Методы подготовки к ЕГЭ по математике в условиях индивидуально-ориентированного обучения
Методы подготовки к ЕГЭ по математике в условиях индивидуально-ориентированного обучения
Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта форма итоговой аттестации обучающихся стала реальностью. При неоднозначном отношении к ЕГЭ, мы, учителя математики, понимаем, что невозможно достичь высоких результатов по сдачи ЕГЭ без системной, долгой, продуманной работы по подготовке учащихся.
Конечно, задания ЕГЭ рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешной сдаче ЕГЭ?»
Научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике — это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель.
В своей работе я придерживаюсь определённой системы, некоторые аспекты которой хочу предложить вашему вниманию. Сразу замечу, что многое не является моим "изобретением" — это результат опыта коллег, а также взятое из разных полезных источников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы подготовки к ЕГЭ по математике в условиях индивидуально-ориентированного обучения»
Администрация Новоалександровского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 12»
Конкурсное задание «Методический семинар»
«Методы подготовки к ЕГЭпо математике в условиях
индивидуально-ориентированногообучения»
(из опыта работы)
Учитель математики
высшей квалификационной категории
Краус Марина Александровна
Новоалександровск, 2018
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги!
Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта форма итоговой аттестации обучающихся стала реальностью. При неоднозначном отношении к ЕГЭ, мы, учителя математики, понимаем, что невозможно достичь высоких результатов по сдачи ЕГЭ без системной, долгой, продуманной работы по подготовке учащихся.
Конечно, задания ЕГЭ рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешной сдаче ЕГЭ?»
Научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике — это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель.
В своей работе я придерживаюсь определённой системы, некоторые аспекты которой хочу предложить вашему вниманию. Сразу замечу, что многое не является моим "изобретением" — это результат опыта коллег, а также взятое из разных полезных источников.
Слайд 2.
Цель:
обобщить и распространить методику работы по данной теме;
продемонстрировать приемы и методы, используемые в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по математике;
задачи:
объяснить, в чем сущность новой методики подготовки учащихся к ЕГЭ по математике;
формировать практико-ориентированные тематические задания по математике;
видеть возможности применения технологии подготовки к ЕГЭ на своих уроках.
Слайд 3
С годами совершенствуется экзамен, совершенствуется и методика подготовки учащихся. Поэтому очень важным является то, чтобы сам учитель был готов к экзамену: представлял его структуру, количество заданий по разделам математики и по типам заданий, знал перечень элементов содержания, понимал принципы оценивания. Только в этом случае учитель эффективно может выстроить подготовку к экзамену.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ можно выделить следующие составляющие:
Слайд 4
Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.)
Слайд 5
Психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена)
Слайд 6
Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания)
Именно на этом я остановлюсь подробнее.
Предметная готовность к сдаче экзамена складывается в процессе всего периода обучения с 1 по 11 класс. И здесь трудно переоценить роль учителей начальных классов. В результатах ЕГЭ есть и их вклад: либо положительный, либо со знаком минус.
В общем, факторов, которые влияют на предметную подготовку большое количество.
Первое, с чего я начинаю — это подготовительная работа по подготовке к ЕГЭ:
тщательно изучаю демоверсию ЕГЭ (цель — понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);
оцениваю готовность учащихся к ЕГЭ, выявляю проблемы, как для всего класса, так и индивидуально для каждого ученика;
планирую работу по развитию навыков выполнения первой части экзаменационных заданий;
веду психологическую подготовку обучающихся к ЕГЭ, не пугаю школьников предстоящим ЕГЭ, убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл.
Второе — повторение пройденного материала
На этом этапе разрабатывается план подготовки к ЕГЭ, который включает в себя список ключевых тем для повторения. Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее.
Третье - устные упражнения
Устный счёт – один из важных приёмов математической подготовки учащихся.
В начальной школе устные упражнения сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”, хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса
Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.
Виды устного счёта, которые я использую:
Математический диктант
Презентация
Раздаточные таблицы
Четвёртое — использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ
Помимо работы с учителем учащиеся должны самостоятельно получать знания, поэтому рекомендую учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн .
сайт ФИПИ, где ребята работают с открытым банком заданий ЕГЭ по предметам;
официальный информационный портал ЕГЭ.
официальный сайт Рособрнадзора;
"ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все"http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala- perevoda-bal l ov-ege. html;
сайт Ларина А.А. «Математика. Репетитор». Есть генератор вариантов ЕГЭ;
сайт Д. Гущина "Решу ЕГЭ".
учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматахdjvu/zip иpdf/zip) http://www.alleng.ru/edu/math3.htm.
При подготовке к ЕГЭ я использую приемы и методы индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО).
Это деятельностная технология, в основе которой лежит педагогика понимания, принцип дифференцированного подхода к обучению, осуществляемый на индивидуальном уровне. Индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО) ориентирована на учет знаний каждого учащегося. В ней заложены механизмы, позволяющие учитывать особенности развития памяти, мышления, и речи детей.
В работе с учащимися использую такие формы работы, как парная и групповая. А также используются алгоритмы, таблицы, карточки для индивидуальной работы со слабоуспевающими или пропустившими занятия учащимися.
В каждодневной работе использую уровневую дифференциацию. При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Для реализации принципа дифференциации собран банк упражнений по определенным заданиям первой и второй частей контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению.
Все тренировочные работы стараемся проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя — за какое время сколько заданий они успевают решить.
Следуя этим принципам, формируем у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Важным моментом для успешной работы считаю обязательныймониторинг результатов обучения.
Слайды
На этапе мониторинга применяю технологию «портфолио», ориентированную на личные достижения ребенка, его индивидуальный рост. Все работы учащихся собираются в папки, которые хранятся в кабинете.
После каждой работы ученик заносит свои результаты в таблицы, вложенные в папку.
Таблица 1. Результаты диагностических и тренировочных работ
Дата
1
2...
13
14.
Всего
первичных
баллов
Всего
тестовых
баллов
Оценка
Такая таблица позволяет ученику увидеть свои сильные и слабые стороны и выявить пробелы.
Таблица 2. Динамика подготовленности
дата
Первичных баллов
Тестовых баллов
32
100
31
98
30
96
29
94
28
92
27
90
26
87
25
85
24...
83.
Данная таблица дает наглядную картину уровня подготовленности ученика, показывает его продвижение к цели, позволяет осознанно прогнозировать свои результаты, а также способствует к мотивации.
Ведение такого портфолио позволяет мне своевременно определить «группу риска», а также видеть проблемы отдельных учеников по конкретным темам. Также оно необходимо для работы с родителями, так как показывает реальную картину.
Для определения типологии пробелов у меня также имеется папка с таблицами, которые я заполняю после каждой работы.
Таблица для учителя. Количество ошибок в заданиях
Дата
1
2.
13.
Средний балл
Максимальный балл
Минимальный балл
«5»
«4»
«3»
«2»
Таблица пробелов
ФИО ученика
1
2
3
Диагности
Трениро
Диагности
ческая работа
вочная
ческая
№1
работа №1
работа №2
1
0
1
1
0
1
1
1
0
Заполнив таблицы, я четко знаю, что, помимо изучаемой темы нужно повторить дополнительно. В зависимости от ошибок, можно аналогичные задания или их элементы включить в устную работу или предложить индивидуальные задания отдельным ученикам.
Это конечно кропотливая работа, но она себя оправдывает, так как позволяет отслеживать динамику и при необходимости вовремя скорректировать тематическое планирование, организовать индивидуальные консультации или занятия в мини-группах, чтобы оперативно ликвидировать пробелы в знаниях.
В заключение я хочу сказать, что в современных условиях успешность обучения и его результаты во многом зависят от учителя.