kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа ученицы 7 класса "Взаимосвязь наук. Математика в русском языке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект о двух очень разных науках: математике и русском языке. Главной целью проекта является показать, как взаимосвязаны между собой эти две науки, как и на сколько одна из этих наук проникла в другую. 

Взаимодействие математики и языкознания – тема многогранная, и в своей работе Диана остановилась не на всех, а, в первую очередь, на её прикладных аспектах.

Работа над данным проектом обеспечивает практическое использование лингвистических знаний на разных уроках, способствует развитию речи учащихся на межпредметной основе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ученицы 7 класса "Взаимосвязь наук. Математика в русском языке" »

Министерство образования и науки РК

Западно-Казахстанская область

Таскалинский район

СОШ им.С.Жаксыгулова


Взаимосвязь наук

Математика в русском языке


Исследовательская работа ученицы 8 класса

Муратовой Дианы



Секция «Информатика»







Руководители:

Иргалиева С.М. – учитель информатики

Сараева У.М. – учитель математики






2014 г






Введение


Сегодня я представляю проект о двух очень разных науках: математике и русском языке. Главной целью проекта является показать, как взаимосвязаны между собой эти две науки, как и на сколько одна из этих наук проникла в другую.

А поможет мне представить информацию об этих строгих науках моя увлеченность компьютерными технологиями. Я постаралась с помощью разных компьютерных программ "оживить" анимациями своё выступление.

































Взаимосвязь наук


1.Математика в русском языке


    1. Множества и подмножества


Практически при выполнении каждого упражнения мы применяем понятия множества и подмножества.

Множество представляет собой объединение некоторых объектов,

предметов или понятий в единую совокупность по каким либо общим для них свойствам (признакам) или законам.

Анимацию для демонстрации примера множества и подмножеств я создала в программе Microsoft Office Power Point (Приложение 1).

Например. Дано множество слов:

А= {вкладчик, стульчик, лимончик, вертолетчик, графинчик, переводчик, карманчик, разносчик, стаканчик, водопроводчик}.

Это множество состоит из 10 элементов – слов с суффиксом – чик - Задание. Из данных слов, выпишите сначала слова, в которых суффикс

–чик - обозначает людей по роду занятий, затем слова, в которых суффикс

–чик - придает уменьшительное значение.

В = {вкладчик, вертолетчик, переводчик, разносчик, водопроводчик}; n (В)=5.

С ={стульчик, лимончик, графинчик, карманчик, стаканчик}; n(С)=5.

Множества В и С являются подмножествами множества А, т.е. ВА и

СА.

То же самое задание мы выполняем, например, при чередовании а и о в корнях – кас – и – кос -, -гар - и – гор-, правописании приставок пре- и при - и т.д.


1.2. Симметрия букв и слов


Написание некоторых букв русского алфавита имеет вертикальную и горизонтальную симметрию. Выполнив исследовательскую работу все буквы можно разбить на 4 группы.


Буквы с горизонтальной осью симметрии: В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю.

Буквы с вертикальной осью симметрии: А Д Ж  М Н О П Т Ф Х Ш.

Буквы, не имеющие ось симметрии: Б Г И Р У Ц Ч Я Щ.

Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии: Ж Н О Х Ф.


Буквы с горизонтальной осью симметрии

Буквы с вертикальной осью симметрии

Буквы, не имеющие ось симметрии

Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии

В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю

А Д Ж  М Н О П Т Ф Х Ш

Б Г И Р У Ц Ч Я Щ

Ж Н О Х Ф


Анимация, демонстрирующая симметрию букв, создана мною в программах Macromedia Flash и Movie Maker (Приложение 2).

Из букв, которые обладают горизонтальной осью симметрии можно

составлять слова, которые также обладают горизонтальной симметрией.

Например. КОФЕ, СОН, НОС, НЮХ, НОЖ и т.д.

А вот такие слова как: ШААШ, ПОТОП, ТОПОТ – имеют вертикальную ось симметрии.


1.3. Числительные в фразеологизмах, стихотворениях, поговорках.

Очень много можно найти в русском языке фразеологизмов, стихотворений, поговорок, пословиц с числительными. Я постаралась найти их с каждой цифрой. А к некоторым из них я подготовила мультипликационные анимации в программах Pivot и Anime Studio Pro (Приложение 3).

Один -

В задачнике жили

Один да один.

Пошли они драться

Один на один (С. Маршак).


Одного поля ягоды (фразеологизм) – похожи друг на друга по своим качествам.


Единица -

Обещал ребятам Павлик:

Единицу я исправлю.

Я немного подучу,

Завтра двойку получу (Е. Ефимовский)


Два -

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки. (К. Чуковский).


Раз-два и обчелся (фразеологизм) – очень мало, что даже можно пересчитать.


В два счета (фразеологизм)– очень быстро.


Двенадцать -

Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (загадка).


Двадцать -

Только и съела, бедняга,

Что пятьдесят поросят,

Да полсотни гусят... да двадцать бочонков

Соленых опенков... (К. Чуковский).


Двести -

Был китенок весел,

Потому, что весил,

Нанырявшись по морям,

Двести килограмм... (М. Яснов).


Три -

Заблудиться в трех соснах (фразеологизм) – не суметь разобраться в чем-нибудь простом.


Четыре -

Плыли по небу тучки.

Тучек – четыре штучки. (В. Маяковский) .


Четырнадцать -

Искала старушка

Четырнадцать дней,

А пудель

По комнате

Бегал за ней. (С. Маршак).


Пять -

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять. (С. Маршак).


Пятьдесят -

Только и съела, бедняга,

Что пятьдесят поросят,

Да полсотни гусят... (К. Чуковский)

Шестьдесят -

На стене часы висят,

Делят все на шестьдесят.

Все минуты точно делит

На секунды циферблат. (А. Иванушкин).


Семь -

Семь дней в неделе.


Семь пятниц на неделе.


На седьмом небе (фразеологизм) – в состоянии высшего счастья.

Восемь -

Восемь шариков воздушных-

Восемь братцев непослушных.

Каждый, хвостиком дразня,

Уплывает от меня. (Г. Глушнев).


Десять -

Десять дней Айболит

Не ест, не пьет и не спит,

Десять дней подряд

Он лечит несчастных зверят. (К. Чуковский).


Не из робкого десятка; не робкого десятка (фразеологизм) – о смелом, храбром человеке.


Сто -

Сто ужей на двух ребят

Подозрительно шипят. (С. Михалков).


В сто крат – во много раз.


Тысяча -

Скоро тысячи скворцов

С домиком подружат,

Скоро множество птенцов

Выглянет наружу. (Я. Аким)


2. Русский язык в математике


2.1. Правила чтения буквенных выражений


В русском языке название латинских букв x, y, z – мужского рода, остальных латинских букв – среднего рода.

Надо читать:

а=3 «а равно трем»,

с=-5 «цэ равно минус пяти», но

х=300 «икс равен тремстам»,

у=100 «игрек равен ста».

При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:

3у «три игрек», а не «три игрека»,

5х «пять икс», а не «пять иксов».

Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т. д., то выражение читают во множественном числе:

3х=120 «три икс равны ста двадцати»,

0,8у=-2,4 « ноль целых восемь десятых игрек равны минус двум целым

четырем десятым».

2.2. Ударение

Ударение в названиях всех греческих букв, кроме омега и омикрон – на первом слоге. Например: альфа, бета, гамма, дельта и т.д.

Ударение в фамилиях английских математиков всегда на первом слоге: Ньютон, во французских на последнем слоге: Декарт, а в именах греческих ученых – Евклид, Архимед, Пифагор, ударение на последнем слоге.

Ударение в заимствованных из других языков, математических терминах ставится, как правило, в соответствии с принятым в языке - источнике. Например: симметрия (греч.) – ось симметрии, центр симметрии, симметричные точки, асимметрия.




2.3. Склонение количественных числительных.


16849

И. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять

Р. п. шестнадцати тысяч восьмисот сорока девяти

Д. п. шестнадцати тысячам восьмистам сорока девяти

В. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять

Т. п. шестнадцатью тысячами восьмьюстами сорока девятью

П. п. о шестнадцати тысячах восьмистах сорока девяти


3. Взаимосвязь наук: математики и русского языка

3.1. Ребусы


Действительно, в ребусах и шарадах очень часто переплетаются знания русского языка и мира математики. Цифры помогают ожить словам, слова могут превратиться в цифры.

Я люблю разгадывать ребусы. И их очень интересно превращать в анимации, которые наглядно демонстрируют "превращение" цифр в буквы и наоборот. Некоторые ребусы я "оживила" с помощью программ Pivot и Pinnacle (Приложение 4).






















Заключение


С помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией.

В мире существует около двух тысяч различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами.

По мере изучения математики мы постепенно знакомимся с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком.




[Введите текст]



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сараева Улмекен Максутовна

Дата: 12.09.2014

Номер свидетельства: 113584


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства