kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Концепция " Использование средств ИКТ в процессе подготовки учащихся к математическим олимпиадам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Актуальность исследования. Лицейское образование предполагает ориентацию не только на усвоение определенных знаний, но в большей мере  на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей в соответствии с особенностями (интеллектуальными, психологическими, физическими) каждого ученика.
Эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся с разными типами одаренности являются предметные олимпиады.
Математические олимпиады школьников  имеют большую историю и традицию.
Значительно продвинулось развитие олимпиад благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Так, широкую известность в школах  Казахстана через Интернет получили Международный конкурс-игра «Кенгуру. Математика для всех» (М.И. Башмаков), «Акбота», дистанционная олимпиада «Эйдос» (А.В. Хуторской), Московский интеллектуальный марафон, турниры Архимеда, математические бои, турниры городов и др.
Недостаточно разработан вопрос участия и подготовки к олимпиадам школьников младшего и среднего звена, особенно среди «необычных» детей, хотя в последнее время наблюдается тенденция снижения возраста участников.
Как показывают результаты проведенных исследований, интерес к математическим олимпиадам, конкурсам, кружковым занятиям у учащихся 5 классов очень высок.
Вместе с тем, существующие на данный момент олимпиады, конкурсы для пятиклассников проходят разрозненно, нет единого комплексного подхода к их подготовке и проведению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Концепция " Использование средств ИКТ в процессе подготовки учащихся к математическим олимпиадам" »


ВВЕДЕНИЕ


1.Актуальность исследования. Лицейское образование предполагает ориентацию не только на усвоение определенных знаний, но в большей мере на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей в соответствии с особенностями (интеллектуальными, психологическими, физическими) каждого ученика.
Эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся с разными типами одаренности являются предметные олимпиады.
Математические олимпиады школьников имеют большую историю и традицию.

Значительно продвинулось развитие олимпиад благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Так, широкую известность в школах Казахстана через Интернет получили Международный конкурс-игра «Кенгуру. Математика для всех» (М.И. Башмаков), «Акбота», дистанционная олимпиада «Эйдос» (А.В. Хуторской), Московский интеллектуальный марафон, турниры Архимеда, математические бои, турниры городов и др.
Недостаточно разработан вопрос участия и подготовки к олимпиадам школьников младшего и среднего звена, особенно среди «необычных» детей, хотя в последнее время наблюдается тенденция снижения возраста участников.

Как показывают результаты проведенных исследований, интерес к математическим олимпиадам, конкурсам, кружковым занятиям у учащихся 5 классов очень высок.

Вместе с тем, существующие на данный момент олимпиады, конкурсы для пятиклассников проходят разрозненно, нет единого комплексного подхода к их подготовке и проведению.
Отметим также, что в настоящее время учителя испытывают нехватку современной методической литературы, предназначенной для работы со способными учащимися 5 классов по организации и проведению кружковых занятий, олимпиад по математике.
Учителя осуществляют подготовку учащихся к олимпиадам, опираясь на свой собственный опыт, взгляды, т.е., как правило, работа ведется на эмпирическом уровне без должной теоретической основы. Одним из наиболее сложных моментов в обучении остается вопрос: как научить учащихся решать нестандартные задачи?
Между тем обучение решению нестандартных задач с учетом психологических и физических особенностей одаренных детей на раннем этапе при подготовке к олимпиадам могло бы развивать математические способности, интерес к предмету у учащихся и развивать гибкое, вариативное мышление ребенка, что необходимо как для последующего выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, так и для адаптации одаренных детей в современном мир.
Проблемам подготовки к олимпиадам по математике были посвящены исследования Г.И. Алексеевой, И.С. Петракова, Г.А. Тонояна. В данных работах практически не затрагиваются вопросы подготовки школьников 5 классов к олимпиадам. А работы по подготовке к олимпиадам одаренных учащихся и вовсе отсутствуют.
Проблема исследования обусловлена противоречием между потенциальными возможностями олимпиад по математике в области развития познавательного интереса и способностей учащихся 5 классов и недостаточным уровнем научно-методических разработок и, как следствие, недостаточной реализацией этих возможностей в данных классах.
Актуальность исследования определяется потребностью совершенствования методики подготовки учащихся 5 классов к участию в олимпиадах по математике в аспекте развития познавательного интереса и способностей учащихся с различными типами одаренности к математике.
Объект исследования — процесс подготовки учащихся 5 классов с различными типами одаренности к участию в математических олимпиадах.
Предметом исследования являются методические подходы к подготовке учащихся с высокой мотивацией (на примере 5 классов) к участию в математических олимпиадах в аспекте развития познавательного интереса, мышления и способностей к математике.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка методических подходов к подготовке одаренных учащихся 5 классов и учащихся с высокой мотивацией к участию в математических олимпиадах.
Гипотеза исследования: повышение уровня подготовки к олимпиадам у учащихся 5 классов с высокой мотивацией и одаренных учащихся к математике будет достигнуто, если ориентировать эту подготовку на обучение решению нестандартных задач на уроках по индивидуальным содержательным и методическим траекториям, а также на использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ современного состояния олимпиадного движения, а также теоретических и методических исследований по рассматриваемой проблеме.
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса и способностей у школьников 5 классов, в том числе у одаренных детей.
3. Определить основные направления и требования к совершенствованию подготовки учащихся 5 классов к математическим олимпиадам.
4. Разработать методические подходы к обучению решению нестандартных задач на уроках в 5 классах, в том числе с использованием средств ИКТ.
5. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной методики подготовки к математическим олимпиадам учащихся 5 классов школы- лицея «Достар» в 2012-13 и последующих учебных годах.
Методологической основой исследования послужили важнейшие теоретические положения об особенностях формирования познавательного интереса у младших школьников и подростков (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, Н.В. Метельский, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин ), теория обучения решению нестандартных математических задач (Б.В. Гнеденко , Г.В. Дорофеев , Ю.М. Колягин , Г.Г. Левитас , Д. Пойа и др.), теоретические положения в области психологии способностей (В.А. Крутецкий , И.С. Якиманская и др.), теоретические подходы к разработке программ обучения математике (М.И. Башмаков , Г.В. Дорофеев , Ю.М. Колягин , Г.Л. Луканкин , А.Г. Мордкович и др.), теория и методика информатизации образования, в том числе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения (С.А. Бешенков , С.С. Кравцов , А.А. Кузнецов, О.Б. Медведев, И.В. Роберт и др).

Для решения поставленных задач применять методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, анализ проводимых олимпиад и работ кружков по математике, обобщение опыта работы учителей в подготовке учащихся к олимпиадам, анализ практики использования средств ИКТ в процессе подготовки и проведения олимпиад); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование); опытное обучение

Этапы исследования.
Первый этап . Изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и учебно-методическая литература по рассматриваемой проблеме, изучался опыт учителей по подготовке учащихся к олимпиадам разного уровня, вырабатывались новые подходы к ведению занятий, разрабатывались новые формы проведения уроков( 2010-11уч.г. ).
Второй этап . Разработка теоретических основ исследования и доведение отдельных положений до методического решения. С учетом выявленных на первом этапе затруднений в практику лицея в 2011-12 уч.г. внедряется методика, рассчитанная на подготовку к олимпиадам одаренных учащихся 5 классов и учащихся с высокой мотивацией.
Новизна исследования состоит в следующем:
• определены основные направления и разработаны методические требования к совершенствованию подготовки учащихся 5 классов к олимпиадам по математике, ориентированные на развитие познавательного интереса и способностей к предмету;
• предложен авторский подход в обучении учащихся решению нестандартных задач;
• определены формы и методы использования средств ИКТ в процессе подготовки и проведения олимпиад.
Практическая значимость заключается в разработке:
• методических рекомендаций по проведению уроков (и их фрагментов) по обучению решению нестандартных задач, которые могут быть использованы учителями при подготовке учащихся 5 классов к олимпиадам (в лекциях для учителей и студентов);
• адаптированных по форме и содержанию рабочих материалов для 5 классов,

• методических рекомендаций по подготовке и проведению олимпиад с использованием средств ИКТ.

Заключение.

В заключение считаем необходимым сформулировать рекомендации учителям, работающим над подготовкой к олимпиадам одаренных детей (при условии предварительной психологической диагностики по выявлению одаренности по данному предмету) :


1. необходимо усиливать теоретическую подготовку одаренных детей,

2. при подготовке уделять особое внимание геометрическим нестандартным задачам, способу доказательства от противного и смешанным задачам (комбинаторика и теория чисел и др.),

3. усилить изучение внепрограммного материала: теория чисел и логические задачи с шахматами),

4. обращать внимание на специфику решения задач с параметрами и на интеграцию геометрии и комбинаторики.

5. создавать индивидуальные траектории подготовки к олимпиадам (в том числе с использованием ИКТ),

6. готовить задачи с измененным условием (нестандартность по фабуле),

7. развивать мышление одаренных детей в направлении культуры алгоритмизации и пространственного мышления, т.к. такой тип мышления довольно часто не характерен для одаренных детей.

8. формировать навыки исследования,

9. использовать склонность одаренных детей к самообучению.








6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фирсова Елена Васильевна

Дата: 27.07.2014

Номер свидетельства: 110702


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства