kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по теме «Особенности решения геометрических задач векторным и координатным методами».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Мы остановимся на особенностях решения геометрических задач векторным и координатным методами. Сущность векторного и координатного методов решения геометрических задач практически одна: геометрическая задача полностью переводится на язык алгебры и дальнейшее ее решения сводится к решению уравнений, неравенств или их систем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме «Особенности решения геометрических задач векторным и координатным методами».»

Методические рекомендации по теме «Особенности решения геометрических задач векторным и координатным методами».


Мы остановимся на особенностях решения геометрических задач векторным и координатным методами.

Сущность векторного и координатного методов решения геометрических задач практически одна: геометрическая задача полностью переводится на язык алгебры и дальнейшее ее решения сводится к решению уравнений, неравенств или их систем.

Главное при решении геометрических задач координатным методом – удачный выбор системы координат – выбор начала координат и направления осей. Обычно в качестве осей координат выбирают прямые, фигурирующие в условии задачи, а также оси симметрии фигур, рассматриваемых в задачи. Желательно, чтобы система координат естественным образом определялась условием задачи.


Задача. В круге с центром О проведены два взаимно перпендикулярных диаметра АВ и CD. На радиусе ОВ взята точка К так, что ОК=ОВ, ОМ=ОD. Доказать, что точка пересечения прямых СК и АМ расположена на данной окружности.

Решение.

Решается координатным методом.

1) За оси координат выбираем прямые AB и CD. Пусть R=1; тогда К(;0); М(0;-); С(0;1); А(-1;0) и т.д.

2) Составим уравнение прямой СК и АМ

y = 1-3x ; y = - -

3)

CK∩AM=P

, найденная точка лежит на окружности.


Задача: на стороне ВС треугольника АВС взята точка М так, что ВМ=2СМ. Точки K и L выбраны на сторонах АС и АВ соответственно так, что АК=2СК, BL=3AL. В каком отношении прямая KL делит отрезок АМ?

Решение.

Векторным методом

АЕ:ЕМ=?

; (для краткости)

Пусть ;

Имеем:

, а с другой стороны,

Ввиду единственности разложения вектора по двум неколлинеарным векторам, получим систему уравнений:

х = , значит АЕ:ЕМ = 3:7



Смешанное решение задачи (координатным и векторным методом).


Задача: Дана окружность с центром в начале координат и точки А (2;0) ;

В(-2; 0) ; С(1;3). Прямые АС и ВС пересекают окружность вторично в точках R и S соответственно. Запишите уравнения окружности, проходящей через точки C, R, S,


  1. Алгоритм решения задачи координатным методом:

а) Составить уравнения прямых АС и ВС по двум его точкам;

б) вычислить координаты точек R и S как точек пересечения прямых АС и ВС с окружностью х2+y2=4 путем решения двух систем уравнений;

в) записать уравнения серединных перпендикуляров к отрезкам CR и CS;

г) найти координаты их точки пересечения – цента М искомой окружности.

д) вычислить радиус r = МС;

е) записать уравнение окружности (М; r)

II. Смешанное решение.

Так как отрезок АВ – диаметр данной окружности, то отрезки AS и ВК являются высотами ∆АВС и пересекаются в точке H.

Окружность (М; r) проходящая через точки C, R, S, пройдет так же через H. Значит, М – середина НС.

Прямые, содержащие высот треугольника, пересекаются в одной точке, т.е. Н = AS∩CC1, где CC1АВ.

CC1 имеет уравнение х=1

Прямая AS проходит через точку А (2; 0) перпендикулярно ВС =(3; 3) и имеет уравнение х + у – 2 = 0

Значит, Н (1; 1), а М – середина отрезка НС, М (1; 2).

Уравнение окружности имеет вид:

(х – 1)2 = (у – 2)2 = 1

Это решение не только упростило вычисления, но и позволило применить изученные ранее теоремы из других разделов.


Задача: Дано . Определите вид треугольника АВС.

Решение.

Рассмотрим 3 способа решения векторным методом

I способ.

Представив , получим:

,

,

, следовательно , т.е.


II способ

Из определения скалярного произведения векторов и данного равенства следует, что , или (1)

Проведем ВС1АС, тогда (2)

Сравнивая равенства (1) и (2), видим, что , т.е ÐС=ÐС1= 90, следовательно, ∆АВС – прямоугольный


Решение задач различными способами повышает интерес к изучению математики в целом. Не обязательно всегда записывать все способы решения, но намечать различные подходы важно и в воспитательном и в общеобразовательном отношениях.

Итог: рассмотрели два слагаемых, определяющих умение решать геометрические задачи, - чертеж плюс метод.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Храмушкина Галина Геннадьевна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186228


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства