Человеку в повседневной жизни невозможно обойтись без вычислений. Поэтому на уроках математики, в первую очередь учат выполнять действия над числами, то есть считать. Умножать, делить, складывать и вычитать мы учимся привычными для всех способами, которые изучаются в школе. Каждый школьник умеет умножать многозначные числа «столбиком».
И каждый считает, что это скучные вычислительные действия. Однако существуют и другие интересные способы, которые могут «нудные» вычисления превратить в весёлую игру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Нестандартные способы умножения"»
Мастер-класс
учителя начальных классов
МБОУ «Приволжская ООШ»
Володиной Ольги Владимировны
по теме
«Нестандартные способы умножения»
Человеку в повседневной жизни невозможно обойтись без вычислений. Поэтому на уроках математики, в первую очередь учат выполнять действия над числами, то есть считать. Умножать, делить, складывать и вычитать мы учимся привычными для всех способами, которые изучаются в школе. Каждый школьник умеет умножать многозначные числа «столбиком».
И каждый считает, что это скучные вычислительные действия. Однако существуют и другие интересные способы, которые могут «нудные» вычисления превратить в весёлую игру.
Рассмотрим некоторые способы нестандартного умножения.
Начнем с самых простых.
Умножение на 9
Это просто. Чтобы умножить любое число от 1 до 9 на 9, посмотрите на руки. Загните палец, который соответствует умножаемому числу (например 9 x 3 – загните третий палец), посчитайте пальцы до загнутого пальца (в случае 9 x 3 – это 2), затем посчитайте после загнутого пальца (в нашем случае – 7). Ответ: 27
В качестве "счетной машинки" не обязательно могут выступать пальцы рук. Возьмем, к примеру, 10 клеточек в тетради. Необходимо зачеркнуть 8-ю клеточку. Слева осталось 7 клеточек, справа - 2 клеточки.
7
2
Значит 9·8=72. Все очень просто.
Умножение на 11
При умножении двузначного числа на 11 в результате получится число, у которого:
• число единиц равно числу единиц умножаемого числа;
• число десятков равно сумме цифры умножаемого числа;
• число сотен равно числу десятков умножаемого числа.
44х11=4 (4+4) 4=484
72х11=7 (7+2) 2=792
Примечание:
Если число десятков получается больше 9, то писать надо последнюю цифру, а число сотен увеличить на 1.
Аналогично на 11 можно умножить любое натуральное число.
124х11= 1 (1+2) (2+4) 4=1364
Умножение двузначных чисел на 111.
Можно выполнить по такому алгоритму.
Справа налево нужно последовательно записать:
-последнюю цифру первого множителя;
-сумму цифр первого множителя;
-сумму цифр первого множителя;
-первую цифру.
35х111= 3 (3+5) (3+5) 5=3885
Примечание:
Если сумму цифр двузначного числа больше 9, то записывать надо цифру единиц каждой суммы, а к следующему результату прибавить 1
Умножение на 22,33,…,99
Чтобы двузначное число умножить на 22,33,…, 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 33 = 3 х 11; 44 = 4 х 11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11.
18 х 44 = 18 х 4 х 11 = 72 х 11 = 792;
42 х 22 = 42 х 2 х 11 = 84 х 11 = 924;
13 х 55 = 13 х 5 х 11 = 65 х 11 = 715;
24 х 99 = 24 х 9 х 11 = 216 х 11 = 2376.
Умножение двузначного числа на 101, 1001
Пожалуй, самое простое правило: припишите ваше число к самому себе. Умножение закончено.
32 х 101 = 3232;
47 х 101 = 4747;
324 х 1001 = 324 324;
675 х 1001 = 675 675
Далее я хочу вас познакомить с Графическим Способом Умножения.Этот способ пришел к нам с востока. Его изобретателями были Китайцы которые с давних времен стараются минимизировать затраты времени на работы и увеличить производительность.
Счетные палочки – необходимый атрибут первоклассника. На уроках математики начальной школы с их помощью отрабатывают навыки сложения и вычитания. А вы когда-нибудь задумывались, что с их помощью можно и перемножать, достаточно быстро и легко многозначные числа? Конечно, на палочках не совсем удобно умножать числа, а вот на листке бумаге, рисуя линии – запросто.
В чем суть метода? Всё очень просто — рисуются наклонные линии, по количеству десятков и единиц. Первый множитель рисуется с левым уклоном, второй с правым, десятки левее, единицы правее. Затем отделяем самые левые пересечения, самые правые, и остаётся середина. Считаем количество точек на пересечениях и просто записываем результат, сотни (самая левая группа точек), десятки (серединные точки) и единицы (группа точек справа).