kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контроль качества математических знаний в школе для детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены основные критерии оценки качества математических знаний учашихся с нарушением интеллекта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контроль качества математических знаний в школе для детей с ОВЗ.»

«Контроль качества математических знаний и умений у школьников с нарушением интеллекта».

Кадушина Л.А.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-

трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. 
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.

Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения.
На уроках математики чаще всего наиболее ярко выступают три вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительная проверка (контроль) знаний учащихся прово­дится в начале учебного года или перед изучением новой темы, с тем чтобы выявить, на какие знания, опыт учащихся можно опереться при изложении нового материала, какие знания надо воспроизвести
Текущая проверка проводится перед первоначальным закрепле­нием знаний, с тем чтобы выявить, правильно ли поняли учащие­ся новый материал, и не закрепить ошибки в памяти учащихся.Текущая проверка позволяет учителю узнать, насколько уча­щиеся сознательно усваивают новый материал, понимают ли они объяснение. Текущая проверка выявляет, можно ли двигаться дальше в изучении темы или необходимо задержаться, может быть, провес­ти дополнительное разъяснение, используя новые пособия.

Итоговый контроль позволяет проверить знания учащихся после изучения темы раздела, в конце четверти или учебного года. Его цель — выявление результатов обучения.
Способы контроля знаний по математике разнообразны. Это и устный опрос, и письменные и практические работы.
Устный опрос может носить как фронтальный, так и индивиду­альный характер. При фронтальном опросе вопросы ставятся классу в целом, но неодинаковой степени трудности. Учитель дифференци­рованно подходит к учащимся класса, учитывая возможности каждо­го ребенка и тем самым вовлекая всех в активную работу.
Полезно ставить такие вопросы, которые бы требовали от учащихся рас­суждений, объяснений своих действий.
Устный опрос можно связать с проверкой домашнего задания.

Уст­ный опрос часто проводится в начале урока, но он может прохо­дить и на любом его этапе.

Индивидуальный опрос, так же как фронтальный, включает как проверку теоретических знаний, так и умение применить их на практике. Для индивидуального опроса учитель чаще всего вызы­вает ученика к доске, привлекая к ответам ученика внимание всего класса.
Индивидуальный опрос позволяет учителю более глубоко про­верить знания ученика. При этом он учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, поэтому и вопросы, и задания под­бираются с учетом особенностей ученика. Учитывая, что наполняемость классов в школе VIII вида не­большая (12 человек), учитель за урок имеет возможность либо индивидуально, либо при фронтальном опросе спросить почти каждого ученика класса. Это позволяет учителю хорошо изучить особенности усвоения математических знаний всеми учащимися класса и вовремя оказать каждому нужную помощь.
При любой форме контроля учитель должен поощрять, стиму­лировать даже минимальные успехи школьников.

Письменная проверка знаний проводится на уроках математики путем организации самостоятельных и контрольных работ.

Небольшие самостоятельные письменные работы проводятся учителем ежедневно. Они позволяют при небольшой затрате вре­мени проверить степень усвоения знаний всеми учениками класса и выявить затруднения отдельных учеников. Самостоятельная работа на уроке может быть организована несколько раз. Например, после коллективного решения задачи учитель может предложить учащимся самостоятельно записать решение задачи, а в конце урока дать самостоятельную работу на решение примеров.
В младших классах, особенно в 1-м и 2-м, самостоятельная рабо­та должна быть небольшой по объему и рассчитана на 7—10 мин.

В старших классах самостоятельная работа может быть иногда рассчитана на большую часть урока (18—20 мин). В старших классах от учащихся следует чаще требовать самоконтроля при выполнении самостоятельной работы, включать программирован­ные задания.
Упражнения и задания для самостоятельной работы составля­ются учителем с учетом особенностей учащихся. Они могут быть различными по степени трудности и объему. Каждая самостоя­тельная работа должна быть обязательно проверена. Оценки за самостоятельную работу выставляются в журнал по усмотрению учителя.
Контрольные письменные работы проводятся после изучения темы или раздела в конце четверти или года. Это удобный и быстрый способ контроля знаний, умений и навыков учащихся при условии продуманной системы содержания и организации контрольных работ.
В контрольных работах за четверть или за год даются вопросы из разных разделов математики.
Контрольные работы за четверть или за год содержат, как правило, задачу , 10—12 примеров и задание на построение.
Математическое содержание контрольных работ должно быть дифференцировано для учащихся I и II уровня развития, а также занимающихся по индивидуальным программам. Оценка работ проводится с учетом требований той программы, по которой уче­ник обучается.
Учитель должен четко прочитать все задания, записанные на доске, выявить, все ли слова задачи понятны учащимся. Детям, которые пользуются дидактическим материалом (палочками, сче­тами), надо разрешить и на контрольной работе пользоваться этими пособиями. Контрольная работа должна выполняться уча­щимися самостоятельно, без всякой помощи со стороны учителя.

 После выполнения работы учащимся необходимо дать время на

её проверку. .
Контрольная работа должна быть тщательно проверена учите­лем и проанализирована. Анализ дает картину усвоения знаний по теме или разделу, выявляет общие затруднения, ошибки, харак­терные для всех учащихся, а также индивидуальные трудности отдельных учеников.
Каким бы способом учета математических знаний, умений и навыков ни пользовался учитель, он должен поставить ученику отметку. Отметка будет играть свою воспитательную роль только в том случае, если учащиеся понимают, за что она ставится, что она означает.
Оценивая письменные работы, а также устные ответы учащих­ся, нужно подходить дифференцированно к каждому ребенку, учи­тывать не только его интеллектуальные, но и физические дефек­ты. Если у ребенка паралич, дрожание конечностей, дефект зрения, го он не может красиво писать и снижать за это отметку не следует. Отметка ставится не за единичный ответ ученика, а за ряд работ, которые выполнены им в течение всего урока, т. е. выставляется поурочный балл. Это наиболее объективная отметка, так как она ставится за многие виды работ на уроке.

Учащиеся, которые занимаются по индивидуальной или сни­женной программе, получают отметки в соответствии с требова­ниями этих программ.
Контролем постоянно сопровождается процесс обучения матема­тике. Проверка знаний выявляет наличие и качество усвоения зна­ний учащимися, позволяет установить пробелы в знаниях, умениях и навыках и вовремя их устранить. Если контроль за качеством знаний учащихся показал отсутствие или слабое усвоение знаний по той или иной теме, учитель должен проанализировать и свою рабо­ту. 
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся нашей школы развиты чрезвычайно слабо. Поэтому грамотно организованный контроль качества знаний, умений и навыков на уроках математики в школе для детей с ОВЗ помогает значительно оптимизировать процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями.





Список литературы.


  1. Перова М.Н. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.


  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.


  3. Розанова Т.В. Развитие мышления аномальных младших школьников на уроках математики// Дефектология. – 1985. - №3.


  4. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. Психология, Дефектология и доп.-М.: Просвещение, 1986.


  5. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: Образование, 1996


  6. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных. Учреждений VIII вида: пособие для учителя / В.В. Эк. - 2-е изд., перераб. - М.: Дефектология. Просвещение, 2005






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Контроль качества математических знаний в школе для детей с ОВЗ.

Автор: Кадушина Людмила Алексеевна

Дата: 15.03.2020

Номер свидетельства: 542925


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства