется от руки, удобнее это сделать так:

Для пометок лучше использовать простой карандаш.

Конечно, можно ничего этого не делать, но тогда, возможно, преподаватель отметит недочеты в решении либо начнет задавать дополнительные вопросы по заданию.

Найти предел 
Снова в числителе и знаменателе находим x  в старшей степени:

Максимальная степень в числителе: 3
Максимальная степень в знаменателе: 4
Выбираем наибольшее значение, в данном случае четверку.
Согласно нашему алгоритму, для раскрытия неопределенности  делим числитель и знаменатель на .
Полное оформление задания может выглядеть так:

Разделим числитель и знаменатель на 

Пример:

Найти предел 
Максимальная степень «икса» в числителе: 2
Максимальная степень «икса» в знаменателе: 1 ( можно записать как )
Для раскрытия неопределенности  необходимо разделить числитель и знаменатель на . Решение может выглядеть так:

Разделим числитель и знаменатель на 

Под записью  подразумевается не деление на ноль (делить на ноль нельзя), а деление на бесконечно малое число.

Таким образом, при раскрытии неопределенности вида  у нас может получиться конечное число, ноль или бесконечность.



Пределы с неопределенностью вида  и метод их решения

Следующая группа пределов чем-то похожа на только что рассмотренные пределы: в числителе и знаменателе находятся многочлены, но «икс» стремится уже не к бесконечности, а к конечному числу.

Пример:

Решить предел 
Сначала попробуем подставить -1 в дробь:
 
В данном случае получена так называемая неопределенность .

Общее правило: если в числителе и знаменателе находятся многочлены, и имеется неопределенности вида , то для ее раскрытия нужно разложить числитель и знаменатель на множители.

Для этого чаще всего нужно решить квадратное уравнение и (или) использовать формулы сокращенного умножения. Итак, решаем наш предел

Разложим числитель и знаменатель на множители

Для того чтобы разложить числитель на множители, нужно решить квадратное уравнение:

Сначала находим дискриминант:

И квадратный корень из него: .

В случае если дискриминант большой, например 361,  используем калькулятор. Если корень не извлекается нацело (получается дробное число с запятой), очень вероятно, что дискриминант вычислен неверно либо в задании опечатка.

Далее находим корни: 

Таким образом:

Числитель на множители разложен.

Знаменатель  уже является простейшим множителем, и упростить его никак нельзя.

Очевидно, что можно сократить на :

Теперь и подставляем -1 в выражение, которое осталось под знаком предела:

Решение можно записать кратко:

Разложим числитель на множители.





Пример

Вычислить предел 

Решение:

Разложим числитель и знаменатель на множители.

Числитель: 
Знаменатель:




 Если в пределе (практически любого типа) можно вынести число за скобку, то всегда это делаем.
Более того, такие числа целесообразно выносить за значок предела.

В ходе решения фрагмент типа  встречается очень часто. Сокращать такую дробь нельзя. Сначала нужно поменять знак у числителя или у знаменателя (вынести -1 за скобки).
, то есть появляется знак «минус», который при вычислении предела учитывается и терять его совсем не нужно.

Вообще, чаще всего в нахождении пределов данного типа приходится решать два квадратных уравнения, то есть и в числителе и в знаменателе находятся квадратные трехчлены.



Метод умножения числителя и знаменателя на сопряженное выражение

Продолжаем рассматривать неопределенность вида 

Следующий тип пределов похож на предыдущий тип. Единственное, помимо многочленов, у нас добавятся корни.

Пример:

Найти предел 

Решение:

Сначала пробуем подставить 3 в выражение под знаком предела
Это первое, что нужно выполнять для ЛЮБОГО предела. Данное действие обычно проводится мысленно или на черновике.

 

Получена неопределенность вида , которую нужно устранять.

Как Вы, наверное, заметили, в числителе находится разность корней. А от корней в математике принято, по возможности, избавляться. Когда в числителе (знаменателе) находится разность корней (или корень минус какое-нибудь число), то для раскрытия неопределенности  используют метод умножения числителя и знаменателя на сопряженное выражение.

Вспоминаем формулу разности квадратов: 
И смотрим на наш предел: 
Что можно сказать?  у нас в числителе уже есть. Теперь для применения формулы осталось организовать  (которое и называется сопряженным выражением).

Умножаем числитель на сопряженное выражение:

Обратите внимание, что под корнями при этой операции мы ничего не трогаем.

Но выражение-то под знаком предела изменилось! А для того, чтобы оно не менялось, нужно его разделить на то же самое, т.е. на :

То есть, мы умножили числитель и знаменатель на сопряженное выражение.
В известной степени, это искусственный прием.

Умножили. Теперь самое время применить вверху формулу :

Неопределенность  не пропала (попробуйте подставить тройку), да и корни тоже не исчезли. Но с суммой корней всё значительно проще, ее можно превратить в постоянное число. Как это сделать? Да просто подставить тройку под корни:

Число, как уже отмечалось ранее, лучше вынести за значок предела.

Теперь осталось разложить числитель и знаменатель на множители, собственно, это следовало сделать раньше.

Решение данного примера можно записать короче:
Примерно так:

Умножим числитель и знаменатель на сопряженное выражение.

Пример

Найти предел 

Решение :

Разложим числитель на множители:





Умножим числитель и знаменатель на сопряженное выражение



Во втором задании необходимо найти производную сложной функции. Рассмотрим задание на примерах:


Пример

Вычислить производную сложной функции: у=

Функция состоит из двух составляющих: тригонометрической функции синус и линейной функции . Найдем производную каждой функции и перемножим результаты:

уʹ==3


Пример

Найти производную функции: у=

Функция состоит из двух составляющих: степенной функции и линейной функции (2х-6). Найдем производную каждой функции и перемножим результаты:

уʹ=5*(2х-6)ʹ=510














Задания для самостоятельной работы:

I Вычислить пределы:

  1. A


Б



  1. A


Б



  1. A


Б




Б




Б




Б




Б




Б




Б



  1. A


Б



II. Найти производные данных функций



1

У=2x


Б

У= *tg

2.

У=arcsin


Б

У= – arccos (1-x)

3.

У=


Б

У= *ctg 3x

4.

У=ln


Б

У=

5.

У=cos +


Б

У= *

6.

У= sin 8x * ln


Б

У=

7.

У=


Б

У= arccos + ln (

8.

У= 7


Б

У= *

9.

У=


Б

У=

10.

У=


Б

У=

















III. Найти неопределенные интегралы:


1.

cos2x

dx


6.

(12x-5)7

dx



cos2Х














2.

5х-2

dx


7.

dx






4x2-9













3.

х2dx



8.

dx




8+x3



x*lnx













4.

sin3x

dx


9.

sinx*cos2x dx














5.

exdx



10.

dx







16+25x2



























IV. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:


  1. у = х2 + 1, х = - 1, х = 2, ось ОХ

  2. у = - х2 - 2х + 3, х = 2, ось ОХ и ОУ

  3. у = 1/х , х = - 6, х = - 2, ось ОХ

  4. у = - 3/2 х2 + 9 х – 15/2, у = - х2 + 6 х – 5

  5. у = х2 + 4 х, у = х + 4

  6. у = х2, у = √х

  7. у = 3/х, у = 4 – х

  8. у = 6 х2, у = 5 х, х = 6, х = 2

  9. у = - 4 х, х = - 3, х = - 1, ось ОХ

  10. у = 2 х, у = 5 х, х = 2, х = 6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Майборская Светлана Владимировна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142532


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства