Просмотр содержимого документа
«Математика-царица всех наук.»
Математика – царица всех наук,
Только не дается все без мук.
Если хочешь ты на свете умным быть,
Непременно нужно математику учить.
Занимайся и старайся, не ленись.
На пятерки все смелее ты учись.
Все получится, конечно, у тебя.
И со знаниями будешь ты всегда.
О чем эта статья:
Интересные факты про математику
Математика развивает мышление
Математика формирует характер
Математика тренирует память
Интересные факты про математику
Математика — это не только арифметические задачки. Это особый язык, который учит думать и рассуждать.
Математику называют междисциплинарной наукой, потому что она тесно связана с физикой, географией, геологией, химией. Мир изменился и стал более технологичным, поэтому для любителей математики открыто множество вариантов профессионального развития.Если 15-20лет назад перспективными были сферы маркетинга и юриспруденции, то сегодня лидирует IT. Профессиональная востребованность = понимание технологий + способность к решению нестандартных задач. И ключ к успеху — знание математики.
Что отличает математику от других школьных предметов:
у одной задачи может быть несколько правильных решений;
есть задачи, у которых не существует решения — вместо этого нужно сформировать доказательство;
в математике множество инструментов: цифры, формулы, графики, схемы, теоремы. Не соскучишься!
Математика развивает мышление.
Если поставить себе вопрос: «Зачем заниматься физкультурой?» Ответ простой — для здоровья и красоты тела.
Поэтому если спросить: «Зачем учить математику?» Ответ на этот вопрос кажется менее очевидным. Математика — это гимнастика для ума. Хочешь не хочешь, но в процессе изучения будут крепчать качества, которые влияют на способ мышления. Для этого не обязательно учиться в профильном классе и участвовать в олимпиадах — решение даже самых простых задачек на пропорции или с процентами дает значительный эффект.
Обобщение, сокращение, анализ, систематизация, выделение важного, поиск закономерностей, формулирование гипотез и доказательство теорий — все это помогает развить мышление, сделать его более гибким. Точно также, как физические упражнения делают наше тело подвижнее, дают заряд сил и тренируют выносливость, математика тренирует ум.
Математика развивает интеллект.
Набор правил и функций, которые мы изучаем в школе, делают наше мышление последовательным и логичным. Это отражается на умении рассуждать, формулировать мысли и замечать взаимосвязи. И самое увлекательное, что эти знания можно (и нужно!) применять не только в школе, но и в нестандартных ситуациях: чтобы выбрать самую выгодную банковскую карту, просчитать литры краски для ремонта или создать карту сокровищ, чтобы не забыть где они спрятаны.
Математика — универсальный международный язык, которым владеют почти все люди на земле. Эти знания пригодятся в любой стране и могут стать предметом интересной беседы.
Лайфхак!
Необычный способ познакомиться — спросить человека про его отношение к математике, где он ее использует и помнит ли, как извлечь квадратный корень из числа. Да, кому-то это покажется странным, но зато вас точно запомнят. 🤓
Что понять, зачем учить математику в школе, только представьте, как приятно, когда в голове нет «каши» и путаницы в рассуждениях. На этот счет еще в прошлом веке великий учёный Ломоносов сказал: «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Как тут можно спорить? 😇
Математика формирует характер
Чтобы правильно решать математические задачи, недостаточно одних лишь знаний. Нужны такие качества характера, как внимательность, настойчивость, последовательность, точность и аккуратность. Чем регулярнее мы практикуемся, тем сильнее укрепляются эти черты. И еще бонус: эти качества можно применять не только на уроках в школе, но и в других сферах жизни.
Чем сложнее математические задачи, тем больше усилий и навыков нужно приложить для их решения.
Благодаря математике можно избавиться от вредных привычек:
Домысливать и не уметь объяснять, почему думаешь именно так
Оперировать фактами и точными терминами и быть более убедительным
Запоминать информацию механически, «зазубривать»
Оценивать, анализировать, строить аналогии и подвергать критике
Математика тренирует память
Ученые из Стэнфордского университета в США изучили, как человек решает математические задачи и выяснили, что взрослые люди используют для этого навык «доставать» из памяти ответы на основе прошлого опыта.
Почему учителя настаивают на регулярном посещении уроков? Дело не в их вредности, а в том, что при решении математических задач, мы «достаем» из памяти ответы на основе прошлого опыта. А чтобы этот опыт закрепить, нужно повторять материал и тренироваться в решении примеров. Только так можно запомнить все правила и формулы.
Метод эйдетики
Эйдетика - способ развития образной памяти, лучший помощник в обучении детей. Чтобы понять почему, необходимо разобраться с термином эйдетика. Что же такое эйдетика? Эйдетика (eidos греч. – вид, образ, образец) - философия и учение о сущности. Впервые эйдетику описал Аристотель, затем Демокрит. Они уделяли эйдетике огромное философское значение. В психологии явление эйдетизма было открыто и описано Йеншем, это психическое явление, которое состоит в способности воссоздавать яркий наглядный образ через значительный промежуток времени. Это можно наблюдать у детей и подростков - более ярко, у взрослых - менее проявлено. Эйдетика характеризует особенность памяти с более яркой фиксацией объекта, наполненной эмоционально-чувственной насыщенностью.
В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.
Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке Каждый охотник желает знать, где сидит фазан? Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и радужного фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции - в результате в памяти надолго сохраняется яркий файлик с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколёнка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении.
Эйдетика - сила, развивающая внимательность, мышление, она придает эмоциональную окраску познанию. Благодаря одновременности видения, слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью.
Методы эйдетики:
Первый метод – зрительная прорисовка.
Второй метод – мысленная прорисовка.
Третий метод – запоминание точной информации. Эта техника включает в себя:
мнемонику (запоминание сложной информации путем смены вида, пример: "каждый охотник желает знать, где сидит фазан");
цепной метод (выстраивание ассоциативного ряда, так информация будет воспроизводиться точно и последовательно);
акровербальную технику (преобразование информации в стихотворную или песенную форму).
Такие упражнения эйдетики помогут ребенку запомнить большой объем информации без скучной зубрежки.
Приемы развития памяти на уроках математики
Современному школьнику на уроках математики приходится запоминать не только новые слова, но и формулы, правила, схемы. Поэтому для успешного развития культурной памяти нужно использовать разнообразные приемы запоминания. Обучение школьников только лишь на основе упражнений, предлагающихся в учебниках математики и соответствующих дидактических материалах, не способствует активному развитию природной памяти обучающихся и становлению ее культурной надстройки. Учителя должны предусмотреть на уроках математики время и место для системы специальных упражнений на развитие различных видов памяти и формирование представлений школьников о приемах рационального запоминания и воспроизведения информации.
Далее, представлены приемы запоминания на уроках математики:
Прием группировки, который заключается в том, что подлежащий запоминанию материал разделяется на части или группы.
Например: Четырехугольники
Параллелограмм Трапеция
Прямоугольник Ромб
квадрат
Прием классификации – разделение информации на определенные, четко обозначенные классы (животные и растения, круги и прямоугольники и т.п.) – также доступен школьникам. В данном случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен подлежащий запоминанию материал.
Например:
Прием ассоциаций, заключающийся в сопоставлении новой, подлежащей запоминанию информации с хорошо узнаваемым образом, который помогает легко выуживать необходимую информацию из памяти, кроме развития памяти способствует креативности мышления. Психика человека имеет свойство любую новую информацию помимо нашей воли сопоставлять и соединять с уже известной. При этом следует учитывать, что новая информация может напоминать что угодно, в зависимости от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т.д. Как правило, сочетания цифр запоминают в связи с памятными данными (днями рождения, номерами квартир), а имена и отчества новых знакомых – в сопоставлении с именами известных писателей, политиков или именами своих родственников.
Например:
Прием поиска опорного пункта основан на составлении мнемического плана для запоминания большого объема информации. В качестве опорных пунктов могут выступать необычные словосочетания, метафоры, имена, неожиданный поворот событий, незнакомые или, наоборот, очень знакомые слова и т.д. В процессе обучения школьнику необходимо с точностью запоминать четкие определения, правила и формулы. Чтобы при их воспроизведении избежать ошибок, можно порекомендовать ребятам для запоминания прием аналогии – установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов или явлений, в целом различных. Так, для того чтобы дать некоторое определение, следует отнести предмет или явление к общему классу предметов или явлений и отобразить только ему присущую индивидуальность.
Например: Один мальчик никак не мог запомнить теорему о сумме углов в треугольнике. И очень увлекаля автомобилями. Тогда я у него спросила о том, когда он получит права на машину. Он сказал в 18 лет. К этому чилу надо прибавить 0 и получится сумма углов в треугольнике. Так он запомнил.
В ряде случаев материал легче запомнить, изобразив его основное содержание в виде схемы (это математические правила, алгоритмы и т.п.). Такой прием называется схематизацией. Он может использоваться, например, при записи свойств арифметических действий или при обдумывании плана решения составной задачи, в ходе которого школьники строят дерево рассуждений (метод графов), и оно является опорной схемой, позволяющей обучающимся запомнить ход рассуждений.
Некоторые мнемические приемы требуют значительных интеллектуальных усилий. К ним, в первую очередь, относится структурирование материала, при котором устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он воспринимается как целое. Данный прием позволяет успешно запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию (абстрактную, неизвестную, запутанную и др.), ибо направлен на ее упорядочение.
Одним из самых доступных и распространенных способов запоминания является прием перекодирования информации, когда то, что представлено в виде рисунка, картины и т.п., описывается словами, и наоборот.
Например:
По мнению Д. Лапп, приемы и составляют сущность культурной (благоприобретенной) памяти. Совершенно очевидно, что не все приемы в равной степени доступны ребенку. Это зависит от уровня развития и индивидуальных особенностей его личности.
Однако школьники уже способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, пользоваться опорными пунктами, составлять мнемические планы. При этом очень важно, чтобы подобные занятия доставляли ребенку радость. Взрослые должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, способствовать его самостоятельному поиску ответов на вопросы.
Таким образом, после специального обучения школьники начинают с успехом применять приемы и способы эффективного запоминания учебного материала. Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у школьников, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер. Также мы рассмотрели факторы (по данным Т.Б. Никитиной), влияющие на развитие памяти в школьном возрасте, и выяснили, что в основе любого эффективного запоминания лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание. Память является важным компонентом эффективного обучения в школьном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Я рассмотрела различные приемы и способы запоминания учебного материала и выявила наиболее эффективные из них для детей.
Результативность: как и все психические процессы, память в школьном возрасте претерпевает существенные изменения. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Использование данных упражнений помогает учащимся развивать этот познавательный процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс развития памяти у школьников должен быть специально организован, так как в подавляющем большинстве дети школьного возраста самостоятельно не используют приемы обработки материала и с целью запоминания прибегают к повторению. По мере усложнения учебных заданий установка просто запомнить механически, перестает себя оправдывать и это вынуждает ребенка искать приемы организации своей памяти. В работе рассмотрены теоретические основы функционирования и развития памяти, рассмотрены приемы развития памяти на уроках математики, а также представлены способы повышения эффективности запоминания учебного материала.