kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Концепция " Использование средств ИКТ в процессе подготовки учащихся к математическим олимпиадам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Актуальность исследования. Лицейское образование предполагает ориентацию не только на усвоение определенных знаний, но в большей мере  на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей в соответствии с особенностями (интеллектуальными, психологическими, физическими) каждого ученика.
Эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся с разными типами одаренности являются предметные олимпиады.
Математические олимпиады школьников  имеют большую историю и традицию.
Значительно продвинулось развитие олимпиад благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Так, широкую известность в школах  Казахстана через Интернет получили Международный конкурс-игра «Кенгуру. Математика для всех» (М.И. Башмаков), «Акбота», дистанционная олимпиада «Эйдос» (А.В. Хуторской), Московский интеллектуальный марафон, турниры Архимеда, математические бои, турниры городов и др.
Недостаточно разработан вопрос участия и подготовки к олимпиадам школьников младшего и среднего звена, особенно среди «необычных» детей, хотя в последнее время наблюдается тенденция снижения возраста участников.
Как показывают результаты проведенных исследований, интерес к математическим олимпиадам, конкурсам, кружковым занятиям у учащихся 5 классов очень высок.
Вместе с тем, существующие на данный момент олимпиады, конкурсы для пятиклассников проходят разрозненно, нет единого комплексного подхода к их подготовке и проведению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Концепция " Использование средств ИКТ в процессе подготовки учащихся к математическим олимпиадам" »


ВВЕДЕНИЕ


1.Актуальность исследования. Лицейское образование предполагает ориентацию не только на усвоение определенных знаний, но в большей мере на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей в соответствии с особенностями (интеллектуальными, психологическими, физическими) каждого ученика.
Эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся с разными типами одаренности являются предметные олимпиады.
Математические олимпиады школьников имеют большую историю и традицию.

Значительно продвинулось развитие олимпиад благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Так, широкую известность в школах Казахстана через Интернет получили Международный конкурс-игра «Кенгуру. Математика для всех» (М.И. Башмаков), «Акбота», дистанционная олимпиада «Эйдос» (А.В. Хуторской), Московский интеллектуальный марафон, турниры Архимеда, математические бои, турниры городов и др.
Недостаточно разработан вопрос участия и подготовки к олимпиадам школьников младшего и среднего звена, особенно среди «необычных» детей, хотя в последнее время наблюдается тенденция снижения возраста участников.

Как показывают результаты проведенных исследований, интерес к математическим олимпиадам, конкурсам, кружковым занятиям у учащихся 5 классов очень высок.

Вместе с тем, существующие на данный момент олимпиады, конкурсы для пятиклассников проходят разрозненно, нет единого комплексного подхода к их подготовке и проведению.
Отметим также, что в настоящее время учителя испытывают нехватку современной методической литературы, предназначенной для работы со способными учащимися 5 классов по организации и проведению кружковых занятий, олимпиад по математике.
Учителя осуществляют подготовку учащихся к олимпиадам, опираясь на свой собственный опыт, взгляды, т.е., как правило, работа ведется на эмпирическом уровне без должной теоретической основы. Одним из наиболее сложных моментов в обучении остается вопрос: как научить учащихся решать нестандартные задачи?
Между тем обучение решению нестандартных задач с учетом психологических и физических особенностей одаренных детей на раннем этапе при подготовке к олимпиадам могло бы развивать математические способности, интерес к предмету у учащихся и развивать гибкое, вариативное мышление ребенка, что необходимо как для последующего выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, так и для адаптации одаренных детей в современном мир.
Проблемам подготовки к олимпиадам по математике были посвящены исследования Г.И. Алексеевой, И.С. Петракова, Г.А. Тонояна. В данных работах практически не затрагиваются вопросы подготовки школьников 5 классов к олимпиадам. А работы по подготовке к олимпиадам одаренных учащихся и вовсе отсутствуют.
Проблема исследования обусловлена противоречием между потенциальными возможностями олимпиад по математике в области развития познавательного интереса и способностей учащихся 5 классов и недостаточным уровнем научно-методических разработок и, как следствие, недостаточной реализацией этих возможностей в данных классах.
Актуальность исследования определяется потребностью совершенствования методики подготовки учащихся 5 классов к участию в олимпиадах по математике в аспекте развития познавательного интереса и способностей учащихся с различными типами одаренности к математике.
Объект исследования — процесс подготовки учащихся 5 классов с различными типами одаренности к участию в математических олимпиадах.
Предметом исследования являются методические подходы к подготовке учащихся с высокой мотивацией (на примере 5 классов) к участию в математических олимпиадах в аспекте развития познавательного интереса, мышления и способностей к математике.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка методических подходов к подготовке одаренных учащихся 5 классов и учащихся с высокой мотивацией к участию в математических олимпиадах.
Гипотеза исследования: повышение уровня подготовки к олимпиадам у учащихся 5 классов с высокой мотивацией и одаренных учащихся к математике будет достигнуто, если ориентировать эту подготовку на обучение решению нестандартных задач на уроках по индивидуальным содержательным и методическим траекториям, а также на использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ современного состояния олимпиадного движения, а также теоретических и методических исследований по рассматриваемой проблеме.
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса и способностей у школьников 5 классов, в том числе у одаренных детей.
3. Определить основные направления и требования к совершенствованию подготовки учащихся 5 классов к математическим олимпиадам.
4. Разработать методические подходы к обучению решению нестандартных задач на уроках в 5 классах, в том числе с использованием средств ИКТ.
5. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной методики подготовки к математическим олимпиадам учащихся 5 классов школы- лицея «Достар» в 2012-13 и последующих учебных годах.
Методологической основой исследования послужили важнейшие теоретические положения об особенностях формирования познавательного интереса у младших школьников и подростков (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, Н.В. Метельский, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин ), теория обучения решению нестандартных математических задач (Б.В. Гнеденко , Г.В. Дорофеев , Ю.М. Колягин , Г.Г. Левитас , Д. Пойа и др.), теоретические положения в области психологии способностей (В.А. Крутецкий , И.С. Якиманская и др.), теоретические подходы к разработке программ обучения математике (М.И. Башмаков , Г.В. Дорофеев , Ю.М. Колягин , Г.Л. Луканкин , А.Г. Мордкович и др.), теория и методика информатизации образования, в том числе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения (С.А. Бешенков , С.С. Кравцов , А.А. Кузнецов, О.Б. Медведев, И.В. Роберт и др).

Для решения поставленных задач применять методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, анализ проводимых олимпиад и работ кружков по математике, обобщение опыта работы учителей в подготовке учащихся к олимпиадам, анализ практики использования средств ИКТ в процессе подготовки и проведения олимпиад); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование); опытное обучение

Этапы исследования.
Первый этап . Изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и учебно-методическая литература по рассматриваемой проблеме, изучался опыт учителей по подготовке учащихся к олимпиадам разного уровня, вырабатывались новые подходы к ведению занятий, разрабатывались новые формы проведения уроков( 2010-11уч.г. ).
Второй этап . Разработка теоретических основ исследования и доведение отдельных положений до методического решения. С учетом выявленных на первом этапе затруднений в практику лицея в 2011-12 уч.г. внедряется методика, рассчитанная на подготовку к олимпиадам одаренных учащихся 5 классов и учащихся с высокой мотивацией.
Новизна исследования состоит в следующем:
• определены основные направления и разработаны методические требования к совершенствованию подготовки учащихся 5 классов к олимпиадам по математике, ориентированные на развитие познавательного интереса и способностей к предмету;
• предложен авторский подход в обучении учащихся решению нестандартных задач;
• определены формы и методы использования средств ИКТ в процессе подготовки и проведения олимпиад.
Практическая значимость заключается в разработке:
• методических рекомендаций по проведению уроков (и их фрагментов) по обучению решению нестандартных задач, которые могут быть использованы учителями при подготовке учащихся 5 классов к олимпиадам (в лекциях для учителей и студентов);
• адаптированных по форме и содержанию рабочих материалов для 5 классов,

• методических рекомендаций по подготовке и проведению олимпиад с использованием средств ИКТ.

Заключение.

В заключение считаем необходимым сформулировать рекомендации учителям, работающим над подготовкой к олимпиадам одаренных детей (при условии предварительной психологической диагностики по выявлению одаренности по данному предмету) :


1. необходимо усиливать теоретическую подготовку одаренных детей,

2. при подготовке уделять особое внимание геометрическим нестандартным задачам, способу доказательства от противного и смешанным задачам (комбинаторика и теория чисел и др.),

3. усилить изучение внепрограммного материала: теория чисел и логические задачи с шахматами),

4. обращать внимание на специфику решения задач с параметрами и на интеграцию геометрии и комбинаторики.

5. создавать индивидуальные траектории подготовки к олимпиадам (в том числе с использованием ИКТ),

6. готовить задачи с измененным условием (нестандартность по фабуле),

7. развивать мышление одаренных детей в направлении культуры алгоритмизации и пространственного мышления, т.к. такой тип мышления довольно часто не характерен для одаренных детей.

8. формировать навыки исследования,

9. использовать склонность одаренных детей к самообучению.








6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фирсова Елена Васильевна

Дата: 27.07.2014

Номер свидетельства: 110702


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1860 руб.
2660 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1390 руб.
1980 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства