Логико-дидактический материал к теме параллельность прямых и плоскостей
Логико-дидактический материал к теме параллельность прямых и плоскостей
Данная работа создана по учебнику Погорелова. Облегчит учителю работу с темой, так как есть урок, сам.работа, контрольная работа. Основной частью,логико-дидактического материала, это методический материал, где рассписаны календарно уроки и все комплектруюющие к ниму.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей.
7
12
Решение задач по теме «Параллельные плоскости».
13
Тетраэдр.
14
Параллелепипед.
15
Задачи на построение сечений в тетраэдре.
16
Задачи на построение сечений в параллелепипеде.
17
Контрольная работа №2 «Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде».
Место темы в курсе математика
Данную тему рассматривают в 10 классе в главе «параллельность прямых и плоскостей», так как учащиеся уже обладают некоторыми навыками и знаниями основной школы
Пропедевтика изучения темы
Тема содержит широкие возможности для научного образования, развития и воспитания учащихся. При изучении темы, учащиеся знакомятся с новыми понятиями, например, параллельные прямые в пространстве, скрещивающиеся прямые в пространстве, углы с сонаправленными сторонами, параллельные плоскости, тетраэдр, параллелепипед; научатся решать стандартные задачи, строить сечения; при решении задач на построение фигур и сечений у учащихся развивается абстрактное мышление, умение анализировать, а также речь; воспитывается аккуратность ведения записей и чертежей в тетради.
Ожидаемые результаты включают в себя:
· Знать какие прямые в пространстве называются параллельными, скрещивающимися, признак параллельности прямых, признак параллельности прямой и плоскости, признак параллельности плоскостей;
· Уметь решать стандартные задачи на нахождение и построение;
· Владеть терминологией;
· Иметь представление о параллельных прямых в пространстве, о существовании плоскости параллельной данной плоскости, об изображении пространственных фигур на плоскости.
Целью изучения темы- дать систематизирование знания о параллельности прямых и плоскостей в пространстве , сформировать умения применять свойства и решать практические задачи
Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей.
Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания при решении задач
13.15,18
П9, КВ 5,6 , Задачи 14,16 ст 19
Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.
Повтор понятий «параллельность прямых» «параллельность прямой и плоскости», повторить теорему, что такое скрещивающиеся прямые
Фронтальный опрос.
Видео – презентация «Параллельные плоскости»
9
Решение задач по теме «Параллельные плоскости».
ОЦ: научить решать стандартные задачи.
РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.
ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Задачи с задачника Роганина
П9, задачи 13(2,3),22 стр 19-20
Свойства параллельных плоскостей.
Проверка домашнего задания. Тест. Самоконтроль
Решение задач позволит нам на практике лучше понять некоторые особенности теории.
10
Тетраэдр.
ОЦ: обеспечить усвоение понятий тетраэдра
РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.
ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность.
24,17
П10 КВ7,8, задачи 18 стр 19
Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.
Повтор понятий «параллельность прямых» «параллельность прямой и плоскости», повторить теорему, что такое скрещивающиеся прямые Свойства параллельных плоскостей.
Фронтальный опрос.
Видео – презентация «Тетраэдр.»
11
Параллелепипед.
ОЦ: обеспечить усвоение понятий параллелепипеда,
РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.
ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность.
23,22,26
П11, КВ 9, задача 24 ст 20
Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.
Тетраэдр
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос
Видео – презентация «Параллелепипед.»
12
Задачи на построение сечений в тетраэдре.
ОЦ: обеспечить усвоение понятий тетраэдра научить строить сечения.
РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.
ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Задачи с задачника Роганина
П12, КВ 10,11. Задачи 29,32 стр 21
Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.
Параллелепипед, Тетраэдр
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос
Решение задач позволит нам на практике лучше понять некоторые особенности теории.
13
Задачи на построение сечений в параллелепипеде.
ОЦ: обеспечить усвоение понятий тетраэдра и параллелепипеда, научить строить сечения.
РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.
ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Задачи с задачника Роганина
П12,КП 10,11Ю задачи 28,30,31 стр 21
Работа с книгой, выполнение упражнений в тетради и у доски.
Параллелепипед, Тетраэдр
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос
Видео – презентация «сечений в параллелепипеде.»
14
Контрольная работа №2 «Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде».
ОЦ: контроль знаний.
РЦ: развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.
ВЦ: воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Тест
Выполнение контрольной работы
Повтор понятий «параллельность прямых» «параллельность прямой и плоскости», повторить теорему, что такое скрещивающиеся прямые Свойства параллельных плоскостей, Параллелепипед, Тетраэдр
Схема формирования основных понятий
1. Параллельные прямые;
2. Параллельность прямой и плоскости;
3. Скрещивающиеся прямые;
4. Параллельные плоскости.
Утверждения темы:
1. Теорема единственности существования параллельной прямой;
2. Лемма о пересечении плоскости параллельными прямыми;
3. Теорема о параллельности двух прямых относительно третьей;
4. Теорема о параллельности прямой и плоскости;
5. Теорема о скрещивающихся прямых;
6. Теорема единственности прохождения плоскости через каждую из двух скрещивающихся прямых;
7. Теорема равенства углов сонаправленных сторон;
8. Теорема параллельности плоскостей относительно пересекающихся прямых
Изложение темы в различных учебниках
Схема анализа
Л.С. Атанасян и др. «Геометрия 10-11»
А.В. Погорелов «Геометрия 7-11»
А.Д. Александров «Геометрия 10-11»
1.Структурные особенности
1.1.Представление темы в учебнике
10 кл.-
Глава 1,§13п.
§23п.
§32п.
§43п.
10 кл.- §167 п.
10 кл. - Глава 1, п.33 подпункта.
1.2. Расположение задачного материала
Практические задания, задачи и вопросы после каждого §, главы. Задачи заданы текстом.
Задачи, контрольные вопросы после каждого §. На каждую тему есть примеры решения задач.
В конце каждого пункта вопросы и задачи.
2.Математические особенности темы.
2.1. Ядро.
4 определения, 7 теорем, 1 лемма.
3 определения, 5 теорем.
2 определения, 4 теоремы.
2.2.Математическая основа изложения
Прямое доказательство теорем и методом от противного
Прямое доказательство теорем и методом от противного
Прямое доказательство теорем и методом от противного
3.Методические особенности.
3.1. Характер изложения.
Индуктивное изложение.
3.2. Выделение материала для заучивания.
Жирным шрифтом, в рамке
Жирным шрифтом, курсивом.
Жирным шрифтом
3.3. Наглядность.
Чертежи, цветовая гамма, рисунки.
Чертежи.
Чертежи, рисунки, цветовая гамма.
3.4. Материал для повторения.
В конце каждой главы вопросы для повторения
В конце каждого § вопросы для повторения.
В конце каждого пункта вопросы для самоконтроля. В конце учебника вопросы по всему материалу.
3.5. Наличие материала для углубления, расширения и обобщения материала темы
Задачи повышенной трудности в конце каждой главы, доп. вопросы. портреты ученых.
Контрольные вопросы и задачи, исторические сведения.
Исторические сведения о современной геометрии в конце учебника.
4. Выводы.
4.1. Достоинства.
Материал четко выделен, есть наглядные картинки.
Есть задачи примеры, пункт «как готовиться по учебнику самостоятельно».
Материал четко выделен, цветные чертежи и рисунки
4.2. Недостатки.
Нет примеров решения задач.
Черно-белая гамма цветов.
Нет примеров решения задач, скудно изложен материал.
Итак, сравнительный анализ показал, что все три учебника являются учебниками-задачниками. Учебники Атанасяна и Александрова посвящены курсу геометрии 10-11, а учебник Погорелова - курсу геометрии 7-11. Теме «Параллельность прямых и плоскостей» в учебнике Атанасяна посвящена целая глава, а в учебниках Погорелова и Александрова по одному §, хотя в целом разбираются одни и те же вопросы.
Самостоятельная работа
Вариант 1
1.Через вершины А и С параллелограмма АВСД проведены параллельные прямые А1А и С1С, не лежащие в плоскости параллелограмма. Докажите параллельность плоскостей А1АВ и С1СД.
2. Параллельные прямые а и в пересекают одну из двух параллельных плоскостей в точках А1 и В1, а другую в точках А2 и В2 соответственно.
а) Докажите, что А1В1 параллельно А2В2.
б) Найдите угол А2А1В1, если угол А1А2В2 = 1400.
Самостоятельная работа
Вариант 2
1.Через вершины А и С параллелограмма АВСД проведены параллельные прямые А1А и С1С, не лежащие в плоскости параллелограмма. Докажите параллельность плоскости А1АД и С1СВ.
2. Параллельные прямые а и в пересекают одну из двух параллельных плоскостей в точках А1 и В1, а другую в точках А2 и В2 соответственно.
а) докажите, что А1В1 = А2В2.
б) найдите угол В1В2А2, если угол В1А1А = 500.
Контрольная работа № по теме «Параллельность прямой и плоскости»ВАРИАНТ 1
1. По рис. 1 назовите: а) точки, лежащие в плоскостях DCC1 и BQC; б) плоскости, в которых лежит прямая АА1; в) точки пересечения прямой МК с плоскостью ABD, прямых DK и ВР с плоскостью А1В1С1.
Рис.1
2. Точка С лежит на отрезке АВ. Через точку А проведена плоскость, а через точки В и С — параллельные прямые, пересекающие эту плоскость соответственно в точках В1 и С1. Сделайте рисунок к задаче и найдите длину отрезка СС1, если точка С — середина отрезка АВ и ВВ1,=7 см.
3. Точка D не лежит в плоскости треугольника ABC, точки М, N и Р — середины отрезков DA, DB и DC соответственно, точка К лежит на отрезке BN. Сделайте рисунок к задаче и выясните взаимное расположение прямых: а)MN и АВ б) MD и ВС.
4. Параллельные отрезки А1А2, В1 В2 и С1С2 заключены между параллельными плоскостями и β (рис. 2).
Докажите, что ∆А1В1С1= ∆А2В2С2.
Рис.2
5.Основание ВС треугольника АВС принадлежит плоскости , точки Ки Р середины сторон АВ и АС соответственно. Чему равна сторона ВС, если КР =11,4 см.
ВАРИАНТ 2
1. По рис. 1 назовите: а) плоскости, в которых лежат прямые РЕ, МК, DB, АВ, ЕС; б) точки пересечения прямой DK с плоскостью ABC, прямой СЕ с плоскостью ADB; в) точки, лежащие в плоскостях ADB и DBC.
Рис.1
2. На сторонах АВ и АС треугольника ABC взяты соответственно точки D и Е так, что DЕ = 5 см иBD:DA = 3:1.Плоскость проходит через точки В и С и параллельна отрезку DE. Сделайте рисунок к задаче и найдите длину отрезка ВС.
3. Точка D не лежит в плоскости треугольника ABC, точки М, N и Р — середины отрезков DA, DB и DC соответственно, точка К лежит на отрезке BN. Сделайте рисунок к задаче и выясните взаимное расположение прямых: а) ND и АВ; б) KN и AC.
4. Параллельные отрезки А1А2, В1 В2 и С1С2 заключены между параллельными плоскостями и β (рис. 2). Определите вид четырехугольников А1В1В2А2, В1С1С2В2 и А1С1С2А2.Рис.2
5.Основание ВС треугольника АВС принадлежит плоскости , точки Ки Р середины сторон АВ и АС соответственно. Чему равна сторона ВС, если КР =13,8 см.
Конспект урока « Параллельность плоскостей.»
Цели. Образовательные:
рассмотрение возможных случаев взаимного расположения в пространстве плоскостей;
изучение понятия параллельные плоскости; признака параллельности плоскостей;
формирование у обучающихся навыков применения этого признака при решении задач.
Развивающие.
развитие у обучающихся умений сопоставлять, анализировать, выделять главное, обобщать, формулировать выводы;
развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
Воспитание познавательной активности, умений самостоятельно добывать знания;
формирование культуры общения
1.Актуализация знаний учащихся.
- Давайте вспомним основные фигуры стереометрии (точка, прямая, плоскость).
- Каким может быть взаимное расположение двух прямых в пространстве?
Прямые a и b
Лежат в одной плоскости
Не лежат в одной плоскости
Одна общая точка.
Две (и более) общих точек.
Не имеют общих точек.
Не имеют общих точек.
a ∩ b
a = b
a║ b
a─b
- Каково взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве?
- Взаимное расположение каких фигур в пространстве нам осталось рассмотреть?
- Как вы думаете, каким образом могут быть расположены две плоскости в пространстве относительно друг друга?
Имеют одну общую точку (аксиома С2).
Совпадают.
Не имеют общих точек, то есть плоскости не пересекаются. В этом случае они называются параллельными.
Формулирование темы и целей урока.
2. Изучение нового материала.
- Сформулируйте определение параллельных плоскостей.
Определение.Две плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.
α ║ β
Практическое задание (работа в парах).
Даны плоскость α и точка А ¢ α. Как построить плоскость β, проходящую через точку А и параллельную плоскости α?
- Таким образом, доказано существование плоскости, параллельной данной
плоскости и проходящей через данную точку, и получен признак параллельности плоскостей.
- Попробуйте сами сформулировать данный признак.
Теорема. Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум пересекающимся прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны.
Дано: а1 ∩ а2 = А, а1 иа2 лежат в плоскости α;
b1∩ b2 =В, b1 и b2 лежат в плоскости β;
а1║ b1, а2 ║b2.
Доказать: α ║ β
Теорема доказывается вместе с учащимися. Доказательство теоремы учащиеся записывают дома, и на следующем уроке проверяется у доски.
3. Закрепление нового материала.
1. Даны две скрещивающиеся прямые. Как провести через них две параллельные плоскости?
Учащиеся работают парами с последующей проверкой
2.Являются ли параллельными плоскости ABCи B1C1D1, проходящие через вершины куба A…D1?
Первичная проверка усвоение материала:
Проверочная работа (в форме теста)
1 вариант
1.Дан кубABCDА1B1C1D1. Из следующий утверждений выбрать верные:
а) Прямая ВС пересекает прямую D1D;
б)Прямые АА1 и ВС скрещиваются;
в) Прямые А1B1 иADпараллельные.
2. Даны плоскость α и точка А, не лежащая в плоскости α. Сколько существует прямых, параллельных α и проходящих через точку А?
а) 0; б) 1; в) 0 или 1; г) множество.
3. Как расположены две плоскости, которые имеют три общие точки, не лежащие на одной прямой?
а) совпадают; б) пересекаются; в) параллельны.
4. Прямая а параллельна плоскости α.. Прямая bлежит в плоскости α. Укажите взаимное расположение прямых а и b.
а) параллельны; б) скрещиваются; в) скрещиваются или параллельны.
2 вариант
1.Дан кубABCDА1B1C1D1. Из следующий утверждений выбрать верные:
а) Прямая AD пересекает прямую С1 С;
б)Прямые AB и ADскрещиваются;
в) Прямые AА1 иCC1параллельные.
2. Даны прямая а и точка А, не лежащая на прямой а. Сколько существует прямых, параллельных прямой а и проходящих через точку А?
а) 0; б) 1; в) 0 или 1; г) множество.
3. Каково взаимное расположение прямой и плоскости, если они имеют две общие точки?
а) пересекаются; б) параллельны; в) прямая лежит в плоскости.
4. Плоскости α и β пересекаются по прямой m; прямая а║ α. и а ║ β. Каково взаимное расположение прямых а и m.
а) пересекаются; б) параллельны; в) совпадают..
І вариант ІІ вариант
1 – б 1 – в
2 – г 2 – б
3 – а 3 – в
4 – в 4 – б
4. Итог урока.
- Каким может быть взаимное расположение двух прямых в пространстве?
- В каком случае две плоскости называются параллельными, пересекающимися?