kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы "Повышение математической грамотности обучающихся, через решение текстовых задач на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по теме

"Повышение математической грамотности обучающихся, через использование текстовых задач на уроках математики и занятиях по модулю «Занимательная математика».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Повышение математической грамотности обучающихся, через решение текстовых задач на уроках математики"»

Опыт работы по теме

"Повышение математической грамотности обучающихся, через использование текстовых задач на уроках математики и занятиях по модулю «Занимательная математика».

Цель мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития математической грамотности.

Задачи мастер-класса: показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития математической грамотности учащихся; способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие математической грамотности учащихся; содействовать профессиональному общению; вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход мастер-класса

МЕЛОДИЯ

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на моём мастер – классе.

Хочу начать своё выступление с небольшого опроса. Вы, наверное, узнали мелодию? Что это за песня? Правильно. Песня из кинофильма «Где это видано». (Папа у Васи силен в математике, учится папа за Васю весь год. Где это видано, где это слыхано!? Папа решает, а Вася сдает…)

- А кто из вас любит математику? Почему? А кто шел на урок подготовленным?

(мальчику трудно давалась математика, он не умел считать или допускал вычислительные ошибки, не справлялся с решением задач, за него домашнее задание выполнял отец).

Актуальность и методическая обоснованность моего мастер - класса исходит из реалий сегодняшнего дня. В век интерактивных технологий и интернета интенсивность и качество чтения детей заметно снижается. Учителям и родителям все сложнее становится привлечь внимание младших школьников к книгам. Все чаще подрастающее поколение предпочитает мультфильмы, компьютерные и мобильные игры. Именно поэтому формирование читательской грамотности у школьников на уроках математики стало весьма актуальным.

Одно из направлений функциональной грамотности – математическая грамотность.

Математическая грамотность как одна из составляющих функциональной грамотности предполагает способность использовать математику, понимать её язык, чтобы решать реальные жизненные проблемы.

За годы работы я убедилась, что не все дети способны решать задачи. Анализируя сложившуюся ситуацию, я пытаюсь систематизировать свою работу по этому вопросу, выделить основные методы и приёмы, которые могли бы помочь моим ученикам справиться с решением математических задач. Изучая этот вопрос, я поняла, что учащиеся не могут овладеть математической грамотностью потому, что они не владеют читательской грамотностью. Низкий уровень владения устной речью, невнимательное чтение заданий не способствуют успешному овладению математической грамотностью.

Для того, чтобы повысить математическую грамотность и творческий потенциал учащихся, эффективным методом является сопряжение урочной и внеурочной деятельности. Покажу, как я повышаю математическую грамотность на уроках и занятиях по модулю «Занимательная математика»

Практическую часть я хочу начать со слов математика и педагога Д. Пойа писал: "что решение задач – это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь ... если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать". Важно, чтобы задача обязательно решалась на каждом уроке и была бы ещё и одним из домашних заданий, т.е. «понемногу, но каждый день».

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам самостоятельно составить компетентно-ориентированное задание (составить задачную формулировку) по теме «Действия с натуральными числами» с предложенными предметами, используя структуру компетентностно-ориентированного задания.

Условие: один из источников информации должен быть вне основного текста задачи. Эти источники у меня находятся в коробке. Каждой группе надо выбрать необходимый для своей задачи предмет (линейка, книга, рекламный журнал, пакет обойного клея, телефон)



Задания 1 групп

Попробуйте составить задачную формулировку к заданию по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов:

1. Книга, книжная полка, рулетка.

( Участники выбирают дополнительный источник информации: книгу и линейку)

Модельный ответ:

Мама купила энциклопедию «Всё обо всем», состоящее из 12 томов. Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней?

Задание 2 группе

План комнаты и рулон обоев, малярная кисть.

( Участники выбирают дополнительный источник информации: упаковка обойного клея)

Модельный ответ:

Родители ученика 4а Серёжи Петрова решили оклеить его комнату новыми обоями. Периметр комнаты12м. Высота потолков 3 м. Сколько рулонов обоев по 10м и обойного клея им понадобится?

Задание 3 группе

Стол, новогодняя елка, кошелек.

( Участники выбирают дополнительный источник информации: Рекламный журнал магазина «Обжора»)

Модельный ответ:

Маме надо закупить продукты к новогоднему столу на семью из 4 человек. Помогите маме собрать новогодний стол на 5000р.

Каждая группа представляет результат своей работы.

Уважаемые коллеги, выполняя задание, вы проявили свои способности мыслить неординарно, креативно. Креативность – одна из составляющих общей функциональной грамотности человека. Подбирая задания, мы должны давать детям возможность проявить свою креативность.

Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении всем школьным предметам, в частности математике.

Предлагаю продолжить работу в группах. Выполните задание.

Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделить без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?

(Ответы групп)

Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число.

Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 без остатка. 33·3=99, 99100.

Другие ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя.

При вычислении произведения 28·3 Незнайка абсолютно правильно заменил его суммой трёх одинаковых слагаемых 28, однако посчитано значение этой суммы неверно.

Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.

Выполните следующее задание. Работаем индивидуально с карточкой 2.

Прочитайте внимательно текст « Александрийский маяк». Сформулируйте к нему вопросы, на которые вы можете ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответьте на эти вопросы.

Александрийский маяк

Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 г. до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскрёба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3 м. Основание маяка имело мощный фундамент из гранита в форме квадрата со стороной 180 м.

Маяк состоял из трёх мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30 м. Высота нижней башни составляла половину от общей высоты маяка. Плоская крыша нижней башни служила основанием средней части – 40-метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой фигурой Посейдона.

Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 г. античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду и в одночасье погибло 50 тысяч жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 м, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до 14 века, когда после очередного землетрясения он был разобран на камни.



Ответы. Дополните и уточните отчёты друг друга.



Год начала строительства маяка?

283 – 5 = 278 г.

Год, в который маяк причислили к чудесам света?

283 + 4 = 287 г.

Общая высота маяка?

46 • 3 = 138 м

Площадь фундамента маяка?

180 • 180 = 32400м2

Площадь основания нижней башни?

30 • 30 = 900м2

Высота нижней башни?

138 : 2 = 69м

Высота колоннады с куполом?

69 – 40 = 29м

Количество лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением?

283г. до н.э. + 365г. н.э. = 648 лет

Количество веков, которые маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям?

14век – 365г. (4век) = 10 веков



Данное задание может быть предложено на этапе отработки навыка выполнения арифметических действий с числами в концентре 1000. Задание способствует выработке умения находить нужную информацию в тексте и формулировать к нему вопросы. Оно не содержит готовых вопросов, и это требует от учеников самостоятельной постановки учебной задачи. Задание также способствует воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса, расширению кругозора.



Приём составления вопросов к тексту является одним из основных при формировании навыка смыслового чтения.

Другим таким приёмом является приём составления сводных таблиц, позволяющий обобщить и систематизировать учебную информацию. С этой целью я предлагаю выполнить задание 3, работая в группах.

Прочитайте текст. Представьте содержащуюся в нём информацию в табличной форме. Ответьте на вопросы и выполните задания, данные после текста.

Звери-великаны

Зверь – это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных – синий кит. Его длина – 33 м, а масса – до 150 т. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может кого угодно проглотить. На самом же деле это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона. Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши – африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана – африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4 м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2 м. Эти огромные животные питаются травой и листьями.

Вопросы и задания:

  1. Исполином среди млекопитающих является бурый медведь. Его масса достигает 750 кг. Во сколько раз носорог тяжелее бурого медведя? На сколько синий кит тяжелее бурого медведя?

  2. Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живёт в Мексике. Он весит примерно 6 г. Во сколько раз карликовый хомячок легче синего кита и носорога? Сколько хомячков уравновесят на весах бурого медведя? На сколько граммов хомячок легче слона?

  3. Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 100 г. Сравни массу такой обезьянки с массой каждого из встретившихся в тексте животных.







Название животного

Масса животного

Рост животного

Питание

Синий кит

До 150т

33м

Рачки планктона

Африканский слон

150:30=



Трава и листья

Африканский носорог

150:50=

Бурый медведь

750кг

3000:750 = в 4 раза

150.000-750 = на 149.250кг



Карликовый хомячок

150.000.000г : 6г = в 25.000.000 раз

3.000.000г : 6г = в 500.000 раз

750.000г : 6 = 125.000 хомячков

5.000.000г – 6г = на 4.999.994г



Карликовый игрунок (маленькая обезьянка)

100г








Это задание может быть использовано при изучении арифметических действий с натуральными числами. Его выполнение способствует формированию умения выделять главное из имеющейся информации, представлять информацию в табличной форме, определять необходимое количество строк и столбцов таблицы.

В данном случае для выполнения заданий, предложенных после текста, достаточно, чтобы таблица имела 2 столбца: название животного и массу животного.

Однако для того, чтобы полно отразить информацию, имеющуюся в тексте, нужно добавить ещё 2 столбца – рост животного и чем оно питается. Количество строк в таблице будет равно количеству упомянутых в тексте животных плюс ещё одна строка, в которой будут помещены названия столбцов.

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными. В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит  сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе. 

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Таким образом, в реализации своей системы работы считаю важным, что накопленный банк практико-ориентированных заданий и разработанные дидактические материалы будут способствовать формированию математической грамотности младших школьников, тем самым повышается качество обучения, возможность готовности детей к жизни.

Результаты применения данных методов

Класс

Успеваемость

Качество знаний

2

100%

56%

3

100%

63%

4

100%

75%



В перспективе планирую обобщить и распространить свой опыт на разных уровнях, продолжить пополнять банк методических идей, направленный на формирование математической грамотности младших школьников.



Рефлексия

Ладошки с солнышком и тучками. Выберите символ, с каким настроением вы были на моем мастер-классе.

Спасибо!













Список использованных информационных источников:

  1. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.:Российский учебник : Вентана-Граф, 2018 — 288 с. : ил. —(Российский учебник : Успешный педагог XXI века).

  2. Вергелес Г. И., Денисова А. А. Технологии обучения младших школьников. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2017. — 256 с: ил.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Тхакахова Сафьят Нурбиевна

Дата: 14.05.2025

Номер свидетельства: 669774


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства