«Методический доклад на тему: «Методы прибыли контроля сопровождаются и самоконтроля внутренней на элементов уроках степени математики».
«Методический доклад на тему: «Методы прибыли контроля сопровождаются и самоконтроля внутренней на элементов уроках степени математики».
Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся по учебному предмету «Математика» всегда имеет место в практике учебной деятельности. Метод контроля и самоконтроля на уроках математики позволяет учителю и обучающемуся определять степень усвоения учебного материала и обнаружить трудности при решении задач, наметить индивидуальную и групповую работу над ошибками. По определению контроль - это соотношение достигнутых итогов с запланированными целями обучения.
В педагогике и методике термин "самоконтроль" определяется по-разному. Но суть всех определений сводится к одному — это умение сопоставлять результат своего труда с эталоном.
Гипотеза исследования: если учитель систематически проводит работу по формированию навыков самоконтроля на всех этапах урока, то количество ошибок, допущенных в работе, значительно уменьшается.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Методический доклад на тему: «Методы прибыли контроля сопровождаются и самоконтроля внутренней на элементов уроках степени математики».»
МБОУ «СОШ№26»
«Методический доклад на тему:
и математики».
Докладчик : учитель математики Алибегова А.А.
Махачкала 2020г
Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся по учебному предмету «Математика» всегда имеет место в практике учебной деятельности. Метод контроля и самоконтроля на уроках математики позволяет учителю и обучающемуся определять степень усвоения учебного материала и обнаружить трудности при решении задач, наметить индивидуальную и групповую работу над ошибками. По определению контроль - это соотношение достигнутых итогов с запланированными целями обучения.
В педагогике и методике термин "самоконтроль" определяется по-разному. Но суть всех определений сводится к одному — это умение сопоставлять результат своего труда с эталоном.
Гипотеза исследования: если учитель систематически проводит работу по формированию навыков самоконтроля на всех этапах урока, то количество ошибок, допущенных в работе, значительно уменьшается.
Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в практическом не использовании формирования у обучающихся навыка самоконтроля. В связи с этим обучающиеся не всегда умеют предупреждать и находить уже допущенные ошибки в своей работе. Необходимо систематизировать работу по организации контроля и самоконтроля.
Цель моей работы - выявление условий для успешной организации контроля и самоконтроля. Задача работы - разработать и апробировать комплекс уроков математики, в ходе которых выработать умение контролировать свою деятельность у суворовцев; определить влияние использованных форм работы на формирование самоконтроля у обучающихся.
Цели контроля:
Выявление успехов обучающихся, их достижений;
Определить качество усвоения обучающихся программного материала по математике;
Воспитать у суворовцев чувство ответственности за выполненные задания.
Задача контроля:
- проконтролировать не только знания, но и основы практического усвоения, осознание обучающимися нового материала.
У большинства обучающихся, которые поступают в наше учебное заведение, я замечаю безразличие к познанию нового, нежелание обучаться новому, низкий уровень развития познавательных интересов. Следовательно, возникают определенные трудности в построении учебного процесса. И для того, чтобы убедиться, какими знаниями владеет поступивший суворовец по математике, в первый месяц обучения мною проводится входной контроль. Этим самым, я выявляю пробелы в знаниях, которые в дальнейшем будут мешать обучающимся для получения новых знаний, умений и навыков. Вот и приходится отыскивать новые пути улучшения качества изучения математики. Таким образом, на своих уроках стараюсь применять различные методы контроля и самоконтроля знаний обучающихся:
методы устного контроля и самоконтроля – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, устный самоконтроль и устные зачеты;
методы письменного контроля и самоконтроля – письменные зачеты, контрольные работы, письменные экзамены, письменный самоконтроль.
Контроль знаний обучающихся можно классифицировать на следующие виды:
текущий контроль;
тематический контроль;
итоговый контроль.
Текущий контроль - это регулярная проверка и оценка результатов обучающихся по конкретным темам на отдельных занятиях (устные опросы, кратковременная самостоятельная работа, викторина, кроссворды, тесты). Применяю такие задания, как «Найди ошибку», «Истинно-ложно» с использованием системы плюсов-минусов.
Тематический контроль–проверяет усвоение программного материала по каждой крупной теме (письменные самостоятельные работы, зачеты, письменный самоконтроль)
Итоговый контроль- подведение итогов за месяц, полугодие, год.
Более подробно хотелось бы остановиться на некоторых формах текущего контроля. Наиболее распространенной формой текущего контроля являются: математические диктанты, тесты, кратковременные контрольные работы, устный счет, уплотненный фронтальный опрос. За данные виды работы все оценки я выставляю в Дневник.ру.
Математический диктант - известная форма контроля знаний. Я провожу диктанты для проверки формул, главных понятий и правил на разных темах. Например, тема «Понятие многогранники. Призма». Всего 2 варианта.
1 вариант.
Сколько градусов составляет угол между боковым ребром и основанием прямой призмы?
Что лежит в основании правильной треугольной призмы?
Какими геометрическими фигурами являются боковые грани прямой призмы?
Сколько диагоналей у четырёхугольной призмы?
Пирамида – это многогранник или многоугольник?
2 вариант.
Какой будет призма, если её боковые рёбра перпендикулярны основаниям?
Что лежит в основании правильной четырёхугольной призмы?
Какими геометрическими фигурами являются боковые грани пирамиды?
Сколько диагоналей у треугольной призмы?
Призма – это многогранник или многоугольник?
Ответы.
1 вариант
2вариант
1. 900
1.прямая
2. равносторонний треугольник
2. квадрат
3.прямоугольниками
3. треугольниками
4. 4
4.0
5.многогранник
5. многогранник
Самопроверка проходит по готовым ответам. Диктант провожу на этапе закрепления изученного материала. Правильные ответы проецируются на экран. Суворовцы пользуются уже известной им системой плюс-минус и говорят мне результаты. И по количеству «+» и «-» я выставляю оценку.
Для более объективного оценивания я провожу самостоятельную работу под копирку. Одну часть обучающиеся оставляют себе, другую сдают мне (учителю) и сразу проверяют себя сами. Решение проецируется на экран. Мною замечено, что если ошибка исправлена сразу после того как она была допущена, то как правило, она практически не повторяется. Суворовцы сравнивают свои записи с образцом и на втором листе исправляют ошибки, записывают решение невыполненных заданий и т.д. В случае необходимости работа над ошибками может завершиться взаимооценкой или самооценкой (на втором листе). Двойные листы (не разрывая) сдаются учителю.
При проведении такого математического диктанта, по- моему мнению, возможно непосредственное обучение суворовцев самоконтролю, которое связанно с целенаправленной организацией, как взаимопроверки, так и самопроверки.
Также, очень часто провожу тесты, чтобы проверить логическое мышление суворовцев и изучение основных умений и знаний. Чаще всего тесты используются мной при подготовке обучающихся к контрольной работе или как тренировочные, в качестве самоподготовки и самоконтроля. Проведение таких тестов хороши тем, что их можно быстро проверить, что даёт возможность выявить пробелы в знаниях. А оценки можно выставить сразу после проверки. Например, тест по теме «Тригонометрические формулы»
1вариант
2 вариант
3 вариант
1)1 - cos2α
2)сtgα
3) 1+ сtg2 α
4) sin (α-β)
5) cos (α +β)
6) tg (α - β)
7) cos 2α
8) cos ( - α)
9) сtg ( α)
10) sin(-α)
11) cos ( α)
12) sin( α- )
13) sin α + sin β
1)1- sin2α
2) tgα
3) 1+ tg2 α
4) sin(α+β)
5) cos(α-β)
6) tg(α+β)
7) sin2α
8) sin( - α)
9) tg ( α)
10) sin(-α)
11) ) tg ( α)
12)cos( α- )
13)cosα + cosβ
1)sin2α + cos2α
2) выразитьtgαчерезсtgα
3) tg(α + k), гдеkϵZ
4) sin (α+β)
5) cos (α + β)
6) tg (α- β)
7) sin2α
8) tg ( + α)
9) sin ( )
10) sin(-α)
11) сtg ( α)
12) tg2α
13)tg α - tgβ
14)cos75°
15) sin 690°
16) tg315°
17)
14)cos 390°
15) sin 75°
16) tg225°
17) tg
14)ctg 75°
15) sin 300°
16) tg405°
17)
Большой смысл имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения контролирует сам обучающийся. Каждая самостоятельная работа не может быть исполнена без самоконтроля. Суворовцы обязаны проводить самоконтроль на различных шагах выполнения самостоятельной работы на уроках.
На этапе объяснения нового материала или сразу же после объяснения, я провожу обучающую самостоятельную работу. Её проведение заключается в том, чтобы выявить содержание новых понятий, показать взаимосвязь раннее изученного материала с новым. Приведу пример обучающей самостоятельной работы по теме «Вычисление логарифмов»
1. Вычислите логарифм:
Объяснение первого примера log464=3 т.к. 43=64 и т.д. Суворовцы должны решить данные задания по определению логарифма так, как они его уяснили.
Самоконтроль за качеством собственного обучения позволяет суворовцам анализировать решение задач по пройденному материалу, производить работу над допущенными ими ошибками.
Хотелось бы также отметить тренировочные самостоятельные работы. Это карточки с заданиями разного уровня. Самоконтроль в данной самостоятельной работе состоит в том, что суворовец сам выбирает свое задание в зависимости от уровня своих знаний. Так, например, успешно справившись с легкими заданиями, обучающийся пробует решить более сложные задачи, что показывает его стремление к более высокой самооценке.
На этапе закрепления можно проводить закрепляющие самостоятельные работы, с помощью которых я могу понять, насколько безошибочно изучен материал. На уроках математики самостоятельные работы повторительного характера очень важны! На своих уроках я использую такой прием, как «Найди ошибку». Суворовцам даются задания на нахождение допущенных ошибок. В процессе исправления и поиска ошибок, обучающийся лучше всего понимает свое непонимание изученного материала (формулы, формулировки теорем и т.п.), что способствует самоанализу и самоконтролю своих знаний. Также, очень часто предлагаю суворовцам решить задачу нескольким способами. В процессе обсуждения задачи обучающимися предлагаются и выбираются наиболее рациональные методы решения. Что это даёт? Таким образом, наиболее оптимальное решение задачи способствует тщательному анализу и самоконтролю каждого шага. Самоконтроль представляет собой составную часть всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Контрольная работа проводится после изучения определенного блока тем. Она должна быть доступной для всех суворовцев. Перед контрольной работой провожу подготовку с аналогичными заданиями. В свой практике иногда использую следующий прием анализа контрольной работы. При проверке, ошибки, допущенные суворовцами при решении задач, я не исправляю и не подчеркиваю ошибки, а просто в конце каждого задания показываю их количество. При просмотре своей работы обучающийся должен сам увидеть свои ошибки и исправить их, проанализировать.
Я считаю, что анализ такой самопроверки может показать степень развития самоконтроля суворовцев.
Вывод:
Мне, как каждому учителю хочется, чтобы мои обучающиеся не только могли доказывать и объяснять свои действия при решении задач, быстро умели считать, но и могли бы пользоваться приобретенными на уроках знаниями и умениями самостоятельно. Кроме того, навык самоконтроля, приобретаемый обучающимся в процессе изучения математики, пригодится в последствии в их трудовой деятельности.