kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МАСТЕР КЛАСС «Методика работы над арифметической задачей на уроках в специальной (коррекционной) школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен мастер класс, который знакомит педагогов с методикой работы над простой и составной арифметической задачей на уроках в специальной (коррекционной) школе VII вида. Детально разобраны этапы работы в соответствии с методическими требованиями для обучающихся с нарушением интеллекта, приведен пример разбора составной задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР КЛАСС «Методика работы над арифметической задачей на уроках в специальной (коррекционной) школе»»

МАСТЕР КЛАСС

«Методика работы над арифметической задачей на уроках в специальной (коррекционной) школе»


  1. Презентация педагогического опыта работы над арифметическими задачами

Арифметические задачи в курсе математики в школе VIII вида занимают значительное место. Почти половина времени на уроке математики отводится решению задач. Это объясняется большой коррекционно-воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении школьников с нарушением интеллекта. Решение арифметических задач на уроках математики позволит реализовать задачу подготовки обучающихся к более успешному овла­дению профессиональным трудом, сблизить обучение с жизнью.

Сознательному подходу к решению любой задачи умственно отсталых школьников необходимо обучать последовательно и тер­пеливо, формируя у них определенные умственные действия.

  1. Представление системы работы над задачей

В методике работы над любой арифметической задачей можно выделить следующие этапы: 1) работа над содержанием задачи; 2) поиск решения задачи; 3) решение задачи; 4) формулировка ответа; 5) проверка решения задачи; 6) последующая работа над решенной задачей.

1. Работа над содержанием задачи

Большое внимание следует уделять работе над содержанием задачи, т.е. над осмыслением ситуации, изложенной в задаче, установлением зависимости между данными, а также между дан­ными и искомым. Последовательность работы над усвоением содержания задачи:

а) разбор непонятных слов или выражений, которые встретятся в тексте задачи;

б) чтение текста задачи учителем и учащимися; в) запись условия задачи;

г) повторение задачи по вопросам;

д) воспроизведение одним из учащихся пол­ного текста задачи.

Работа над отдельными словами и выражениями должна вес­тись не тогда, когда учитель знакомит учащихся с содержанием задачи, а раньше, до предъявления задачи, иначе словарная ра­бота разрушает структуру задачи, уводит учащихся от понима­ния арифметического содержания задачи, зависимости между данными.

Читать задачу нужно выразительно, вы­деляя голосом математические выражения, главный вопрос зада­чи, делая логические ударения на тех предложениях или сочета­ниях слов, которые прямо указывают на определенное действие (например, разложили поровну в две вазы, купили 3 тетради по 12 р. за каждую). Между условием задачи и вопросом следует сделать паузу, если вопрос стоит в конце задачи.

Выразительному чтению текста задачи следует учить учеников. Нужно помнить, что школьники с нарушением интеллекта, если их этому специально не учить, не могут самостоятельно правиль­но прочитать задачу, не могут расставить логические ударения, даже выделить вопрос задачи, если он стоит в начале или середи­не задачи.

Задачу следует иллюстрировать.

Лучшему восприятию и пониманию задачи способствует ее повторение по вопросам. Форма вопросов при повторении задач меняется: сначала учи­тель задает конкретные вопросы, а затем обобщенные

Наконец, можно поставить к тексту задачи и такие вопросы «Что известно в задаче? Что неизвестно в задаче? Что нужно узнать?» Для ответа на эти вопросы учащиеся после чтения задачи должны самостоятельно вычленить из текста задачи известные и неизвестные данные. Безусловно, это требует уже определенного опыта в анализе содержания задачи.

2. Поиск решения задачи

На этом этапе учащиеся, отвечая на вопросы учителя, поставленные в определенной логической последовательности, подводятся к составлению плана решения задач и выбору действий. Наме­чаются план и последовательность действий — это следующий этап работы над задачей.

Разбор задачи можно начинать с числовых данных (сверху) и вести учащихся к главному вопросу задачи.

Разбор задачи можно начинать от главного вопроса задачи (снизу).

3. Решение задачи

Опираясь на предыдущий этап, в процессе которого обучающиеся осуществляли поиск решения задачи, они готовы устно сформули­ровать вопросы задачи и назвать действия. Далее устно составляется план и намечается последователь­ность действий. После этого учащимся предлагается записать решение.

4. Запись решения задач

При записи составных задач могут использоваться следующие

формы записи:

а) запись арифметических действий и ответа задачи

1) 120 кг-35 кг=85 кг

2) 120 кг+85 кг+78 кг=283 кг

Ответ. 283 кг яблок собрано за три дня.


б) запись решения с пояснением того, что найдено в результа­те каждого действия

1) 120 кг—35 кг=85 кг яблок собрано во второй день.

2) 120 кг+85 кг+78 кг=283 кг яблок собрано за три дня.


в) запись решения с вопросами (вопросы и действия чередуют­ся). В конце записывается ответ

1) Сколько килограммов яблок собрано во второй день?

120 кг-35 кг=85 кг

2) Сколько килограммов яблок собрано за три дня?

120 кг+85 кг+78 кг=283 кг

Ответ. За три дня собрано 283 кг яблок.


г) запись сначала только плана решения, затем соответствующих действий или, наоборот, запись сначала действий, а затем

плана решения задачи. В конце записывается ответ.

План

  1. Сколько килограммов яблок собрано во второй день?

  2. Сколько килограммов яблок собрано за три дня?

Решение

  1. 120 кг-35 кг=85 кг

  2. 120 кг+85 кг+78 кг=283 кг

Ответ. За три дня собрано 283 кг яблок.

5. Формулировка ответа

Форма ответа может быть краткой и полной. Например, крат­кая форма ответа: 283 кг или 283 кг яблок.

6. Проверка решения задачи

Так как функция контроля у школьников с нарушением интеллекта ослаблена, то проверка решения задач имеет не только образовательное, но и коррекционное значение.

7. Последующая работа над решенной задачей

Учитель школы VIII вида зачастую не может быть уверен, что решение задачи (хотя задача разобрана и решена) понято всеми учениками. Поэтому очень полезно провести работу по закрепле­нию решения этой задачи.

Работа по закреплению решения задачи может быть проведена различными приемами.

1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.

2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обосно­ванием выбора действий.

3. Ставятся вопросы к отдельным действиям или вопросам.

  1. Фрагмент урока с демонстрацией наиболее эффективных приемов работы над задачей

Сейчас представлю вашему вниманию методику решения составной арифметической задачи.

Составной или сложной арифметической зада­чей называется задача, которая решается двумя и большим числом арифметических действий. Ре­шение составной задачи по сравнению с простой более затрудни­тельно для школьников с нарушением интеллекта. Если при реше­нии простой задачи ученик должен был установить зависимость между числовыми данными и, руководствуясь вопросом задачи, выбрать нужное действие, то в составной задаче (хотя бы в два действия) ученик должен либо получить недостающее третье дан­ное, либо из трех числовых данных выбрать два и, учитывая отношения между ними, выбрать нужное действие. Получив про­межуточный ответ, он должен, установив зависимость между ним и имеющимся в условии третьим числовым данным, а также руко­водствуясь главным вопросом задачи, выбрать нужное действие. Следовательно, чтобы решить сложную задачу, обучающийся должен провести цепь логических рассуждений и сделать умозаключения.

Разбор задачи, как было показано выше, можно начинать от главного вопроса или от числовых данных. Но наиболее эффективным считается разбор задачи от главного вопросв, сейчас это мы продемонстрируем.

(Дети 5 класса входят в класс)

- Здравствуйте, ребята!

Вы знаете, что в нашей школе проходит ежегодно соревнование «Лучший класс года». Скажите, почему каждый класс непременно желает быть победителем?

- Награждает школа поездкой в кинотеатр.

- Что называется кинотеатром?

- Это место культурного отдыха людей в городе, где можно посмотреть новый кинофильм или мультфильм. В фойе перед просмотром можно поиграть в игровые автоматы, посидеть в кафе, скушать мороженное.

- Как называются люди, которые пришло в кинотеатр? (зрители) Для просмотра кинофильма зрители проходят в зрительный зал.

-Если в городе два кинотеатра, больше зрителей или меньше смогут посмотреть какой-либо фильм? Почему?

- Сегодня на уроке мы решим задачу № 434, страница 108.

- Прочитает задачу Сергей К., а вы скажите о ком или о чем говорится в задаче? (о двух кинотеатрах)

- Кого называют зрителями?

-Прочитайте задачу про себя и скажите какие слова возьмем для краткой записи? (I, II кинотеатр)

- Что известно о первом кинотеатре?

- Известно ли сколько мест для зрителей во втором кинотеатре? А что про него известно?

- Какой главный вопрос задачи?

-Можем ли мы сразу на него ответить? Почему?

-Можем ли узнать, сколько мест во втором кинотеатре? Что про него сказано в задаче? Если больше, то каким действием будем решать? Запишем решение столбиком с пояснением.

- Что теперь известно в задаче?

- Можем сейчас ответить на главный вопрос задачи? Всего мест в двух кинотеатрах больше или меньше? Если больше, то каким действием будем решать? Запишем столбиком с пояснением.

-Ответили мы на главный вопрос задачи? Запишем ответ.

- Во сколько действий задача? Какое первое действие? Почему сложение? Какое второе действие? Почему сложение?

- Почему сразу одним дей­ствием нельзя было ответить на вопрос задачи? Чего мы не знали?

- Запишем ответ.

-Выполним проверку.

-Итак, мы узнали, сколько зрительных мест в двух кинотеатрах? Как узнать, сколько мест в первом кинотеатре? Как можно по другому выполнить проверку? Доказали мы, что задача решена правильно?


- Скажите, а что нужно сделать нашему классу, чтобы почаще бывать в кинотеатрах?

  1. Моделирование

-Вашему вниманию был представлен фрагмент урока работы над составной арифметической задачей.

При решении составных задач детей следует научить общим приемам работы над задачей: умению анализировать содер­жание задачи, выделяя известные данные, искомое (т. е. устанав­ливая, что нужно узнать в задаче), определять, каких данных недостает для ответа на главный вопрос задачи (т. е. устанавли­вая промежуточные искомые). Такому анализу содержания задачи во многом способствует умение учащихся конкретизировать его с
помощью предметов, иллюстраций, краткой записи, схем и черте­жей. Учитель должен научить учащихся приемам решения задач,
показать, что решение любой задачи складывается из ряда этапов:
работы над содержанием, составления плана и выбора действий
выполнения действий и проверки правильности решения.

В практике моей работы оправдал себя прием с использованием карточек-памяток, в которых излагается последовательность работы над задачей. Чаще обучающиеся пользуются ими при контрольных и самостоятельных работах.

ПАМЯТКА

Решение задачи

  1. Прочитай задачу внимательно.

  2. О чем эта задача?

  3. Что известно в задаче? Назови каждое число и объясни, что
    оно показывает.

  4. Назови главный вопрос задачи. Объясни, что нужно узнать
    в задаче.

  5. Запиши задачу кратко или сделай чертеж.

  6. Повтори задачу по краткой записи.

  7. Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Каких
    данных не хватает, чтобы ответить на этот вопрос сразу?

  8. Что можно узнать сначала? Каким действием? Что можно
    узнать потом?

  9. Составь план решения и наметь действия. Выполни решение.

10.Проверь решение и запиши ответ задачи.


Работе по этим карточкам-памяткам детей следует учить. Сначала учитель сам читает каждый пункт задания в отдельности и учит отвечать учащихся на вопросы каждого пункта. Учащиеся повторяют за учителем ход рассуждения. Затем пункты задания читает один из учеников, а остальные должны быть готовы под руководством учителя провести рассуждения вслух. Далее ученик, вызванный к доске для решения задачи, читает пункт задания про себя, а вслух ведет рассуждения. Учитель оказывает ему помощь. К ответу этого ученика привлекаются и остальные учащиеся клас­са. Наконец, ученики читают задания про себя, а при комменти­ровании действий получают меньшую помощь учителя. В этот период некоторые учащиеся уже могут самостоятельно решать задачу, все меньше прибегая к карточке, т. е. можно считать, что они усвоили всю систему работы над задачей

Часть детей еще длительное время пользуется этими кар­точками, но и у них постепенно формируются навыки самостоятельной работы над задачей. В классе всегда имеются один или несколько учеников, которым необходима помощь учителя. Эти ученики не овладевают навыками самостоятельной работы над задачей, и им приходится оказывать помощь наводящими вопроса­ми и при записи содержания задачи, и при составлении плана и выбора действий.

Работа с карточками-памятками используется широко и при ознакомлении учащихся с решением задачи нового вида. Когда учащиеся постепенно начнут усваивать решение задачи данного вида, карточки-задания следует использовать частично, т. е. не вести подробных рассуждений. Иногда ученику достаточно прочи­тать задачу, и ход решения ему становится ясен. Другим ход решения становится доступным после изображения содержания задачи в краткой форме записи. Для какой-то части учащихся дополнительно к этому нужно поставить один-два наводящих во­проса. В каждом отдельном случае учитель должен подходить дифференцированно к учащимся, учитывая их возможности и спо­собности.

Безусловно, в каждом классе есть и такие учащиеся, которым все эти виды помощи окажутся недостаточными. В этом случае таким детям на карточках даю готовый план зада­чи, а учащиеся пишут только действия или записывают действия по порядку таким образом: 1) П+П=; 2) П-П = ; 3) П:П = .

Знаками +, —, :, X указываются действия между числовыми данными, вместо промежуточного искомого ставятся прямоуголь­ники. Некоторым детям достаточно указать на карточке количест­во действий и сами действия знаками.

Таким образом, систематическая работа по формированию умения обучающихся решать арифметические задачи способствует коррекции познавательных процессов школьников с нарушением интеллекта.

  1. Рефлексия

- В заключении нашего мастер-класса предлагаю вам высказаться, используя прием «Незаконченное предложение: я не знал… - теперь я знаю…»

Спасибо за внимание!

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Степанова Нина Викторовна

Дата: 05.01.2016

Номер свидетельства: 272439

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "МАСТЕР КЛАСС  «Организация работы над арифметическими задачами на уроках математики в специальной (коррекционной) школе»"
    ["seo_title"] => string(117) "mastierklassorghanizatsiiarabotynadarifmietichieskimizadachaminaurokakhmatiematikivspietsialnoikorriektsionnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "272443"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451986306"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства