Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа "Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроках математики" »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)
МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
Курсовая работа
Методика использования современных электронных образовательных ресурсов
на уроках математики
Выполнила: Ныркова Инна Евгеньевна, учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.о.Саранск
Руководитель:Суродеева Ольга Николаевна
САРАНСК 2014
Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроках математики.
Содержание.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе ……………… 3-4
Основные инновационные качества ЭОР …………………………………… 4
Новые педагогические инструменты в ЭОР ………………………………… 5
Классификация и типы ЭОР …………………………………………………. 5
Перечень хранилищ ЭОР …………………………………………………….. 6
ЭОР по математике …………………………………………………………… 6-7
Заключение ……………………………………………………………………. 7
Интернет-ресурсы …………………………………………………………….. 7
1.Введение.
Образование должно шагать в ногу со временем. В эпоху информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Образовательным стандартом второго поколения предусматривается достижение учащимися метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности.
Таким образом, учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие.
Опят работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков.
Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные Интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.
Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.
В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения информационных технологий при обучении математики в общеобразовательной школе, тесно связанная с оптимизацией учебного процесса. Проблема эффективности применения информационных технологий рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов – ЭОР.
2.Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Внедрение в учебный процесс использования ЭОР не исключает традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование ЭОР в процессе обучения представляет большие возможности перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
ЭОР для учителя – это возможность не писать ежедневно и кропотливо конспекты к урокам; применять практически ежеурочно контролирующие тесты или модули, избавляя себя от долгих проверок; выставление объективных оценок (их выставляет компьютер); решить проблему заинтересованности детей учебным предметом (ни для кого не секрет, что даже самый «Слабый» ученик предпочтет компьютерное тестирование контрольной работе).
ЭОР для учащегося – это, прежде всего, возможность действительно научиться. Они позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр.
Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР.
Что касается исследовательской работы, ЭОР позволяют не только изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме.
3.Основные инновационные качества ЭОР.
Основные инновационные качества ЭОР:
Обеспечение всех компонентов образовательного процесса.
Интерактивность, которая обеспечивает расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома», вне учебной аудитории таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовку к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективной учебной работы удаленных пользователей.
4.Новые педагогические инструменты в ЭОР.
Новые педагогические инструменты в ЭОР:
Интерактив – дает возможность воздействия и получения ответных реакций.
Мультмедиа – обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.
Моделинг – имитирует моделирование с аудиовизуальным отображением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов. За счет моделинга возникают новые возможности для развития творческих способностей учащихся, формирования у них исследовательских умений в том аспекте, который для них личностно значим.
Коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. Тем самым, можно использовать при дистанционном обучении, а так же для часто болеющих учащихся.
Производительность – благодаря автоматизации рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и эффективность учебной деятельности резко возрастают.
5.Классификация и типы ЭОР.
Классификация ЭОР может быть проведена по нескольким направлениям:
- по технологии создания – это ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания;
- по виду содержимого – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы, контрольно-измерительные материалы;
- по типу применения – для работы как непосредственно на занятиях в классе, так и для самостоятельной работы учащихся.
Все ЭОР делятся на три основные типа:
Теория – получение информации. Ресурсы, которые позволяют сделать процесс изучения более наглядным, доступным и интересным.
Практика – в разделе содержатся тренажеры. Их цель – формирование и закрепление практических умений и навыков учащихся по каждой теме. Наличие в данном разделе режимов «помощь», «подсказка» помогает ученикам, допустившим ошибки, проанализировать решение и провести соответствующую коррекцию.
Контроль – представлен в виде тестовых заданий. Дает возможность учителю проверить значительный объем изученного материала малыми порциями.
6.Перечень хранилищ ЭОР.
Центральными хранилищами электронных образовательных ресурсов нового поколения являются две крупные федеральные коллекции:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://www.fcior.edu.ru
Так же: Федеральный портал российского образования: http://www.edu.ru
7.ЭОР по математике.
Рассмотрим ЭОР по математике на сайте ФЦИОР:
Информационные модули:
Интерактивная лекция – представляет собой последовательность анимаций, которые сопровождаются текстом или озвучиванием.
При работе с этими модулями можно включить или отключить звук, воспользоваться паузой, приостановив работу модуля, увеличить экран. Можно рассматривать сцены последовательно, а после того, как просмотр всех сцен закончен, можно вернуться к любой сцене и проработать ее более подробно.
Практические модули:
Представляют собой набор задач. Как правило, задачи в практикумах располагаются по мере усложнения от сцены к сцене. При каждом запуске модуля меняются числовые данные в задачах.
Контрольные модули:
Это наборы заданий, где показывается результат учащегося с фиксацией времени и количества попыток.
В выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа со следующими Интернет-ресурсами:
Это, прежде всего, веб-сайты для подготовки к ЕГЭ: http://www.uztest.ru, http://www.ege.ru, а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы: http://www.portfolio.1september.ru, http://www.school-collection.edu.ru и другие. На сайте http://www.uztest.ru легко подготовиться к тестированию по математике.
На сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru – контрольные измерительные материалы и открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий.
На сайте «Дистанционное обучение» http://www.karusel.desc.ru можно поиграть в Интернет-карусель – командные соревнования в режиме on-line для всех желающих школьников по математике, информатике.
8.Заключение.
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационных технологий позволяет повысить мотивацию к предмету и раскрыть интеллектуальный потенциал ребенка.
И важно помнить, что мультмедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Что требуется от учителя? Включать компьютер и уметь управлять мышкой, выходить в Интернет и скачивать электронные образовательные ресурсы. А это куда гораздо легче, чем создавать их самим. Хотя многие учителя, не подозревая того, уже являются создателями ЭОР: множество презентаций, тестов, отсканированных текстов используется на уроках постоянно.
Получается, что не так уж трудно «подружиться» с компьютером и использовать образовательные ресурсы в учебном процессе.
9.Интернет-ресурсы.
http://www.ege.edu.ru – Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена.
http://www.fipi.ru – ФИПИ – федеральный институт педагогических измерений.
http://www.unimath.ru –поурочные планы в помощь учителям математики.
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ.
http://www.eor-np.ru – сайт проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения, в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями».