Личностно-ориентированный подход в обучении математике учащихся 10 класса
Личностно-ориентированный подход в обучении математике учащихся 10 класса
Перейдя, в X класс у учащихся возникает проблема социально- психологической адаптации к новому коллективу, т.к. сегодня редко кто продолжает обучение в X классе в том же коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу, гимназию, техникум, колледж, кто-то остается в своем классе, но появляются новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим. А поскольку после IX класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Общеобразовательная школа – интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицк
Филатова О.Н. учитель физики и математики.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА
Введение
Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися основной школы – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Выпускнику основной школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более что правильным может быть только выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного обучающегося.
Перейдя, в X класс у учащихся возникает проблема социально- психологической адаптации к новому коллективу , т.к. сегодня редко кто продолжает обучение в X классе в том же коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу, гимназию, техникум, колледж, кто-то остается в своем классе, но появляются новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим. А поскольку после IX класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твердый» четверочник - неуспевающим. Родители не всегда задумываются об этом, настаивая на учебе в каких-либо учебных заведениях, и часто не понимают, почему их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным, агрессивным. Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении эффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлений. Возникает то, что принято называть социально- психологической дезадаптацией.
Взаимоотношения с педагогами. Не всегда понимают друг друга-71%, равнодушие и безразличие-8%, конфликт с педагогами-3%, полное неприятие друг друга-2,5%.
Трудности в учебно - познавательном процессе. Испытывают трудности -30%, трудно усваивают программу-3%.
Низкая учебная мотивация-8%.
Причины:
Возрастные особенности учащихся 10-11 классов.
Кризис зависимости и независимости. Проявление независимости - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, ревность к собственности, отрицательное отношение к раннее выполняемым обязанностям.
Проблемы восприятия своего физического образа (гармонические изменения).
Эгоцентрическая доминанта. Завышенная самооценка. Высокая самооценка, низкий уровень притязания - самодостаточный. Низкая самооценка, высокий уровень притязания – самооценка падает. Низкая самооценка, низкий уровень притязания – « серая мышка».
Доминанта Даля. На дальние цели, ставят другие приоритеты. Чтобы правильно организовать учебную деятельность, необходимо
учитывать психологические и психофизиологические качества каждого ученика. После напряженного IX класса и перехода с его заботами и проблемами завершения основного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания средней школы, многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство.
Естественно, что перечисленные проблемы в жизни юношей и девушек отражаются на учебе. И поэтому центральным и основным направлением работы педагога с учащимися X классов является помощь обучающимся в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном самоопределении. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.
И только личностно - ориентированное обучение предполагает:
1) Признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъективных и субъект-объективных образовательных воздействий.
2) Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей.
3) Смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.
4) Приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий.
5) Приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.
Несомненно что при личностно- ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения - процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно - познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально - духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией, а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
В 10 классе ученики приходят с определенным багажом знаний и определенным жизненным опытом. Все они по-разному воспринимают учебный материал.
Признавая, что ученики отличаются друг от друга, Я.А. Коменский предлагал различные варианты их обучения в рамках классно - урочной системы.
В настоящее время педагогика и психология рассматривает гораздо большее число оснований, которые необходимо учесть при организации индивидуального обучения. Показатели силы - слабости нервной системы, ее инертность - лабильность, характеристики нервных процессов, определяющее реактивность, тревожность, темперамент, специфику протекания мыслительных и перцептивных процессов, экстраверсии – интроверсии и многие другие - все, так или иначе, влияют на протекание и успешность процесса обучения.
Итак, чтобы правильно организовать учебную деятельность, необходимо учитывать психологические и психофизиологические качества каждого школьника. В составе 10 (11-а) класса 1 слепая и 4 слабовидящих ученицы. Математику в этом классе преподаю первый год.
Я использую таблицу, которая помогает учесть индивидуальный способ учения (ИСУ) каждого обучающегося.
Индивидуальный способ учения складывается из:
1) широких познавательных интересов школьников;
2) особенностей учебной деятельности;
предпочитаемые виды учебных занятий;
предпочитаемые способы работы с учебным материалом;
особенности усвоения учебного материала;
предпочитаемые виды учебной деятельности;
3) особенностей взаимодействия а учебной группе, место учащегося в ней;
4) особенностей взаимодействия с учителями в процессе учебной деятельности;
5) значимых для процесса учения характеристик субъектного опыта ученика.
Для ИСУ каждого ученика можно использовать таблицу следующего вида, где степень предпочтения тех или иных видов деятельности оценивается в баллах, например, от 1 до 5
Составляющие ИСУ
Ученица №1
Ученица № 2
Ученица №3
Ученица № 4
Предпочитаемые виды занятий
Лекции
2
3
3
4
Беседы
4
4
4
5
Работа с учебником
2
4
4
4
Семинары
3
4
4
5
Практические занятия
4
4
5
5
Предпочитаемые виды взаимодействия в классе при усвоении учебного материала
Индивидуально
5
5
4
4
В парах постоянного состава
4
4
5
5
В парах переменного состава
3
4
4
4
В группах
3
4
4
4
Ответы на вопросы учителя
4
4
3
4
Совместно с учителем
5
5
5
4
Предпочитаемые способы работы с учебным материалом
Рабочие тетради
5
4
4
5
Самостоятельное изучение
2
3
4
4
Творческий поиск
1
2
4
4
Предпочитаемые виды учебной деятельности
Самостоятельная работа
2
3
4
4
Воспроизведение
4
3
5
4
Творческий поиск
1
2
3
4
Использование такой таблицы позволяет мне строить урок таким образом, что каждый ученик на уроке чувствовал себя комфортно. Но для этого необходимо учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого учащегося. Несомненно, что только личностно - ориентированное обучение может раскрыть индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности.
Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно - ориентированный подход
Основные понятия
Принципы
Методы
Индивидуальность
Личность
Самоактуализированная
личность
Самовыражение
Субъект
Субъективность
Я- концепция
Выбор
Педагогическая
Поддержка
Самоактуализации
Индивидуальности
Субъективности
Творчества и успеха
Доверия и поддержки
Диалога
Игровые
Рефлексивные
Педагогической поддержки
Диагностические
Создания ситуации выбора и успеха
Личностно-ориентированный урок: теоретические и технологические аспекты его организации
Замысел личностно - ориентированного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:
формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъективного опыта;
оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
содействие ребенку в формировании положительной Я - концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
В качестве принципов построения учебно - воспитательного процесса на уроке я использую основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:
1) Принцип самоактуализации. Учитель должен верить в возможности каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление учащихся проявлять и развивать свои способности. Обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.
2) Принцип индивидуальности. Индивидуальность, по мнению академика Е. В. Бондаревской, является системообразующим свойством личности, придающим ей целостность. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.
3) Принцип субъектности. Педагог стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъктных отношений с учащимися. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.
4) Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности человека. Ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.
5) Принцип творчества и успеха. Подлинное проявление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.
6) Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявив свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.
Организация учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся:
Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;
Применение педагогических приемов для актуализации иобогащения субъектного опыта учащихся;
Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
Создание для учащихся ситуации успеха;
Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
Избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;
Использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что …», «мне кажется, что …», «по моему мнению …», « я думаю, что ...» и т.д.
Такой образ личностно - ориентированного урока помогает педагогу более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей своих учащихся.
Вывод
Избрав личностно-ориентированный подход в качестве ведущей методологической ориентации, педагоги, работающие в 10 классах, организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, ндивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал педагогической деятельности составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют таким требованиям, как:
1) диалогичность;
2) деятельностно - творческий характер;
3) целеустремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;
4) направленность на поддержку развития субъектных качеств и индивидуальности учащихся;
5) предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора;
В процессе обучения старшеклассников используются следующие приемы и методы: