Конкурс профессионального мастерства «Мастер-класс по применению ассоциограмм
Конкурс профессионального мастерства «Мастер-класс по применению ассоциограмм
Ассоциограмма – это визуальное изображение связей центрального понятия или явления с другими понятиями, предметами, качествами, ассоциациями, которые осознанно или неосознанно, произвольно или непроизвольно возникают у человека на основе схожести, противопоставления, контраста, дополнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конкурс профессионального мастерства «Мастер-класс по применению ассоциограмм»
Что такое ассоциограмма
Учи показом, а не рассказом. Русская народная половица.
В основе данного педагогического приема лежит умение устанавливать ассоциации – ассоциация (лат. аssociatio – соединение, взаимосвязь).
Ассоциограмма – это визуальное изображение связей центрального понятия или явления с другими понятиями, предметами, качествами, ассоциациями, которые осознанно или неосознанно, произвольно или непроизвольно возникают у человека на основе схожести, противопоставления, контраста, дополнения.
Поток ассоциаций у каждого человека свой, индивидуальный.
По типу образования различают:
ассоциации по сходству (оба явления имеют сходные признаки: лампочка – груша, Земля – шар);
ассоциации по контрасту (оба явления имеют противоположные признаки: легкий – тяжелый, большой – маленький, добро – зло);
ассоциации по смежности в пространстве или во времени (явления связаны близостью расположения в пространстве или по времени: стол – стул, зима – снег);
причинно-следственные ассоциации (явления связаны как причина и следствие: книгопечатание – грамотность, энергия – тепло).
Ассоциограмма как педагогический прием позволяет индивидуализировать обучение и является импульсом для активного мыслетворчества обучающихся на уроке.
Существует несколько разновидностей ассоциограмм.
1. Ассоциограмма «Солнышко». В центре – ключевое понятие, от него расходятся лучи с ассоциациями. (В немецкоязычной литературе такой вид ассоциограмм называют «словами-ежами».)
Рис.1. Пример ассоциограммы «Солнышко».
2. Линейная ассоциограмма. Используется для установления соответствий между понятиями, терминами.
Рис.2. Пример линейной ассоциограммы.
3. Круговая ассоциограмма. В центре ассоциограммы – понятие или изображение, к которому подбираются лексические ассоциации и вписываются в сегменты вокруг центрального понятия.
Рис.3. Пример круговой ассоциограммы.
Данный педагогический прием успешно используют в преподавании иностранных языков. Подобрать ассоциации к ключевому понятию на изучаемом иностранном языке достаточно сложно. Но это позволяет исключить лексические трудности, систематизировать работу с лексикой, расширить словарный запас обучающихся и сформировать у них умение составлять семантические поля, то есть группировать слова по близости значений.
Составление ассоциограмм может быть использовано на разных уроках. Этот педагогический прием требует от обучающихся наличия определенного уровня знаний и умения эти знания активизировать, а значит, плавно перейти к изучению нового материала.
С помощью ассоциограмм учитель может организовать групповую дискуссию с обучающимися, обобщить все аргументы «за» и «против» при изучении той или иной темы.
Использование ассоциограмм полезно при работе с учебными и художественными текстами, с их помощью можно составлять как устные, так и письменные тексты
Ассоциограммы успешно используются при изучении новых тем, поскольку благодаря работе с ассоциациями ученики уже могут вспомнить что-то ранее известное по теме. А когда новое знание комбинируется с ранее известной информацией, обучение проходит легче и спокойнее.
Важно упомянуть, что ассоциации неразрывно связаны с возрастными особенностями обучающихся, могут отражать их возраст, половую принадлежность, происхождение, хобби и интересы, уровень образования, общий кругозор, фоновые знания.
С помощью ассоциограмм можно эффективно вводить новую тему, но при этом следует тщательно подбирать центральное понятие для ассоциаций. Если понятие не знакомо школьникам, оно не подходит для построения ассоциограммы. И, напротив, если ученики владеют понятием в той или иной мере и имеют фоновые знания по изучаемой теме, то с помощью приема построения ассоциограмм можно не только активизировать имеющиеся знания, но «разогреть», настроить группу на работу, помочь ученикам сформулировать тему урока.
Вряд ли будет продуктивной работа на уроке химии в 8-м классе при знакомстве с периодической системой химических элементов, если им предложить заполнить ассоциограмму к понятию «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», поскольку ученики могли еще ничего не слышать о периодической системе.
А вот перед изучением металлов использование ассоциограммы вполне уместно.