Просмотр содержимого документа
«Картотека игр по формированию финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шахунская средняя общеобразовательная школа №2
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Составила: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Долинина Л.А.
2021 год
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
Сначала зарабатываем – потом тратим.
Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
Не все покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
Финансы – это интересно и увлекательно!
Игра «Размен»
Цель:научить считать деньги.
Материалы:монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников:1-5 человек
Ход игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Домино «Монеты»
Цель: Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.
Материал: Карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.
Содержание: Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки…..
Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.
Ролевая игра «Магазин»
Учебно – игровые цели игры: закрепление навыка устных арифметических действий, тренировка в решении задач на стоимость и обращении с деньгами.
Предметное содержание игры: затрагиваемая область -математика, а также сфера социальных отношений: нормы вежливого обращения к покупателю, продавцу, правила поведения в магазине и т.д.
Возраст участников игры: 7-11 лет.
Роли: 3продавца, 3 кассира, покупатели.
Оборудование и инвентарь: таблички-вывески отделов « МОЛОЧНЫЙ», «ГАСТРОНОМ», «КОНДИТЕРСКИЙ», таблички-указатели касс, ценники с наименованиями и рисунками товаров, чеки для продавцов и кассиров(чистые листочки», 10 коробок с заданиями разной сложности: в 1-ой самые простые, в 10-ой самые сложные.
Примечание: Роли продавцов и кассиров исполняют дети, наиболее успешные в устных вычислениях. Роль продавца – самая трудная.
Задания написаны на отдельных листочках и выглядят так:
Купить 2 бутылки молока и 1 пачку творога.
Получить сдачу с ….. рублей.
Ход игры:
После распределения ролей и расстановки ценников на партах-витринах, покупатели, самостоятельно оценивая свои возможности, в плане устного счета, выбирают «задания для покупок».
Посчитав стоимость покупаемого товара, покупатель должен назвать сумму кассиру и указать название отдела. Кассир на чеке должен написать «уплаченную сумму» и «выданную сдачу».
Например: « 88 рублей 45 копеек в молочный отдел»
- Уплачено: 88рублей 45 коп.
- Получено: 100 рублей.
- Сдача: 11 рублей 55 копеек.
Игра «Копилка»
Цель: научить составлять необходимую сумму, подбирая монеты разного достоинства.
Материалы:монеты разных номиналов.
Положи в копилку 10 рублей, набери монетами разного достоинства. Выполни это задание разными способами.
Можно еще сопоставить ответы математических примеров и накопление денежных средств. Использовать знаки «».
Например,
Сумма ответов математических примеров.
Сумма денег в копилке
1+2
3+4
2+5
5 р., 2 р., 1р., 1р.
Считаем общую сумму ответов:3+7+7=17
Считаем общую сумму денег в копилке: 5р.+2р.+1р.+1р.=9р.
179
Чтобы суммы были равны, сколько рублей нужно положить в копилку?
«Что дешевле»
Цель: Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.
Материал: Карточки с изображением разных предметов, ценники.
Содержание: Сначала дети подбирают предметы товаров (составляют тематические ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.