Методические рекомендации коллективного способа обучения по математике. Обмен заданиями
Методические рекомендации коллективного способа обучения по математике. Обмен заданиями
~~ На разных ступенях обучения применяются разные формы обучения:
- классно – урочные (лекция, семинар, практикум, лабораторные, консультация, зачёт, коллективное творчество);
- внеклассные (экскурсии, проектирование, рефераты).
Для определения уровня работоспособности и обучаемости учащихся, меры их занятости и содержания продуктивной деятельности на уроках и особенно во время самоподготовки, используются разные формы работы, при которых задания учащимся различаются по объёму, по характеру и уровню требований. К таким формам относятся:
- фронтальная, при которой учитель ставит общую цель и даёт одинаковые по объёму и сложности задания всем учащимся одновременно, ограничивая их работу во времени и наблюдая за ходом и порядком работы;
- индивидуальная, при которой учитель даёт учащимся разные по характеру, объёму, сложности или времени выполнения задания, учитывая возможности каждого ученика;
- групповая, при которой учитель ставит общую цель и определяет частные цели для временно созданных в классе групп учащихся, предлагая им разные или одинаковые задания для совместной внутригрупповой работы, ограничивая во времени, наблюдая за ходом и порядком работы.
Организуя групповую работу, учитель планирует индивидуальные и совместные формы работы учащихся. Руководящая роль учителя заключается в том, чтобы, объяснив необходимость взаимопомощи, объединить учащихся в группы по степени подготовленности, поддержать дисциплину, оказывать необходимую помощь, оценивать работу и подводить итоги.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации коллективного способа обучения по математике. Обмен заданиями »
СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ
Методические рекомендации
1 Шаг: Подготовка учебного материала для изучения. Выбирается небольшая тема или подтема, весь её материал разбивается на задания, которые оформляются на карточках. Набор карточек, содержащий всю тему, называется блоком заданий. В блоке 4 карточки. Каждая карточка содержит идею, отличную от других карточек.
2 Шаг: Структура карточек: карточка состоит из трёх заданий. Набор карточек составлен в соответствии с уровнем способностей учеников: сильные, средние, слабые. Но третье задание даёт ученикам возможность получить более высокую оценку. Карточка для слабых учеников содержит: 1-е задание – материал только изучаемой темы; для выполнения второго задания необходимо вспомнить предыдущий материал, третье задание более сложное, даёт возможность получить оценку “4”. Карточка для средних учеников содержит: 1-е задание основано не только на знаниях данной темы, но и предыдущего материала; 2-е задание более сложное, охватывает более широкий круг знаний. Для решения третьего задания ученику потребуется применить знания в нестандартных ситуациях. Решив его, учащийся получает оценку “5”. Карточка для сильных учеников содержит: 1-е задание охватывает широкий круг знаний; 2-е задание требует применения знаний в нестандартных ситуациях; 3-е задание из курса задач повышенной сложности. Решив его, ученик получает дополнительную оценку “5”.
3 Шаг: Учащиеся рассаживаются в группы по четыре человека в соответствии с уровнем обученности. На столах лежат листы учёта для каждой группы. Группа получает набор карточек и консультант (заранее подготовленный ученик) на листе учёта против каждой фамилии и номера полученной карточки ставит точку. Далее ученики работают по заранее написанному на доске алгоритму:
1. Выполни первое задание. Научись объяснять его партнёру.
1.
2.
3.
4.
2. Найди партнёра, который выполнил первое задание и готов его объяснить.
3. Поменяйся карточками и в листе учёта против новой карточки и своей фамилии поставь точку.
4. Реши задание №1 новой карточки и сверь ответ с партнёром.
5. Если ответы совпадают и решено верно, то поблагодари партнёра и вместо точек на листе учёта поставь плюсы. Если же задания выполнены неодинаково, найдите и исправьте ошибки.
6. Найди нового партнёра и повтори алгоритм с первого пункта.
7. Выполнив, первые задания всех четырёх карточек и поставив на листе учёта все четыре плюса, приступай к решению второго задания последней полученной карточки.
8. Повтори всё с первого пункта с заданием №2. Правильно решённые задания отмечай в листе учёта, обводя плюс кружком.
9. Выполнив вторые задания всех четырёх карточек, и обведя на листе учёта все четыре плюса, приступай к решению третьего задания последней полученной карточки.
10. Повтори всё с первого по шестой пункты с заданием №3. Правильно решённые задания отмечай в листе учёта, обводя плюс ещё одним кружком.
11. Консультант в листе учёта напротив каждой фамилии выставляет оценку, учитывая, насколько самостоятельно ученик выполнял работу.
4 Шаг: Учительский контроль. Учитель собирает листы учёта и выставляет оценки, учитывая данные листа учёта и свои наблюдения за работой учеников. Роль учителя на уроке: оказание индивидуальной помощи (у учителя все задания всех карточек заранее решены). Данная форма развивает математическую речь учащихся, позволяет ученику работать в соответствии со своим уровнем обученности, у учащихся нет чувства страха получить неудовлетворительную оценку, так как ему во время может быть оказана индивидуальная помощь. В течение всего урока все учащиеся заняты познавательной деятельностью. Ученик и учитель на таких уроках могут выяснить, в каких темах имеются пробелы в знаниях с последующей корректировкой. Развивается чувство коллективизма и желание прийти на помощь друг другу. Подобную методику лучше всего использовать при закреплении и обобщении материала. Начинать её нужно с пятого, шестого классов. (Смотри приложение 7)
Программные уроки и часы самоподготовки составляют единый процесс обучения. Часы самоподготовки продолжают те уроки, на которых ученики под руководством учителя самостоятельно работают с учебником, дидактическим материалом, вспомогательной литературой, закрепляют и углубляют изученный материал.
Воспитание интереса к предмету является главной задачей. Самостоятельная индивидуальная работа носит творческий характер, что позволяет систематически знакомить учащихся с научными открытиями.