kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка в помощь для начинающих учителей по обновлённой программе общеобразовательных школ республики Казахстан. Использование методов критериального оценивания на уроках математики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности»»

«КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



Найманова А.З.

учитель математики

КГУ «Валерьяновская основная

школа отдела образования

акимата района Беимбета

Майлина Костанайской области»



Ключевые слова: оценивание, критерий, дескриптор, обратная связь, мотивация, учебные достижения.

Кілтті сөздер: бағалау, критерий, дескриптор, кері байланыс, мотивация, білім жетістіктері.


Keywords: assessment, criterion, descriptor, feedback, motivation, academic achievements

Аннотация: Эффективность реформы среднего образования во многом зависит от подготовленности учителей к работе по обновленному содержанию образования, в связи с чем становятся важными практика учителя и его исследовательская деятельность. Внедрение критериального оценивания ориентировано на расширение педагогических возможностей, для эффективного применения технологии критериального оценивания учебных достижений.

Андатпа: Мұгалімнің жаңартылған біліміне дайындығы, ізденіс шығармашылығы сонын бәрін орта білімнің нәтижесін көрсетеді. Критериалдық бағалау технологияны енгізгенде, оларды қолдануда педагогтың мүмкіндіктері асырылады да, оқу жетістігі де арттырады.

Аnnotation: The effectiveness of the reform of secondary education largely depends on the readiness of teachers to work on the updated content of education, thereby the practice of the teacher and his research activities become important.

The introduction of criterial evaluation is oriented towards the expansion of pedagogical capabilities, for the effective application of the technology of criterial evaluation of educational achievements.







Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценивание является процессом, а оценка её результатом.

Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений учащихся. 
На протяжении многих десятилетий традиционное оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков: 
- отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам; 
- педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев; 
- отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы;
- отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению. 
На сегодняшний день учителя мало мотивируют учеников, т.к. обучение стало больше принуждением, нежели стимулом для познания чего – либо. Так, наблюдая на практике за учениками, замечаешь, что мы, учителя, больше используем глаголы повелительного наклонения, такие как «выполните», «откройте», «определите», «решите» и так далее, то есть мы используем «инструмент принуждения», хотя понимаем, что мотивация «обычно концентрирует ум и действия некоторых учеников и учителей» (Руководство для учителя). Если мотивация отсутствует, то нет и обратной связи. А обратная связь и есть связующее звено между учителем и изучаемым материалом. Опять же по наблюдениям на практике можно увидеть больше молчаливых и равнодушных учеников, лишь некоторые пытаются поддержать разговор с учителем. Процесса «учитель – ученик», «ученик – ученик» практически не наблюдается - и лишь контрольные работы, письменные задания или тесты показывают результаты учеников, которые чаще всего не устраивают ни учеников, ни, тем более, учителей. 
Каждый учитель на практике сталкивается с множеством проблем, с трудностями, он постоянно работает над совершенством в обучении, в образовании. Я тоже стремлюсь улучшить процесс преподавания: хочу, чтобы дети свободно и независимо выражали свое мнение, отстаивали точку зрения. Не просто выражали, а могли всегда привести доказательства и применить на практике. 
Одной из объективных и достоверных систем оценивания учебных достижений является критериальное оценивание. 
Критериальная система оценивания - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Внедрение новой системы оценивания – процесс долгий, кропотливый. Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестанет учиться. 
Объективные оценки не вызывают стресс. Одним из достоинств и преимуществ критериального оценивания является здоровьесберегающий потенциал, потенциал для сохранения здоровья учеников и учителей. 
Поэтому в последние годы одним из основных направлений моей методической деятельности является внедрение критериального оценивания в учебный процесс. За годы работы по этой системе, я пришла к выводу, что именно она позволит решить многие проблемы современного образования. 

При критериальном оценивании, обращаю большое внимание на то, что оценивание проводится за каждое задание. Каждое задание оценивается по сумме баллов за каждый правильно выполненный проверяемый элемент. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда учащиеся получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учащимися лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность. Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом. Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания. С каждым разом они стараются лучше готовиться к констатирующим работам, учатся работать с дескрипторами.

На уроках математики, например, при решении задачи, ребята чётко знают, что нужно оценивать:

1. Правильно записаны условие и вопрос задачи.

2. Верно в решении выбран арифметический знак.

3. Точно произведено вычисление.

4. Безошибочно записан ответ.

Одновременно с самооцениванием обучаю детей взаимооцениванию выполненной работы. Оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребёнку легче  увидеть недостатки в чужой работе, чем  в своей. Для того, чтобы обучающиеся научились  адекватно оценивать выполненную работу,  учу их работать с эталоном (подробный образец выполненного задания). При этом обучающиеся сравнивают свою работу с эталоном, находят самостоятельно свои ошибки. Эталон известен учащимся заранее.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых - спецификой учебного предмета.

Среди всех мотивов учения выделяются:

1. Познавательные мотивы, то есть заложенные в самой учебной деятельности:

- стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений;

- стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в решении задач;

- мотив достижения успеха в самой учебной деятельности, достижение наиболее высоких результатов.

2. Социальные мотивы, то есть связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности:

- мотивы долга и ответственности перед учителями и родителями;

- мотивы самоопределения, самосовершенствования;

- стремление получить одобрение, хорошие отметки;

- желание быть первым, занять достойное место среди товарищей;

- стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.

Доказано, что мотивация обучающихся к обучению – один из критериев эффективности педагогического процесса.

Формировать мотивацию – значит не заложить готовые цели и мотивы, а поставить ученика в такие ситуации, где они бы развивались с учётом его прошлого опыта и индивидуальных внутренних устремлений. Возникновение устойчивого интереса к предмету – неотъемлемая часть положительной мотивации. Я стараюсь использовать различные техники формативного оценивания обучения, предоставляя ученикам возможность включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.

На уроках алгебры проводила наблюдения за влиянием стратегии критериального оценивания на мотивацию. Вывод был такой, что повышается мотивация в результате использования критериев оценивания по Блуму: на знание, понимание, применение, синтез, анализ, оценку.

С учащимися была проведена рефлексия о работе по критериям, какова цель и ожидаемый результат. На рефлексии учащиеся отметили: «критериальное оценивание сильно повлияло на мое желание учиться», «понравилось, что при составлении критериев учитывалось мнение учеников», «от урока к уроку мы вырабатывали критерии оценивания, старались их улучшить и дополнить работой в группе, мне это очень помогло в развитии».

Применение различных стратегий оценивания на уроках, а также систематическое проведение рефлексии показал, что если учащимся правильно сформулировать вопрос, то можно получить качественную обратную связь, которая поможет повысить эффективность урока. Критериальная система оценивания дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения. На уроке учащиеся включены в творческий процесс, в коллективную работу. Каждый урок-это живой диалог, обсуждение. Учащиеся приучаются вырабатывать совместно с учителем критерии оценки той или иной работы. Все это формирует положительную мотивацию учения.

Литература:

1. Аскарова М. А. О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 34-3

2. Красноборова А.А., КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ В ШКОЛЕ. Учебное пособие. - Пермь 2010 – 84 с

3. Руководство для учителя. «Эффективное обучение». ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». - Астана, 2016.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Найманова Алия Зарлыковна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561431

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Доклад на тему "КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА  К УЧЕНИКУ" "
    ["seo_title"] => string(160) "doklad-na-tiemu-kritierial-noie-otsienivaniie-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-motivatsii-k-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-i-individual-nogo-podkhoda-k-uchieniku"
    ["file_id"] => string(6) "145601"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418962337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства