kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по теме «Особенности решения геометрических задач векторным и координатным методами».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Мы остановимся на особенностях решения геометрических задач векторным и координатным методами. Сущность векторного и координатного методов решения геометрических задач практически одна: геометрическая задача полностью переводится на язык алгебры и дальнейшее ее решения сводится к решению уравнений, неравенств или их систем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме «Особенности решения геометрических задач векторным и координатным методами».»

Методические рекомендации по теме «Особенности решения геометрических задач векторным и координатным методами».


Мы остановимся на особенностях решения геометрических задач векторным и координатным методами.

Сущность векторного и координатного методов решения геометрических задач практически одна: геометрическая задача полностью переводится на язык алгебры и дальнейшее ее решения сводится к решению уравнений, неравенств или их систем.

Главное при решении геометрических задач координатным методом – удачный выбор системы координат – выбор начала координат и направления осей. Обычно в качестве осей координат выбирают прямые, фигурирующие в условии задачи, а также оси симметрии фигур, рассматриваемых в задачи. Желательно, чтобы система координат естественным образом определялась условием задачи.


Задача. В круге с центром О проведены два взаимно перпендикулярных диаметра АВ и CD. На радиусе ОВ взята точка К так, что ОК=ОВ, ОМ=ОD. Доказать, что точка пересечения прямых СК и АМ расположена на данной окружности.

Решение.

Решается координатным методом.

1) За оси координат выбираем прямые AB и CD. Пусть R=1; тогда К(;0); М(0;-); С(0;1); А(-1;0) и т.д.

2) Составим уравнение прямой СК и АМ

y = 1-3x ; y = - -

3)

CK∩AM=P

, найденная точка лежит на окружности.


Задача: на стороне ВС треугольника АВС взята точка М так, что ВМ=2СМ. Точки K и L выбраны на сторонах АС и АВ соответственно так, что АК=2СК, BL=3AL. В каком отношении прямая KL делит отрезок АМ?

Решение.

Векторным методом

АЕ:ЕМ=?

; (для краткости)

Пусть ;

Имеем:

, а с другой стороны,

Ввиду единственности разложения вектора по двум неколлинеарным векторам, получим систему уравнений:

х = , значит АЕ:ЕМ = 3:7



Смешанное решение задачи (координатным и векторным методом).


Задача: Дана окружность с центром в начале координат и точки А (2;0) ;

В(-2; 0) ; С(1;3). Прямые АС и ВС пересекают окружность вторично в точках R и S соответственно. Запишите уравнения окружности, проходящей через точки C, R, S,


  1. Алгоритм решения задачи координатным методом:

а) Составить уравнения прямых АС и ВС по двум его точкам;

б) вычислить координаты точек R и S как точек пересечения прямых АС и ВС с окружностью х2+y2=4 путем решения двух систем уравнений;

в) записать уравнения серединных перпендикуляров к отрезкам CR и CS;

г) найти координаты их точки пересечения – цента М искомой окружности.

д) вычислить радиус r = МС;

е) записать уравнение окружности (М; r)

II. Смешанное решение.

Так как отрезок АВ – диаметр данной окружности, то отрезки AS и ВК являются высотами ∆АВС и пересекаются в точке H.

Окружность (М; r) проходящая через точки C, R, S, пройдет так же через H. Значит, М – середина НС.

Прямые, содержащие высот треугольника, пересекаются в одной точке, т.е. Н = AS∩CC1, где CC1АВ.

CC1 имеет уравнение х=1

Прямая AS проходит через точку А (2; 0) перпендикулярно ВС =(3; 3) и имеет уравнение х + у – 2 = 0

Значит, Н (1; 1), а М – середина отрезка НС, М (1; 2).

Уравнение окружности имеет вид:

(х – 1)2 = (у – 2)2 = 1

Это решение не только упростило вычисления, но и позволило применить изученные ранее теоремы из других разделов.


Задача: Дано . Определите вид треугольника АВС.

Решение.

Рассмотрим 3 способа решения векторным методом

I способ.

Представив , получим:

,

,

, следовательно , т.е.


II способ

Из определения скалярного произведения векторов и данного равенства следует, что , или (1)

Проведем ВС1АС, тогда (2)

Сравнивая равенства (1) и (2), видим, что , т.е ÐС=ÐС1= 90, следовательно, ∆АВС – прямоугольный


Решение задач различными способами повышает интерес к изучению математики в целом. Не обязательно всегда записывать все способы решения, но намечать различные подходы важно и в воспитательном и в общеобразовательном отношениях.

Итог: рассмотрели два слагаемых, определяющих умение решать геометрические задачи, - чертеж плюс метод.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Храмушкина Галина Геннадьевна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186228


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1450 руб.
2070 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1390 руб.
1980 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства