kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого занятия объединения "Эврика" "Мир ребусов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с понятием "Ребус", научить решать ребусы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия объединения "Эврика" "Мир ребусов"»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «ребус», научить разгадывать ребусы.

Задачи:

Обучающие:

  • Создать у ребят положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий;

  • Помочь развитию интереса у детей к математике, расширить умственный кругозор;

Развивающие:

  • Способствовать формированию исследовательских навыков обучающихся, осознанию силы и практической значимости математики;

Воспитательные:

  • Повысить общую культуру обучающихся;

  • Воспитывать у детей чувство удовлетворения от возможности показать свои знания по математике.





Ход занятия:

1.Оргмомент.

Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наше путешествие по стране Математика. Сегодня вы познакомитесь с еще одним городом в этой удивительной стране - городом Ребусы.

- Ребус – это загадка. Но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и различных знаков.

Для того, чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять какой знак что изображает.

У ребусов очень интересная история. Когда нам нужно кому-нибудь сообщить наши мысли, то мы выражаем их словами, устно или письменно. Но так было не всегда.

Давным-давно, когда люди ещё не умели писать, они составляли свои письма из предметов. Вожди одного племени послали однажды своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и 5 стрел. Смысл этого письма был таков: “Умеете ли вы летать как птицы, т прятаться в землю как мыши, прыгать по болотам как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, как только вы вступите в нашу страну.”

Сначала предметы, а потом рисунки заменяли письмо. Надо было написать “олень” – рисовали оленя. Надо было написать “охота” – рисовали охотника и зверя.

Сейчас в таких письмах надобности нет, но в играх-головоломках, которые называются ребусами, запись различных слов при помощи рисунков и условных знаков широко применяется.

Сегодня на занятие мы узнаем историю появления ребусов, правила для того, чтобы научиться правильно, разгадывать ребусы и, используя изученные правила, решим ряд предложенных ребусов.

Впервые ребусы как загадки в рисунках появились в XV веке во Франции. Так назвали юмористические выступления комедиантов на карнавале. Затем появились и первые рисованные ребусы.
Само слово "ребус" (rebus) имеет латинское происхождение. В начале XVI века ребусы проникли в Германию, Англию, Италию. Этому во многом способствовал сборник ребусов, который составил француз Этьен Табуро в 1582 году. В Россию ребусы попали лишь к середине XIX века.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ РЕБУСОВ:

  1. Запятые, стоящие после картинки указывают, сколько букв нужно убрать с конца слова, означающего эту картинку. Например, нарисована коза с двумя запятыми после нее - читаем КО.

  2. Запятые, стоящие перед картинкой указывают, сколько букв нужно убрать в начале слова, означающего эту картинку. Например, нарисован слон с запятой перед картинкой - читаем ЛОН.

  3. Изображения предметов читаются как слова в именительном падеже, единственном числе.

  4. Если картинка нарисована вверх ногами, то слово, означающее эту картинку, нужно читать задом наперед. Например, нарисован вверх ногами кот - читаем ТОК.

  5. Знак равенства между буквами (или стрелка) означает замену определенной буквы (или сочетания букв) слова на другую букву (или на сочетание букв).

  6. Если буква перечеркнута, а над ней написана другая буква, то меняем зачеркнутую букву на другую.

  7. Если буква, зачеркнута, то в слове ее необходимо убрать.

8.Если над картинкой или под ней стоят цифры - это номер буквы в слове: 1 -

первая буква слова, 2 - вторая буква, 3 - третья, и так далее. Определенный набор цифр говорит о том, что нужно взять только эти буквы и прочитать их в указанном порядке.

  1. Нужный объект указывается стрелкой.

  2. Перечеркнутая цифра означает, что данная буква должна быть опущена. Например, нарисован конь и цифры 2,1 под ним - читаем ОК. При объединении примеров в правилах 3, 4 и 5 получаем загаданное слово КОЛОНОК. Например, нарисован крот, а рядом перечеркнутые буквы РО и сверху буква И - читаем КИТ.

  1. Если буквы изображены внутри других букв, над другими буквами, под и за ними тогда необходимо понять, в каких пространственных отношениях состоят изображенные буквы. Например, внутри буквы О нарисованы буквы ЛК - читаем ВОЛК (хотя можно прочесть и как ЛКВО). Сверху написаны буквы АР, снизу ОК - читаем ПОДАРОК (можно было прочесть и ОКПОДАР, НАДОКАР, АРНАДОК - но здесь уж приходится выбирать то, что подходит по смыслу). Впереди написаны буквы ДА, сзади ЧА - читаем ЗАДАЧА.

  2. Если буквы изображены по поверхности других букв. Например, изображена большая буква Н, а по ней разбросаны маленькие И - читаем ПОНИ (хотя можно прочитать и как ИПОН, НИЗИ или ИЗИН).

  3. Отдельные слоги в ребусе можно изображать при помощи нот.

  4. Если часть слова произносится одинаково с числительным, то в ребусе можно изобразить её числами.

Запомните: предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий. Например: глаз и око, нога и лапа; или же предмет может иметь одно общее или одно конкретное название, например: рыба-общее название; сазан, карась, щука - конкретное названия. Умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов.

Чтобы решить ребус надо расшифровать его по частям, то есть записать подряд наименования всех изображённых букв, рисунков и цифр, а за тем разделить их на слова и составить по смыслу зашифрованный текст.

Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»:



Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.





  1. Выполнение тренировочных упражнений.

  2. Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь. Конфуций



- А сейчас мы будем разгадывать различные ребусы. Не забывайте про правила - помощники, с которыми вы познакомились.

НАСТРОЕНИЕ

Итак, скажите, что мы с вами сегодня изучали?

Что такое ребус? Какие правила ребуса мы сегодня изучили? Зачем необходимо знать эти правила? Молодцы!

Если вы хотите развивать логическое и образное мышление, уметь нестандартно воспринимать графическое изображение, на сайте Ребусы.ру предлагается возможность разгадывания он-лайн ребусов разных видов: от простых ребусов до сложных загадок из нескольких слов. 

Составим синквейн

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Как сказал Кристиан Фридрих Геббель: Кто верит в свою удачу, удачлив. Я желаю вам большой веры в свою удачу, будьте удачливы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект открытого занятия объединения "Эврика" "Мир ребусов"

Автор: Лысенко Надежда Анатольевна

Дата: 01.09.2019

Номер свидетельства: 518947


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства