Исследовательская работа по математике "Аликвотные дроби." учеников 8 "в" класса Морданова Камрана и Малышева Никиты.
Исследовательская работа по математике "Аликвотные дроби." учеников 8 "в" класса Морданова Камрана и Малышева Никиты.
Таким образом, при разработке данной темы, мы узнали, что первыми дробями, которыми оперировали люди, были аликвотные дроби.
Задачи с использованием аликвотных дробей составляют обширный класс нестандартных задач. Аликвотные дроби используются тогда, когда требуется что-то разделить на несколько частей с наименьшим количеством действий для этого.
Разложение дробей на две аликвотные дроби систематизировали в виде формулы, преобразовав которую, легко решили олимпиадные задачи по математике разных лет.
Решив проблему разложения аликвотных дробей на две аликвотные дроби, мы пришли к выводу, что разложение на три, четыре, пять и т.д. аликвотных дробей можно произвести , разложив одно из слагаемых на две дроби, следующее слагаемое еще на две аликвотные дроби и т.д.
Таким образом, аликвотные дроби (с числителем 1) долгое время были единственными дробями, с которыми как-то умел оперировать человек, а правила действий с произвольными дробями разработаны «сравнительно недавно».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по математике "Аликвотные дроби." учеников 8 "в" класса Морданова Камрана и Малышева Никиты. »
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа ст.Архонская»
Исследовательская работа по математике
"Аликвотные дроби."
Работу выполнили:
ученики 8 "в" класса
Морданов Камран и
Малышев Никита.
Руководитель работы:
учитель математики
Кусей Любовь Александровна.
2014г.
Цель исследования:
Выяснить, какое значение имеют аликвотные дроби в нашей жизни.
Задачи исследования:
Узнать происхождение аликвотных дробей.
Рассмотреть основные операции с аликвотными дробями.
Решать олимпиадные задачи с помощью аликвотных дробей.
Составлять и решать задачи практического содержания.
Основная часть.
Первые дроби, с которыми нас знакомит история, это дроби вида – – так называемые единичные дроби, так как числитель этих дробей единица. Причиной появления этих дробей являлась необходимость разбить единицу на доли. Это нужно было для того:
1. чтобы разделить добычу после охоты, ведь, нужно было знать, сколько частей составляет целое и кому какая часть добычи станет принадлежать.
2. чтобы поделить основную меру объёма в Древнем Египте - «хекат».
Итак, дроби вида , где числитель 1, а n – натуральное число, (т.е. число, которое используется для счёта предметов), называются аликвотными дробями (от латинского aliguot- " несколько'') или единичными.
В Древнем Египте «натоящими» математики считали только аликвотные дроби. Поэтому каждую дробь стремились представить в виде суммы меньших аликвотных дробей, причём с разными знаменателями.
Например: =,
=+,
=+.
Так, глаз «Хора» - единица для измерения ёмкостей и объемов,
представляла собой дробь , так как согласно мифам глаз Хора был выбит, а затем восстановлен на . Каждая часть глаза соответствовала определённой дробии была представлена в виде суммы аликвотных дробей таким образом: + + + + + = .
Аликвотные дроби встречаются в древнейших, дошедших до нас математических текстах, составленных более 5000 лет тому назад, – древнеегипетских папирусах и вавилонских клинописных табличках. Они нужны были для практических целей.
Рассмотрим такую задачу: «Разделить 7 хлебов между 8 людьми» Если разрезать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов (7 хлебов по 7 надрезов в каждом хлебе). А по-египетски эта задача решалась так: = + + . Значит, каждому человеку нужно дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба. Придется сделать почти в три раза меньше разрезов.
Я познакомилась с различными задачами древности, которые решаются через аликвоты. Меня заинтересовал вопрос, как можно разбить на аликвоты дроби дробь, где числитель 2, а знаменатель любое четное или не чётное число, то есть , и т.д.
И так дроби вида и , можно получить по формулам:
+;
= ;
.
например,
при n=2 2/5=1/3 + 1/15
при n=5 2/11=1/6 + 1/66 и т.п.
Но, оказалось трудным разложение дроби на 4 аликвотные дроби. Скажем, число 2/43 выражается так: = .
Разложить в виде суммы двух аликвотных дробей можно по формуле: + .
Например: ;
;
.
Разложить в виде разности двух аликвотных дробей можно по формуле: - знаменателями которых являются последовательные числа равные их произведению.
Например: = = - ;
.
Приложение.
Задачи из журнала «Квант». Решение задач.
Представить число 1 в виде сумм различных аликвотных дробей
А) трёх слагаемых:
1 = .
Б) четырёх слагаемых:
1 = =
.
В) пяти слагаемых:
1 = = + + .
Г) шести слагаемых:
1 = = + + = +
Представьте дробь в виде аликвотных дробей.
Существует 2 способа представления дроби в виде суммы и один - в виде разности аликвотных дробей. Это, опять-таки, из-за простоты числа 2011.
3. Верно ли равенство?
Равенство верно.
4.
Равенство верно.
5.
Равенство верно.
6. Решить пример.
7.В каком году проходила олимпиада в Казани?
Чтобы узнать в каком году в Казани была проведена Универсиада нужно сумму аликвотных дробей
1/(1*2)+1/(2*3)+1/(3*4)+…+1/(2013*2014) умножить на год проведения зимних олимпийских игр в городе Сочи.
Решение :
1/(1*2)+1/(2*3)+1/(3*4)+…+1/(2013*2014)=2013/2014
2013/2014 * 2014 = 2013
Ответ: Универсиада проводилась в 2013 году.
Олимпиадные задания 2006 – 2007г.
Найди сумму
1/(10*11)+1/(11*12)+…+1/(98*99)+1/(99*100)=?
Чтобы найти решение данной задачи необходимо найти сумму
Таким образом, при разработке данной темы, мы узнали, что первыми дробями, которыми оперировали люди, были аликвотные дроби.
Задачи с использованием аликвотных дробей составляют обширный класс нестандартных задач. Аликвотные дроби используются тогда, когда требуется что-то разделить на несколько частей с наименьшим количеством действий для этого.
Разложение дробей на две аликвотные дроби систематизировали в виде формулы, преобразовав которую, легко решили олимпиадные задачи по математике разных лет.
Решив проблему разложения аликвотных дробей на две аликвотные дроби, мы пришли к выводу, что разложение на три, четыре, пять и т.д. аликвотных дробей можно произвести , разложив одно из слагаемых на две дроби, следующее слагаемое еще на две аликвотные дроби и т.д.
Таким образом, аликвотные дроби (с числителем 1) долгое время были единственными дробями, с которыми как-то умел оперировать человек, а правила действий с произвольными дробями разработаны «сравнительно недавно».
Используемая литература:
Энциклопедический словарь юного математика для среднего и старшего школьного возраста. М.: Педагогика,1989.
Левитас Г. Г. Нестандартные задачи по математике.– М.: ИЛЕКСА,2007.
Баженов И.И., Порошкин А.Г. и др. Задачи для школьных математических кружков. Сыктывкар, 1994.
Гаврилова Т. Д. «Занимательная математика». 5-11класс. Волгоград: Учитель, 2008.
Фарков А. В. Математические олимпиады в школе. 5-11класс. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Петерсон Л. Г. Математика. 5класс. – М.:Ювента, 2009.