kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личностно-ориентированный подход в обучении математике учащихся 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перейдя, в X класс у учащихся возникает проблема социально- психологической адаптации к новому коллективу, т.к. сегодня редко кто продолжает обучение в X классе в том  же коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу, гимназию, техникум, колледж, кто-то остается в своем классе, но появляются новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим. А поскольку после IX класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний  интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход в обучении математике учащихся 10 класса»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа – интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицк

Филатова О.Н. учитель физики и математики.


ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА


Введение

Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися основной школы – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Выпускнику основной школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более что правильным может быть только выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного обучающегося.

Перейдя, в X класс у учащихся возникает проблема социально- психологической адаптации к новому коллективу , т.к. сегодня редко кто продолжает обучение в X классе в том же коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу, гимназию, техникум, колледж, кто-то остается в своем классе, но появляются новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим. А поскольку после IX класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твердый» четверочник - неуспевающим. Родители не всегда задумываются об этом, настаивая на учебе в каких-либо учебных заведениях, и часто не понимают, почему их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным, агрессивным. Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении эффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлений. Возникает то, что принято называть социально- психологической дезадаптацией.

Проявления дезадаптации:

  • Психологические проявления -42%, усталость, головокружение -45%, снижение настроения -33%, раздражительность -28%, ухудшение сна-23%, обострение хронических заболеваний -7%.

  • Взаимоотношения с педагогами. Не всегда понимают друг друга-71%, равнодушие и безразличие-8%, конфликт с педагогами-3%, полное неприятие друг друга-2,5%.

  • Трудности в учебно - познавательном процессе. Испытывают трудности -30%, трудно усваивают программу-3%.

  • Низкая учебная мотивация-8%.

Причины:

Возрастные особенности учащихся 10-11 классов.

  • Кризис зависимости и независимости. Проявление независимости - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, ревность к собственности, отрицательное отношение к раннее выполняемым обязанностям.

  • Проблемы восприятия своего физического образа (гармонические изменения).

  • Эгоцентрическая доминанта. Завышенная самооценка. Высокая самооценка, низкий уровень притязания - самодостаточный. Низкая самооценка, высокий уровень притязания – самооценка падает. Низкая самооценка, низкий уровень притязания – « серая мышка».

  • Доминанта Даля. На дальние цели, ставят другие приоритеты. Чтобы правильно организовать учебную деятельность, необходимо

учитывать психологические и психофизиологические качества каждого ученика. После напряженного IX класса и перехода с его заботами и проблемами завершения основного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания средней школы, многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство.

Естественно, что перечисленные проблемы в жизни юношей и девушек отражаются на учебе. И поэтому центральным и основным направлением работы педагога с учащимися X классов является помощь обучающимся в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном самоопределении. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.

И только личностно - ориентированное обучение предполагает:

1) Признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъективных и субъект-объективных образовательных воздействий.

2) Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей.

3) Смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.

4) Приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий.

5) Приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.

Несомненно что при личностно- ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения - процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно - познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально - духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией, а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.

В 10 классе ученики приходят с определенным багажом знаний и определенным жизненным опытом. Все они по-разному воспринимают учебный материал.

Признавая, что ученики отличаются друг от друга, Я.А. Коменский предлагал различные варианты их обучения в рамках классно - урочной системы.

В настоящее время педагогика и психология рассматривает гораздо большее число оснований, которые необходимо учесть при организации индивидуального обучения. Показатели силы - слабости нервной системы, ее инертность - лабильность, характеристики нервных процессов, определяющее реактивность, тревожность, темперамент, специфику протекания мыслительных и перцептивных процессов, экстраверсии – интроверсии и многие другие - все, так или иначе, влияют на протекание и успешность процесса обучения.

Итак, чтобы правильно организовать учебную деятельность, необходимо учитывать психологические и психофизиологические качества каждого школьника. В составе 10 (11-а) класса 1 слепая и 4 слабовидящих ученицы. Математику в этом классе преподаю первый год.

Я использую таблицу, которая помогает учесть индивидуальный способ учения (ИСУ) каждого обучающегося.

Индивидуальный способ учения складывается из:

1) широких познавательных интересов школьников;

2) особенностей учебной деятельности;

  • предпочитаемые виды учебных занятий;

  • предпочитаемые способы работы с учебным материалом;

  • особенности усвоения учебного материала;

  • предпочитаемые виды учебной деятельности;

3) особенностей взаимодействия а учебной группе, место учащегося в ней;

4) особенностей взаимодействия с учителями в процессе учебной деятельности;

5) значимых для процесса учения характеристик субъектного опыта ученика.

Для ИСУ каждого ученика можно использовать таблицу следующего вида, где степень предпочтения тех или иных видов деятельности оценивается в баллах, например, от 1 до 5


Составляющие ИСУ

Ученица №1

Ученица № 2

Ученица №3

Ученица № 4

Предпочитаемые виды занятий





Лекции

2

3

3

4

Беседы

4

4

4

5

Работа с учебником

2

4

4

4

Семинары

3

4

4

5

Практические занятия

4

4

5

5

Предпочитаемые виды взаимодействия в классе при усвоении учебного материала

Индивидуально

5

5

4

4

В парах постоянного состава

4

4

5

5

В парах переменного состава

3

4

4

4

В группах

3

4

4

4

Ответы на вопросы учителя

4

4

3

4

Совместно с учителем

5

5

5

4

Предпочитаемые способы работы с учебным материалом

Рабочие тетради

5

4

4

5

Самостоятельное изучение

2

3

4

4

Творческий поиск

1

2

4

4

Предпочитаемые виды учебной деятельности

Самостоятельная работа

2

3

4

4

Воспроизведение

4

3

5

4

Творческий поиск

1

2

3

4

Использование такой таблицы позволяет мне строить урок таким образом, что каждый ученик на уроке чувствовал себя комфортно. Но для этого необходимо учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого учащегося. Несомненно, что только личностно - ориентированное обучение может раскрыть индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности.

Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.


Личностно - ориентированный подход



Основные понятия


Принципы


Методы


Индивидуальность

Личность

Самоактуализированная

личность

Самовыражение

Субъект

Субъективность

Я- концепция

Выбор

Педагогическая

Поддержка


Самоактуализации

Индивидуальности

Субъективности

Творчества и успеха

Доверия и поддержки


Диалога

Игровые

Рефлексивные

Педагогической поддержки

Диагностические

Создания ситуации выбора и успеха




Личностно-ориентированный урок: теоретические и технологические аспекты его организации

Замысел личностно - ориентированного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:

  • формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъективного опыта;

  • оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

  • содействие ребенку в формировании положительной Я - концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

В качестве принципов построения учебно - воспитательного процесса на уроке я использую основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:

1) Принцип самоактуализации. Учитель должен верить в возможности каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление учащихся проявлять и развивать свои способности. Обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.

2) Принцип индивидуальности. Индивидуальность, по мнению академика Е. В. Бондаревской, является системообразующим свойством личности, придающим ей целостность. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.

3) Принцип субъектности. Педагог стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъктных отношений с учащимися. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.

4) Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности человека. Ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.

5) Принцип творчества и успеха. Подлинное проявление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.

6) Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявив свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

Организация учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся:

  • Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;

  • Применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;

  • Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;

  • Создание для учащихся ситуации успеха;

  • Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

  • Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;

  • Избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;

  • Использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что …», «мне кажется, что …», «по моему мнению …», « я думаю, что ...» и т.д.

Такой образ личностно - ориентированного урока помогает педагогу более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей своих учащихся.


Вывод


Избрав личностно-ориентированный подход в качестве ведущей методологической ориентации, педагоги, работающие в 10 классах, организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, ндивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал педагогической деятельности составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют таким требованиям, как:

1) диалогичность;

2) деятельностно - творческий характер;

3) целеустремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;

4) направленность на поддержку развития субъектных качеств и индивидуальности учащихся;

5) предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора;

В процессе обучения старшеклассников используются следующие приемы и методы:

1) приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

2) методы диалога и полилога;

3) приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

4) игровые методы;

5) методы диагностики и самодиагностики.

Мною разработаны конспекты уроков по математике X класса по данной проблеме.




Список используемой литературы


1. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., : Творческий центр, 2005г.

2. Степанов Е.Н. Личностно- ориентированный подход в педагогической деятельности .-М.,: Творческий центр, 2004г.

3. Ярулов А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально- ориентированного подхода.//Завуч. 2000. №3.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Личностно-ориентированный подход в обучении математике учащихся 10 класса

Автор: Филатова Ольга Николаевна

Дата: 04.04.2024

Номер свидетельства: 648550


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1310 руб.
1870 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1360 руб.
1940 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства