«Личностно-ориентированное профессиональное образование, новые приоритеты и прежний опыт»
«Личностно-ориентированное профессиональное образование, новые приоритеты и прежний опыт»
Выступление на тему:" Личностно-ориентированное профессиональное образование, новые приоритеты и прежний опыт" Автор работы: преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ "Сармановский аграрный колледж" Бакиева Гульназ Асгатовна.
Личностно-ориентированное образование рассматривается как особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при которой созданы оптимальные условия для развития личности, обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации себя. Центральное место этой системы образования занимает личность обучаемого
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Личностно-ориентированное профессиональное образование, новые приоритеты и прежний опыт» »
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАОУ СПО «Сармановский аграрный колледж»
Выступление на тему
«Личностно-ориентированное профессиональное образование, новые приоритеты и прежний опыт»
Автор работы: преподаватель математики выс. кв. категории ГАОУ СПО «Сармановский аграрный колледж» Бакиева Гульназ Асгатовна
с. Сарманово 2015 г.
Личностно-ориентированное образование рассматривается как особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при которой созданы оптимальные условия для развития личности, обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации себя. Центральное место этой системы образования занимает личность обучаемого.
Социально-психологические условия, утверждения этой формы в профессиональном образовании:
высокий уровень квалификации и профессионализм стали важными факторами социальной защищенности работников;
массовое возникновение малых и средних предприятий различных форм собственности, а также индивидуально-трудовой деятельности привели к изменению структуры и видов занятости населения;
профессиональное образование стало фактором повышения конкурентоспособности работника на рынке труда;
сокращение длительности трудовых контрактов, вероятность безработицы, новые формы профессиональной деятельности, занятости обусловили необходимость подготовки рабочих и специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий.
В профессиональном образовании широко применяются термины «самоинструкция», «самоуправление», «саморазвитие» и «собственная активность». Их объединяет то, что личность сам организует процесс своего учения. При этом возрастает гуманистическая ценность самоопределения в обучении, в ходе решения осмысленных прикладных задач.
Системообразующим фактором профессионального образования являются личности обучающихся. Чем же это обусловлено?
Провозглашена принципиально новая цель образования - это развитие личности. Признается приоритет личности перед коллективом, индивидуальная ценность каждого человека.
Помимо знаний, навыков и умений важны также профессионально важные качества личности.
Нечеткий рынок труда, колебания спроса и предложения на профессии. Более конкурентоспособными становятся профессионально мобильные работники.
Основные положения личностно-ориентированного профессионального образования - это развитие личности обучающегося, и это рассматривается как главная цель, т.е. обучаемый сам творит учение и самого себя. При этом стирается грань между результатами обучения и воспитания. Залогом полноценной организации профессионально-образовательного процесса
является творческая индивидуальность педагога, нормой становятся педагогические технологии.
Важным является то, что личностно-ориентированное образование создает условия для полноценного развития всех сторон образовательного процесса. Таким образом, личностно-ориентированное образование можно определить, как образование личности, максимально обращенное к индивидуальному опыту обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.
Личностно ориентированный подход в профессиональном образовании означает:
создание условий для развития всех участников профессионально-образовательного процесса: учащихся, мастеров, преподавателей и управленческого персонала;
уделение внимания на развитие профессионально важных качеств человека;
создание ситуации успеха учащихся;
создание интегративных, много функциональных мастерских, лаборатории.
Технология личностно-ориентированного профессионального образования предполагает специальное конструирование учебных текстов, дидактических материалов, форм контроля личностного развития учащихся.
Личностно-ориентированное образование, помимо информационносправочного учебного материала, должно включать проблемные тексты, противоречивые сведения, неопределенные ситуации. И конечно, важно, чтобы учебный материал помогал самообразованию: содержал указания, рекомендации, комментарии, смысловые таблицы, диаграммы, обеспечивающие самостоятельное понимание и условие содержания образования. Учебный материал должен включать предшествующий опыт обучаемого и предусматривать возможность его преобразования. Роль преподавателя постепенно трансформируется в роль консультанта, наставника, учителя (в буквальном смысле этого слова).
Важной особенностью личностно-ориентированного профессионального образования станет отказ от традиционной методики обучения. Взамен должны прийти педагогические и психологические технологии.
это наблюдение за изменениями профессионального развития личности. Эффективность наблюдения зависит от компетентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым и т.д;
метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый компонент профессиональной деятельности проявляется отчетливо.
Опросные методы позволяют получить информацию о развитии образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные, специально подобранные вопросы. Опросники
позволяют определить уровень сформированности навыков профессиональной деятельности, определить отдельные учебные свойства и качества.
Одним из основных методов отслеживания профессионального образования является анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, творческие работы обучаемых.
Тестирование - это один из объективных методов сбора данных уровня развития педагогических процессов и степени выраженности развития образования. Важным достоинством тестирования является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Применяются интеллектуальные и личностные тесты, межличностные тесты и практические тестовые задания.
Внедрение этого инновационного вида образования является важным фактором обновления профессионального образования, приведение его в соответствие с современными технологиями.
Во время обучения учитываю взаимодействия науки и производства. Стараюсь в полной мере использовать наглядные материалы, опираюсь на имеющиеся у учащихся производственный опыт, иллюстрирую изложение учебного материала примерами и фактами с учётом особенностей профессии.
В работе широко применяются тестовые задания различных уровней и карточки-задания. Они предназначены для закрепления и повторения, а также для выполнения контрольных и домашних работ. Они осуществляют связь материала, знания по специальности с производственным обучением.
Весьма часто применяются словесные методы обучения. Объясняется новая тема с помощью рассуждения, обосновывая признаки, свойства рассматриваемых предметов и явлений, раскрываются присущие им связи, зависимости и закономерности, то есть связывается новый материал с усвоенными знаниями и практическим опытом.
Большой интерес по усвоению новых знаний, в которых перед учащимися ставятся творческие задачи и обсуждаются предлагаемые ими решения, представляют беседы. Используется метод беседы для обобщающих повторений. В это время происходит закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся по определённой теме. Вопросы направляются на воспроизведение усвоенных знаний, установление связи между ними.
В работе значительное место занимает демонстрация знаний в трудовых действиях. Демонстрация - это ознакомление учащихся с реальными объектами, т.е. с образцами бланк, документов, планов работы, планы-наряды, таблицы и т. д. Во время показа материалов полезно обратить внимание учащихся на неправильные способы выполнения работ с целью предупреждения возможных ошибок. Это применяется лишь после образования первоначального навыка.
Большое внимание уделяется на упражнения. Основная цель упражнений' - это постепенное овладение профессиональными навыками и умениями. Упражнение, как тренировка, применяется для обучения трудовым приемам. Упражнения приводят знания, умения и навыки обучающихся в определенный порядок.