Математический лабиринт – нестандартный урок, организация и методика проведения.
Математический лабиринт – нестандартный урок, организация и методика проведения.
На протяжении многих лет остается нерешенной проблема качественной подготовки учащихся по математике.
Традиционной формой обучения остается урок. Методическое обновление урочных занятий, их нестандартное проведение способствует активизации познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Математический лабиринт – нестандартный урок, организация и методика проведения.»
Математический лабиринт – нестандартный урок, организация и методика проведения.
Сатубалдина Наталья Ивановна
КГУ «Основная школа имени Е. Омарова»
На протяжении многих лет остается нерешенной проблема качественной подготовки учащихся по математике.
Традиционной формой обучения остается урок. Методическое обновление урочных занятий, их нестандартное проведение способствует активизации познавательной деятельности.
Педагогические и психологические исследования убеждают, что интерес к предмету оказывает сильное влияние на мотивацию его изучения (особенно у младших школьников), оказывает положительное влияние на результаты как в настоящем, так и в дальнейшем обучении. Положительные эмоции учащихся на уроке – залог успеха в обучении. Приобретение эмоционального опыта предусматривает определенные переживания, волевые усилия, что возможно лишь при активной мыслительной деятельности учащихся. Добиться перечисленного выше можно, в частности, с помощью такой нетрадиционной формы урока, как «Математический лабиринт».
Форма проведения этого урока имеет соревновательный характер. Известно, что дети проявляют большой интерес к различного рода состязаниям, соревнованиям. И даже самые неактивные из них включаются в соперничество с огромным желанием, стараясь показать свои знания и умения, чтобы не подвести одноклассников. Ученики увлечены, переживают неудачи своей команды и радуются успеху. Во время прохождения «Математического лабиринта» школьники очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны, так как, победить, необходимо четко запомнить правила соревнования, за короткое время ответить на поставленные вопросы. Создание благоприятной атмосферы, необычность проведения урока, разнообразие заданий – все это увлекает, ненавязчиво прививает и развивает интерес к математике, побуждает учащихся к активной деятельности.
Уроки «Математический лабиринт» могут стать неотъемлемой частью обычной классно-урочной системы в обучении математике. Их основные цели: повторение важных понятий темы; развитие логического мышления, умения применять полученные знания при решении задач; способствовать проявлению личностных качеств и способностей, обогащению межличностных отношений; выработать ответственность за принятие и выбор решения, самостоятельность.
Проводить такой урок лучше при повторении, обобщении и систематизации полученных знаний, после изучения большой темы или раздела. Урок «математический лабиринт» проводится со всеми учащимися в часы, отведенные для данного предмета расписанием.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности класса, данную форму урока можно использовать на этапах закрепления изученного материала или повторения, при организации самостоятельной работы. Задания подбираются так, чтобы ученики могли их выполнить за 10-40 минут в младших и средних классах, в старших классах целесообразно использовать сдвоенные уроки.
Организация урока «Математический лабиринт»
Чтобы полностью реализовать возможности игры «Математический лабиринт», к ней надо тщательно подготовиться.
Прежде всего необходимо определить число таких уроков в учебном году (оптимальный вариант проведения – один раз в четверть) и темы, при изучении которых они будут проводиться.
Трудоемка и многогранна подготовка учителя к уроку. Это и изучение индивидуальных особенностей учащихся с помощью наблюдения, анкетирования, тестирования; личностные беседы; социометрические измерения для выявления лидеров и правильного комплектования команд, количественный и качественный анализ самостоятельных и контрольных работ, рефератов. Это даст возможность учителю наиболее адекватно прогнозировать содержание, ход и результаты урока «Математический лабиринт».
Учителю следует тщательно продумать и подготовить наглядные пособия и дидактический материал. Также в организацию надо включать подготовку знатоков-консультантов, которые выбираются, как правило, из сильных учеников. Им надо разъяснить их функции и задачи. Таким образом, каждому уроку «Математический лабиринт» предшествует большая работа учителя в сотрудничестве с учениками.
Учитель вместе с учениками во внеурочное время готовят цветные табло для оценивания результатов,/ рисуют эмблемы знатокам-консультантам, подбирают названия команд. Например: «Ритм» (решать, искать, творить, мечтать) или «XYZ» (хотеть, уметь, знать).
Перед началом урока «Математический лабиринт» нужно расставить парты в классе так, чтобы участники для удобства общения сели вокруг. На каждой парте - табличка с названием команды, чистые листы бумаги, ручки. На доске вывешивается карта «Математического лабиринта» (рис. 1).
Рис. 1
Рис. 2, а
Карта «Математического лабиринта» состоит из пяти (I-V) больших кругов - «лабиринтов», каждый из которых разбит на сектора определенного цвета: желтый, синий, красный и т.д. Такими же цветными линиями соединяются соответствующие сектора в каждом круге «лабиринта».
Рядом с картой «Математического лабиринта» каждая команда вывешивает табло со своим названием и ячейками для ответов (рис. 2,а).
Перед доской должен быть стол с разложенными на нем конвертами, в которых находятся варианты заданий, и игральный кубик.
Методика проведения урока «Математический лабиринт»
Урок начинается вступительным словом учителя, который ставит перед учащимися цели и задачи урока, напоминает порядок его проведения, дает необходимые советы. Рассмотрим этапы урока «Математический лабиринт».
I этап — организация класса. Класс разбивается на команды по желанию самих учащихся или по наличию в каждой команде как сильных, средних, так и слабых учеников. Второй вариант составления команды оптимальный, так как команда, состоящая только из сильных учеников, естественно, быстрее всех справится с заданиями и победит, а команда из слабых - проиграет. Команды «смешанного» состава будут находиться в равных условиях.
Знатоки-консультанты распределяются по командам. Их роль - контроль за правильными ответами, помощь в поиске верного решения при затруднениях. При подготовке знатоков-консультантов можно прорешать и разобрать подобные задания.
II этап - прохождение математического лабиринта. Представители каждой команды по очереди кидаю: игральный кубик. Если у последующего выпадает я же число, что и у предыдущего, то кубик перекидывают до тех пор, пока не выпадет новое число. Выпавшее число указывает, какой цвет «дороги» выбирает команда: от данного сектора по цветной линии она будет двигаться к остальным кругам-лабиринтам и получать соответствующие задания. Например, если команде выпало число 4, которое находится в секторе лабиринта I синего цвета, то она будет идти все время по синей дорожке. (Если карта не цветная, дорожки могут быть изображены в виде пунктирной линии, с точками и тире и т.д.) Это также значит, что команда получит задание из конверта № 4/1 синего цвета. Следующее задание оне получит для сектора лабиринта II синего цвета, но уже под № 2/П, далее для сектора лабиринта III — № 1/Ш. для сектора лабиринта IV - № 5/IV, для сектора лабиринта V - № 3/V (всюду синего цвета).
Команды приступают к работе. Конверт содержит вариант с пятью заданиями, которые можно выполнять как устно, так и письменно, а также карточка с буквами. Эти буквы стоят напротив предложенных ответов, которые выбирает команда при решении заданий своего варианта и из которых в дальнейшем нужно составить слова: ответ, верно, точно, правы, финиш (или им подобные). В некоторых заданиях вместо пяти ответов - четыре, так как в словах «ответ», «точно» и «финиш» некоторые буквы повторяются. Но поскольку в варианте пять заданий, учащиеся смогут набрать пять букв для составления слова. Одна и та же буква в конверте повторена по два раза и более (учитывается, что учащиеся могут выбрать неправильный ответ). Например, в варианте, где складывается слово «верно», выбрали ответы под буквами в, е, е, н, н. Из них слово сложить нельзя. В этом случае знатоки-консультанты помогают найти ошибки в решениях и правильно составить слово. В их обязанности также входит следить, чтобы участники сначала прорешали задания, потом составляли слово, а не наоборот.
В обсуждении заданий участвуют все члены команды. Знатоки-консультанты выслушивают всех. В такой атмосфере никто не будет чувствовать себя ущемленным.
Если на все задания даны правильные ответы, получившиеся слова помещаются на табло команды (рис. 2,6).
Это дает возможность остальным командам отслеживать, на каком этапе «математического лабиринта» находятся соперники.
Ритм
I. ОТВЕТ
II.ВЕРНО
III. ._ _ _ _ _
IV. ._ _ _ _ _
V._ _ _ _ _ _
Учитель должен спланировать время для прохождения всего «Математического лабиринта» таким образом, чтобы его хватило для разбора сложных заданий, которые вызвали у большинства затруднения, для более интересных или оригинально решенных.
Рис. 2, б
III этап — подведение итогов.
Выигрывает команда, которая первой пройдет все пункты «лабиринта» и заполнит свое табло (рис. 2,в). Учитель может в качестве поощрения команде-победительнице поставить всем ее членам оценку «отлично». Командам, занявшим 2-е и 3-е места - поставить оценки «хорошо» или использовать другие формы поощрения.
Ритм
I. ОТВЕТ
II.ВЕРНО
III. ._ _ _ _ _
IV. ._ _ _ _ _
V._ _ _ _ _ _
Рис. 2, в
В заключение учащиеся могут высказать свое мнение о данном уроке, а учитель должен поблагодарить всех игроков «Математического лабиринта» за участие в таком необычном уроке.
Принципы составления заданий
Задачи-задания для урока «Математический лабиринт» могут, с одной стороны, соответствовать «стандартам образования» или «обязательным результатам обучения», так как данный урок является итоговым в изучении определенной темы, раздела. Но, с другой стороны, задания должны быть интересными, оригинальными, с необычной формулировкой, что способствует повышению интереса к математике.
Предлагаемый урок «Математический лабиринт» содержит полюбившуюся учащимися форму подачи заданий в виде тестов, где к вопросу предлагается ряд ответов, из которых нужно выбрать правильный.
Задания в вариантах составлены по принципу «от простого к сложному». И работа по ним проводится двумя способами. Первый способ: получив вариант, участники распределяют задания между собой. В этом случае слабым учащимся всегда будут доставаться легкие задания, а сильным - сложные. Второй способ: члены команды разбирают решения заданий вместе. Этот способ более оптимален для развития личности учащегося, так как каждый может высказать свою точку зрения, а у остальных воспитывается уважительное отношение к мнению одноклассника.
Первые задания должны быть связаны с определениями, правилами, законами, с различными формулировками. В них пропускается какое-то ключевое слово или несколько слов, которые учащимся нужно вставить.
Например:
1. Числа 1, 2, 3, 4, 5, ... называются... числами.
[Натуральными. ]
Физический смысл производной функции у = f(x) в точке х - ...
[Скорость изменения функции в точке х.]
В качестве вторых заданий учащимся могут быть предложены различные утверждения, из которых нужно выбрать правильные или неправильные. Например:
2. Определите, какое утверждение неверное.
A. При умножении числа на 100 запятая пере носится на два знака слева направо.
Б. При умножении числа на 0,01 запятая переносится на два знака слева направо.
B. При делении числа на 0,01 запятая переносится на два знака слева направо.
Г. При делении числа на 100 запятая переносится на два знака справа налево.
Рис. 3
Первые два задания требуют от учащихся знания теоретического материала. Третье задание содержит рисунок или график. Например:
Рис.3
3. Определите вид фигуры (рис. 3), используя для этого нанесенные данные.
A. Прямоугольник. Б. Параллелограмм. B. Ромб. Г. Трапеция.
Рис. 4
4. Какая функция описывает предложенный график (рис. 4)?
А. у = кх.
Б. у = ах2 + Ъх + с.
Рис.4
Г. V\х \
Эти задания не только дают возможность проверить теоретические знания, но и умения работать по рисунку или графику.
Задания 1-3 устные, задания 4 и 5 предполагают письменные вычисления. Как правило, это задачи. Задачи можно подбирать разнообразные: на непосредственное нахождение основной величины из формулы или проверку умения выразить одну величину через другую; комбинированные, где используются формулы, графики, другой информационный математический материал. Формулировки задач могут быть самыми разнообразными. Например:
Объем прямоугольного параллелепипеда равен 45 см3. Найдите его высоту, если длина 5 см, ширина 4,5 см.
или:
По данным рисунка 5 найдите высоту прямоугольного параллелепипеда.
V = 45 см3
5 см
Рис.5
Количество и сложность заданий теоретического и практического характера, их расположение в варианте учитель определяет сам, в зависимости от пройденного материала, от личных требований, от индивидуальных особенностей учеников.
Ниже приведены варианты заданий урока «Математический лабиринт» в некоторых классах:
5-й класс, «Математический лабиринт». Тема «Угол. Треугольник. Прямоугольник»;