kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логико-дидактический материал к теме параллельность прямых и плоскостей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа создана по учебнику Погорелова. Облегчит учителю работу с темой, так как есть урок, сам.работа, контрольная работа. Основной частью,логико-дидактического материала, это методический материал, где рассписаны календарно уроки и все комплектруюющие к ниму.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логико-дидактический материал к теме параллельность прямых и плоскостей»


Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Даты проведения

(неделя)

план

факт


II. Параллельность прямых и плоскостей

14




1. Параллельность прямых

7



4

Параллельные прямые в пространстве.




5

Параллельность трех прямых.




6

Параллельность прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые.




7

З адачи на применение параллельности прямых и плоскостей.




8

Углы с сонаправленными прямыми. Угол между прямыми.




9

Решение задач по теме «Параллельность прямых».




10

Контрольная работа № 1 по теме «Параллельность прямых».





2. Параллельность плоскостей. Сечения многогранников





Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей.

7



12

Решение задач по теме «Параллельные плоскости».




13

Тетраэдр.




14

Параллелепипед.




15

Задачи на построение сечений в тетраэдре.




16

Задачи на построение сечений в параллелепипеде.




17

Контрольная работа №2 «Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде».









































Место темы в курсе математика

Данную тему рассматривают в 10 классе в главе «параллельность прямых и плоскостей», так как учащиеся уже обладают некоторыми навыками и знаниями основной школы


Пропедевтика изучения темы

Тема содержит широкие возможности для научного образования, развития и воспитания учащихся. При изучении темы, учащиеся знакомятся с новыми понятиями, например, параллельные прямые в пространстве, скрещивающиеся прямые в пространстве, углы с сонаправленными сторонами, параллельные плоскости, тетраэдр, параллелепипед; научатся решать стандартные задачи, строить сечения; при решении задач на построение фигур и сечений у учащихся развивается абстрактное мышление, умение анализировать, а также речь; воспитывается аккуратность ведения записей и чертежей в тетради.


Ожидаемые результаты включают в себя:


· Знать какие прямые в пространстве называются параллельными, скрещивающимися, признак параллельности прямых, признак параллельности прямой и плоскости, признак параллельности плоскостей;


· Уметь решать стандартные задачи на нахождение и построение;


· Владеть терминологией;


· Иметь представление о параллельных прямых в пространстве, о существовании плоскости параллельной данной плоскости, об изображении пространственных фигур на плоскости.


Целью изучения темы- дать систематизирование знания о параллельности прямых и плоскостей в пространстве , сформировать умения применять свойства и решать практические задачи




Методическое планирование темы(Геометрия 10-11, А.В.Погорелов2001)

урока

Тема урока

Цель урока

Распределе

в классе

ние задач

дома

Самостоятельная работа

Повторение

Контроль

Наглядности

Материал для мотивации

II. Параллельность прямых и плоскостей

1. Параллельность прямых



1

Параллельные прямые в пространстве.

ОЦ: обеспечить усвоение понятий «параллельность прямых» «параллельность прямой и плоскости»


РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.


ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность

Задания из методической разработки для 10класса

П7,(до теоремы 2.1) контрольные вопросы №1,2. Задача 1 ст 18

Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.


Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос

Презентация «Параллельные прямые в пространстве.»


2

Параллельность трех прямых.

ОЦ: обеспечить усвоение понятий «параллельность прямых» «параллельность прямой и плоскости»


РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.


ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность

Задачи с задачника Роганина

П7, кп №3, задачи 5(1,3), 7(1,3) ст 18-19

Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.

Повтор понятий «параллельность прямых» «параллельность прямой и плоскости»

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос

Видео – презентация «Параллельность трех прямых.»


3

Параллельность прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые.

ОЦ: обеспечить усвоение понятий «параллельность прямых» «параллельность прямой и плоскости»


РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.


ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность

5(2,4) 6,7(2,4) 8

П8, КВ 4, задачи 9,10 стр 19

Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.

Повтор понятий «параллельность прямых» «параллельность прямой и плоскости», повторить теорему

Фронтальный опрос.


Применяется широко на практике, знания применяются при изучении черчения, архитектуры и т.д.

4

Задачи на применение параллельности прямых и плоскостей.

ОЦ: научить решать стандартные задачи.


РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.


ВЦ: воспитывать самостоятельность

11,12,13,14

№27 стр 20

Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.

Повтор понятий «параллельность прямых» «параллельность прямой и плоскости», повторить теорему, что такое скрещивающиеся прямые

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос



5

Углы с сонаправленными прямыми. Угол между прямыми.

ОЦ: обеспечить усвоение понятий скрещивающиеся прямые и сонаправленные стороны, научит определять угол между соответственными сторонами.


РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.


ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность.

15,16,22

Задачи с задачника для 10класса

Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.

Повтор понятий «параллельность прямых» «параллельность прямой и плоскости», повторить теорему, что такое скрещивающиеся прямые

Проверка домашнего задания. Самоконтроль

Видео – презентация «Углы с сонаправленными прямыми. Угол между прямыми.»


6

Решение задач по теме «Параллельность прямых».

ОЦ: научить решать стандартные задачи.


РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.


ВЦ: воспитывать самостоятельность

Подготовка к к/р

Подготовка к к/р (обмен вариантами)

Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.

Повтор понятий «параллельность прямых» «параллельность прямой и плоскости», повторить теорему, что такое скрещивающиеся прямые

Проверка домашнего задания. Самоконтроль

Видео – презентация «Параллельность прямых»

Решение задач позволит нам на практике лучше понять некоторые особенности теории.

7

Контрольная работа № 1 по теме «Параллельность прямых».

ОЦ: контроль знаний.


РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.


ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность.


Выполнить тест

Выполнение контрольной работы


Проверка домашнего задания. Тест.




2. Параллельность плоскостей. Сечения многогранников

8

Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей.

Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания при решении задач

13.15,18

П9, КВ 5,6 , Задачи 14,16 ст 19

Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.

Повтор понятий «параллельность прямых» «параллельность прямой и плоскости», повторить теорему, что такое скрещивающиеся прямые

Фронтальный опрос.

Видео – презентация «Параллельные плоскости»


9

Решение задач по теме «Параллельные плоскости».

ОЦ: научить решать стандартные задачи.


РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.


ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Задачи с задачника Роганина

П9, задачи 13(2,3),22 стр 19-20


Свойства параллельных плоскостей.

Проверка домашнего задания. Тест. Самоконтроль


Решение задач позволит нам на практике лучше понять некоторые особенности теории.

10

Тетраэдр.

ОЦ: обеспечить усвоение понятий тетраэдра


РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.


ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность.

24,17

П10 КВ7,8, задачи 18 стр 19

Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.

Повтор понятий «параллельность прямых» «параллельность прямой и плоскости», повторить теорему, что такое скрещивающиеся прямые Свойства параллельных плоскостей.

Фронтальный опрос.

Видео – презентация «Тетраэдр.»


11

Параллелепипед.

ОЦ: обеспечить усвоение понятий параллелепипеда,


РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.


ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность.

23,22,26

П11, КВ 9, задача 24 ст 20

Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.

Тетраэдр

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос

Видео – презентация «Параллелепипед.»


12

Задачи на построение сечений в тетраэдре.

ОЦ: обеспечить усвоение понятий тетраэдра научить строить сечения.


РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.


ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Задачи с задачника Роганина

П12, КВ 10,11. Задачи 29,32 стр 21

Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.

Параллелепипед, Тетраэдр

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос


Решение задач позволит нам на практике лучше понять некоторые особенности теории.

13

Задачи на построение сечений в параллелепипеде.

ОЦ: обеспечить усвоение понятий тетраэдра и параллелепипеда, научить строить сечения.


РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.


ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Задачи с задачника Роганина

П12,КП 10,11Ю задачи 28,30,31 стр 21

Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.

Параллелепипед, Тетраэдр

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос

Видео – презентация «сечений в параллелепипеде.»


14

Контрольная работа №2 «Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде».

ОЦ: контроль знаний.


РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.


ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность.


Тест

Выполнение контрольной работы

Повтор понятий «параллельность прямых» «параллельность прямой и плоскости», повторить теорему, что такое скрещивающиеся прямые Свойства параллельных плоскостей, Параллелепипед, Тетраэдр








Схема формирования основных понятий


1. Параллельные прямые;


2. Параллельность прямой и плоскости;


3. Скрещивающиеся прямые;


4. Параллельные плоскости.


Утверждения темы:


1. Теорема единственности существования параллельной прямой;


2. Лемма о пересечении плоскости параллельными прямыми;


3. Теорема о параллельности двух прямых относительно третьей;


4. Теорема о параллельности прямой и плоскости;


5. Теорема о скрещивающихся прямых;


6. Теорема единственности прохождения плоскости через каждую из двух скрещивающихся прямых;


7. Теорема равенства углов сонаправленных сторон;


8. Теорема параллельности плоскостей относительно пересекающихся прямых



Изложение темы в различных учебниках


Схема анализа

Л.С. Атанасян и др. «Геометрия 10-11»

А.В. Погорелов «Геометрия 7-11»

А.Д. Александров «Геометрия 10-11»


1.Структурные особенности

1.1.Представление темы в учебнике

10 кл.-

Глава 1,§13п.

§23п.

§32п.

§43п.

10 кл.- §167 п.

10 кл. - Глава 1, п.33 подпункта.


1.2. Расположение задачного материала

Практические задания, задачи и вопросы после каждого §, главы. Задачи заданы текстом.

Задачи, контрольные вопросы после каждого §. На каждую тему есть примеры решения задач.

В конце каждого пункта вопросы и задачи.


2.Математические особенности темы.

2.1. Ядро.

4 определения, 7 теорем, 1 лемма.

3 определения, 5 теорем.

2 определения, 4 теоремы.


2.2.Математическая основа изложения

Прямое доказательство теорем и методом от противного

Прямое доказательство теорем и методом от противного

Прямое доказательство теорем и методом от противного


3.Методические особенности.

3.1. Характер изложения.

Индуктивное изложение.




3.2. Выделение материала для заучивания.

Жирным шрифтом, в рамке

Жирным шрифтом, курсивом.

Жирным шрифтом


3.3. Наглядность.

Чертежи, цветовая гамма, рисунки.

Чертежи.

Чертежи, рисунки, цветовая гамма.


3.4. Материал для повторения.

В конце каждой главы вопросы для повторения

В конце каждого § вопросы для повторения.

В конце каждого пункта вопросы для самоконтроля. В конце учебника вопросы по всему материалу.


3.5. Наличие материала для углубления, расширения и обобщения материала темы

Задачи повышенной трудности в конце каждой главы, доп. вопросы. портреты ученых.

Контрольные вопросы и задачи, исторические сведения.

Исторические сведения о современной геометрии в конце учебника.


4. Выводы.

4.1. Достоинства.

Материал четко выделен, есть наглядные картинки.

Есть задачи примеры, пункт «как готовиться по учебнику самостоятельно».

Материал четко выделен, цветные чертежи и рисунки


4.2. Недостатки.

Нет примеров решения задач.

Черно-белая гамма цветов.

Нет примеров решения задач, скудно изложен материал.









Итак, сравнительный анализ показал, что все три учебника являются учебниками-задачниками. Учебники Атанасяна и Александрова посвящены курсу геометрии 10-11, а учебник Погорелова - курсу геометрии 7-11. Теме «Параллельность прямых и плоскостей» в учебнике Атанасяна посвящена целая глава, а в учебниках Погорелова и Александрова по одному §, хотя в целом разбираются одни и те же вопросы.











Самостоятельная работа


Вариант 1


1.Через вершины А и С параллелограмма АВСД проведены параллельные прямые А1А и С1С, не лежащие в плоскости параллелограмма. Докажите параллельность плоскостей А1АВ и С1СД.


2. Параллельные прямые а и в пересекают одну из двух параллельных плоскостей в точках А1 и В1, а другую в точках А2 и В2 соответственно.


а) Докажите, что А1В1 параллельно А2В2.


б) Найдите угол А2А1В1, если угол А1А2В2 = 1400.





Самостоятельная работа


Вариант 2


1.Через вершины А и С параллелограмма АВСД проведены параллельные прямые А1А и С1С, не лежащие в плоскости параллелограмма. Докажите параллельность плоскости А1АД и С1СВ.


2. Параллельные прямые а и в пересекают одну из двух параллельных плоскостей в точках А1 и В1, а другую в точках А2 и В2 соответственно.


а) докажите, что А1В1 = А2В2.


б) найдите угол В1В2А2, если угол В1А1А = 500.









Контрольная работа № по теме «Параллельность прямой и плоскости» ВАРИАНТ 1

1. По рис. 1 назовите: а) точки, лежащие в плоскостях DCC1 и BQC; б) плоскости, в которых лежит прямая АА1; в) точки пересечения прямой МК с плоскостью ABD, прямых DK и ВР с плоскостью А1В1С1.

Рис.1



2. Точка С лежит на отрезке АВ. Через точку А проведена плоскость, а через точки В и С — параллельные прямые, пересекающие эту плоскость соответственно в точках В1 и С1. Сделайте рисунок к задаче и найдите длину отрезка СС1, если точка С — середина отрезка АВ и ВВ1,=7 см.

3. Точка D не лежит в плоскости треугольника ABC, точки М, N и Р — середины отрезков DA, DB и DC соответственно, точка К лежит на отрезке BN. Сделайте рисунок к задаче и выясните взаимное расположение прямых: а)MN и АВ б) MD и ВС.

4. Параллельные отрезки А1А2, В1 В2 и С1С2 заключены между параллельными плоскостями  и β (рис. 2).

Докажите, что ∆А1В1С1= ∆А2В2С2.

Рис.2

5.Основание ВС треугольника АВС принадлежит плоскости , точки Ки Р середины сторон АВ и АС соответственно. Чему равна сторона ВС, если КР =11,4 см.

















ВАРИАНТ 2

1. По рис. 1 назовите: а) плоскости, в которых лежат прямые РЕ, МК, DB, АВ, ЕС; б) точки пересечения прямой DK с плоскостью ABC, прямой СЕ с плоскостью ADB; в) точки, лежащие в плоскостях ADB и DBC.

Рис.1

2. На сторонах АВ и АС треугольника ABC взяты соответственно точки D и Е так, что DЕ = 5 см иBD:DA = 3:1.Плоскость проходит через точки В и С и параллельна отрезку DE. Сделайте рисунок к задаче и найдите длину отрезка ВС.

3. Точка D не лежит в плоскости треугольника ABC, точки М, N и Р — середины отрезков DA, DB и DC соответственно, точка К лежит на отрезке BN. Сделайте рисунок к задаче и выясните взаимное расположение прямых: а) ND и АВ; б) KN и AC.

4. Параллельные отрезки А1А2, В1 В2 и С1С2 заключены между параллельными плоскостями  и β (рис. 2). Определите вид четырехугольников А1В1В2А2, В1С1С2Ви А1С1С2А2.Рис.2



5.Основание ВС треугольника АВС принадлежит плоскости , точки Ки Р середины сторон АВ и АС соответственно. Чему равна сторона ВС, если КР =13,8 см.












Конспект урока « Параллельность плоскостей.»

Цели. Образовательные:

  • рассмотрение возможных случаев взаимного расположения в пространстве плоскостей;

  • изучение понятия параллельные плоскости; признака параллельности плоскостей;

  • формирование у обучающихся навыков применения этого признака при решении задач.

Развивающие.

  • развитие у обучающихся умений сопоставлять, анализировать, выделять главное, обобщать, формулировать выводы;

  • развитие пространственного воображения.

Воспитательные:

  • Воспитание познавательной активности, умений самостоятельно добывать знания;

  • формирование культуры общения


1.Актуализация знаний учащихся.

- Давайте вспомним основные фигуры стереометрии (точка, прямая, плоскость).

- Каким может быть взаимное расположение двух прямых в пространстве?


Прямые a и b

Лежат в одной плоскости

Не лежат в одной плоскости



















Одна общая точка.

Две (и более) общих точек.

Не имеют общих точек.

Не имеют общих точек.

a ∩ b


a = b

a║ b

a─b



- Каково взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве?






- Взаимное расположение каких фигур в пространстве нам осталось рассмотреть?

- Как вы думаете, каким образом могут быть расположены две плоскости в пространстве относительно друг друга?


  • Имеют одну общую точку (аксиома С2).

  • Совпадают.

  • Не имеют общих точек, то есть плоскости не пересекаются. В этом случае они называются параллельными.

Формулирование темы и целей урока.

2. Изучение нового материала.

- Сформулируйте определение параллельных плоскостей.

Определение. Две плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.




α ║ β


Практическое задание (работа в парах).

Даны плоскость α и точка А ¢ α. Как построить плоскость β, проходящую через точку А и параллельную плоскости α?







- Таким образом, доказано существование плоскости, параллельной данной

плоскости и проходящей через данную точку, и получен признак параллельности плоскостей.

- Попробуйте сами сформулировать данный признак.

Теорема. Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум пересекающимся прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны.


Дано: а1 ∩ а2 = А, а1 и а2 лежат в плоскости α;

b1∩ b2 =В, b1 и b2 лежат в плоскости β;

а1║ b1, а2 b2.

Доказать: α ║ β



Теорема доказывается вместе с учащимися. Доказательство теоремы учащиеся записывают дома, и на следующем уроке проверяется у доски.


3. Закрепление нового материала.


1. Даны две скрещивающиеся прямые. Как провести через них две параллельные плоскости?

Учащиеся работают парами с последующей проверкой

2.Являются ли параллельными плоскости ABC и B1C1D1, проходящие через вершины куба AD1?


Первичная проверка усвоение материала:

Проверочная работа (в форме теста)

1 вариант

1.Дан куб ABCDА1B1C1D1. Из следующий утверждений выбрать верные:

а) Прямая ВС пересекает прямую D1 D;

б) Прямые АА1 и ВС скрещиваются;

в) Прямые А1B1 и AD параллельные.


2. Даны плоскость α и точка А, не лежащая в плоскости α. Сколько существует прямых, параллельных α и проходящих через точку А?

а) 0; б) 1; в) 0 или 1; г) множество.

3. Как расположены две плоскости, которые имеют три общие точки, не лежащие на одной прямой?

а) совпадают; б) пересекаются; в) параллельны.


4. Прямая а параллельна плоскости α.. Прямая b лежит в плоскости α. Укажите взаимное расположение прямых а и b.

а) параллельны; б) скрещиваются; в) скрещиваются или параллельны.


2 вариант

1.Дан куб ABCDА1B1C1D1. Из следующий утверждений выбрать верные:

а) Прямая AD пересекает прямую С1 С;

б) Прямые AB и AD скрещиваются;

в) Прямые AА1 и CC1 параллельные.


2. Даны прямая а и точка А, не лежащая на прямой а. Сколько существует прямых, параллельных прямой а и проходящих через точку А?

а) 0; б) 1; в) 0 или 1; г) множество.


3. Каково взаимное расположение прямой и плоскости, если они имеют две общие точки?

а) пересекаются; б) параллельны; в) прямая лежит в плоскости.


4. Плоскости α и β пересекаются по прямой m; прямая а║ α. и а ║ β. Каково взаимное расположение прямых а и m.

а) пересекаются; б) параллельны; в) совпадают..


І вариант ІІ вариант

1 – б 1 – в

2 – г 2 – б

3 – а 3 – в

4 – в 4 – б


4. Итог урока.

- Каким может быть взаимное расположение двух прямых в пространстве?

- В каком случае две плоскости называются параллельными, пересекающимися?

- Сформулируйте признак параллельности плоскостей.




5.Рефлексия

"Оцени себя на уроке".

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.


Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял


6. Домашнее задание.

п.10, №51(второй признак параллельности плоскостей), №54


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Логико-дидактический материал к теме параллельность прямых и плоскостей

Автор: Кобченко Дарья Игоревна

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416640


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства