kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личностно-ориентированный подход в обучении математике учащихся 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перейдя, в X класс у учащихся возникает проблема социально- психологической адаптации к новому коллективу, т.к. сегодня редко кто продолжает обучение в X классе в том  же коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу, гимназию, техникум, колледж, кто-то остается в своем классе, но появляются новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим. А поскольку после IX класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний  интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход в обучении математике учащихся 10 класса»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа – интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицк

Филатова О.Н. учитель физики и математики.


ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА


Введение

Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися основной школы – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Выпускнику основной школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более что правильным может быть только выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного обучающегося.

Перейдя, в X класс у учащихся возникает проблема социально- психологической адаптации к новому коллективу , т.к. сегодня редко кто продолжает обучение в X классе в том же коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу, гимназию, техникум, колледж, кто-то остается в своем классе, но появляются новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим. А поскольку после IX класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твердый» четверочник - неуспевающим. Родители не всегда задумываются об этом, настаивая на учебе в каких-либо учебных заведениях, и часто не понимают, почему их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным, агрессивным. Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении эффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлений. Возникает то, что принято называть социально- психологической дезадаптацией.

Проявления дезадаптации:

  • Психологические проявления -42%, усталость, головокружение -45%, снижение настроения -33%, раздражительность -28%, ухудшение сна-23%, обострение хронических заболеваний -7%.

  • Взаимоотношения с педагогами. Не всегда понимают друг друга-71%, равнодушие и безразличие-8%, конфликт с педагогами-3%, полное неприятие друг друга-2,5%.

  • Трудности в учебно - познавательном процессе. Испытывают трудности -30%, трудно усваивают программу-3%.

  • Низкая учебная мотивация-8%.

Причины:

Возрастные особенности учащихся 10-11 классов.

  • Кризис зависимости и независимости. Проявление независимости - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, ревность к собственности, отрицательное отношение к раннее выполняемым обязанностям.

  • Проблемы восприятия своего физического образа (гармонические изменения).

  • Эгоцентрическая доминанта. Завышенная самооценка. Высокая самооценка, низкий уровень притязания - самодостаточный. Низкая самооценка, высокий уровень притязания – самооценка падает. Низкая самооценка, низкий уровень притязания – « серая мышка».

  • Доминанта Даля. На дальние цели, ставят другие приоритеты. Чтобы правильно организовать учебную деятельность, необходимо

учитывать психологические и психофизиологические качества каждого ученика. После напряженного IX класса и перехода с его заботами и проблемами завершения основного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания средней школы, многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство.

Естественно, что перечисленные проблемы в жизни юношей и девушек отражаются на учебе. И поэтому центральным и основным направлением работы педагога с учащимися X классов является помощь обучающимся в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном самоопределении. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.

И только личностно - ориентированное обучение предполагает:

1) Признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъективных и субъект-объективных образовательных воздействий.

2) Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей.

3) Смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.

4) Приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий.

5) Приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.

Несомненно что при личностно- ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения - процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно - познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально - духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией, а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.

В 10 классе ученики приходят с определенным багажом знаний и определенным жизненным опытом. Все они по-разному воспринимают учебный материал.

Признавая, что ученики отличаются друг от друга, Я.А. Коменский предлагал различные варианты их обучения в рамках классно - урочной системы.

В настоящее время педагогика и психология рассматривает гораздо большее число оснований, которые необходимо учесть при организации индивидуального обучения. Показатели силы - слабости нервной системы, ее инертность - лабильность, характеристики нервных процессов, определяющее реактивность, тревожность, темперамент, специфику протекания мыслительных и перцептивных процессов, экстраверсии – интроверсии и многие другие - все, так или иначе, влияют на протекание и успешность процесса обучения.

Итак, чтобы правильно организовать учебную деятельность, необходимо учитывать психологические и психофизиологические качества каждого школьника. В составе 10 (11-а) класса 1 слепая и 4 слабовидящих ученицы. Математику в этом классе преподаю первый год.

Я использую таблицу, которая помогает учесть индивидуальный способ учения (ИСУ) каждого обучающегося.

Индивидуальный способ учения складывается из:

1) широких познавательных интересов школьников;

2) особенностей учебной деятельности;

  • предпочитаемые виды учебных занятий;

  • предпочитаемые способы работы с учебным материалом;

  • особенности усвоения учебного материала;

  • предпочитаемые виды учебной деятельности;

3) особенностей взаимодействия а учебной группе, место учащегося в ней;

4) особенностей взаимодействия с учителями в процессе учебной деятельности;

5) значимых для процесса учения характеристик субъектного опыта ученика.

Для ИСУ каждого ученика можно использовать таблицу следующего вида, где степень предпочтения тех или иных видов деятельности оценивается в баллах, например, от 1 до 5


Составляющие ИСУ

Ученица №1

Ученица № 2

Ученица №3

Ученица № 4

Предпочитаемые виды занятий





Лекции

2

3

3

4

Беседы

4

4

4

5

Работа с учебником

2

4

4

4

Семинары

3

4

4

5

Практические занятия

4

4

5

5

Предпочитаемые виды взаимодействия в классе при усвоении учебного материала

Индивидуально

5

5

4

4

В парах постоянного состава

4

4

5

5

В парах переменного состава

3

4

4

4

В группах

3

4

4

4

Ответы на вопросы учителя

4

4

3

4

Совместно с учителем

5

5

5

4

Предпочитаемые способы работы с учебным материалом

Рабочие тетради

5

4

4

5

Самостоятельное изучение

2

3

4

4

Творческий поиск

1

2

4

4

Предпочитаемые виды учебной деятельности

Самостоятельная работа

2

3

4

4

Воспроизведение

4

3

5

4

Творческий поиск

1

2

3

4

Использование такой таблицы позволяет мне строить урок таким образом, что каждый ученик на уроке чувствовал себя комфортно. Но для этого необходимо учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого учащегося. Несомненно, что только личностно - ориентированное обучение может раскрыть индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности.

Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.


Личностно - ориентированный подход



Основные понятия


Принципы


Методы


Индивидуальность

Личность

Самоактуализированная

личность

Самовыражение

Субъект

Субъективность

Я- концепция

Выбор

Педагогическая

Поддержка


Самоактуализации

Индивидуальности

Субъективности

Творчества и успеха

Доверия и поддержки


Диалога

Игровые

Рефлексивные

Педагогической поддержки

Диагностические

Создания ситуации выбора и успеха




Личностно-ориентированный урок: теоретические и технологические аспекты его организации

Замысел личностно - ориентированного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:

  • формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъективного опыта;

  • оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

  • содействие ребенку в формировании положительной Я - концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

В качестве принципов построения учебно - воспитательного процесса на уроке я использую основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:

1) Принцип самоактуализации. Учитель должен верить в возможности каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление учащихся проявлять и развивать свои способности. Обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.

2) Принцип индивидуальности. Индивидуальность, по мнению академика Е. В. Бондаревской, является системообразующим свойством личности, придающим ей целостность. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.

3) Принцип субъектности. Педагог стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъктных отношений с учащимися. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.

4) Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности человека. Ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.

5) Принцип творчества и успеха. Подлинное проявление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.

6) Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявив свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

Организация учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся:

  • Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;

  • Применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;

  • Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;

  • Создание для учащихся ситуации успеха;

  • Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

  • Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;

  • Избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;

  • Использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что …», «мне кажется, что …», «по моему мнению …», « я думаю, что ...» и т.д.

Такой образ личностно - ориентированного урока помогает педагогу более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей своих учащихся.


Вывод


Избрав личностно-ориентированный подход в качестве ведущей методологической ориентации, педагоги, работающие в 10 классах, организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, ндивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал педагогической деятельности составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют таким требованиям, как:

1) диалогичность;

2) деятельностно - творческий характер;

3) целеустремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;

4) направленность на поддержку развития субъектных качеств и индивидуальности учащихся;

5) предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора;

В процессе обучения старшеклассников используются следующие приемы и методы:

1) приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

2) методы диалога и полилога;

3) приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

4) игровые методы;

5) методы диагностики и самодиагностики.

Мною разработаны конспекты уроков по математике X класса по данной проблеме.




Список используемой литературы


1. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., : Творческий центр, 2005г.

2. Степанов Е.Н. Личностно- ориентированный подход в педагогической деятельности .-М.,: Творческий центр, 2004г.

3. Ярулов А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально- ориентированного подхода.//Завуч. 2000. №3.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Личностно-ориентированный подход в обучении математике учащихся 10 класса

Автор: Филатова Ольга Николаевна

Дата: 04.04.2024

Номер свидетельства: 648550


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства