kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследование поведения графиков различных вариантов дробно-рациональных функций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из наиболее часто используемых типов функций при анализе различных задач являются  дробно-рациональные функции. Исследование этого типа функции требует знаний всех характеристик теории функции действительного переменного и навыков работы с графиками функций. Объединение всех этапов исследования функции для построения графика зачастую вызывает наибольшее затруднение.

В данной работе представлен один из наиболее удобных методов исследования дробно-рациональной функции и построение их графиков с обобщением на сложные функции от дробно-рациональных.

Показать полностью
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследование поведения графиков различных вариантов дробно-рациональных функций.»

Елизаветенкова А.В.

Исследовательская работа.

Исследование поведения графиков различных вариантов дробно-рациональных функций.

Одним из наиболее часто используемых типов функций при анализе различных задач являются дробно-рациональные функции. Исследование этого типа функции требует знаний всех характеристик теории функции действительного переменного и навыков работы с графиками функций. Объединение всех этапов исследования функции для построения графика зачастую вызывает наибольшее затруднение.

В данной работе представлен один из наиболее удобных методов исследования дробно-рациональной функции и построение их графиков с обобщением на сложные функции от дробно-рациональных.

Например:

Характер поведения графика функции зависит от соотношения корней числителя и знаменателя. Например, для функций, у которых многочлен числителя меньше по степени многочлена знаменателя можно выделить следующие случаи:

а)(корни знаменателя не совпадают с корнями числителя, );

б) (корни знаменателя совпадают с корнями числителя,);

в) ().

Пример:

Функция, у которой корни знаменателя не совпадают с корнями числителя, .

Так, для функции  областью определения являются все значения x, при которых знаменатель функции не обращается в нуль.

Таким образом, областью определения функции является:

Для функции :

Значит, функция принимает нулевое значение в точке .

Следующим полезным шагом является определение промежутков знакопостоянства функции.

Чтобы определить знак функции для всех точек такого интервала, достаточно определить его в любой точке этого интервала.

Знак функции для  меняется в точках:

 с «+» на «-»,  с «-» на «+»,  с «+» на «-».

Помимо нулей функции, очевидно, по рисунку наличие пересечения точек с осью Oy.

Для функции  точка пересечения равна:

Полученные на данном этапе результаты уже можно отображать на действительной плоскости (рис.1).

Для уточнения поведения функции на бесконечных значениях аргумента необходимо вычислить пределы на ±∞.

Для функции  предел функции на ±∞ равен:

Стоит отметить, что конечное значение пределов на бесконечности определяет наличие горизонтальной асимптоты.

Для функции :

Следовательно,  - горизонтальная асимптота.

Исследование функции в точках разрыва подтверждается значениями вычисленных пределов в этих точках.

Для функции  односторонние пределы в исключенных из области определения точках равны:

В этом случае функция при x, стремящемся к единице, предела не имеет, а, следовательно, точка  - точка разрыва второго рода.

Аналогично рассматривается точка .

Следовательно, точка  - точка разрыва второго рода.

Для функции  можно указать следующие асимптоты:

прямая - вертикальная асимптота;

прямая  - вертикальная асимптота.

Используя проведенное исследование, можно построить схематический график функции .



Схема графика функции фактически получена. Уточнение значений экстремумов, перегибов, интервалов монотонности и выпуклости уточняется с помощью производных исследуемой функции.

При исследовании функции  по первой производной можно увидеть критические точки. Исследование точек показано в таблице.


x

-6

-5

-3

-2,5

0

1

2

-

0

-

0

-

0

-





Из таблицы можно заметить, что функция убывает на всей числовой оси, следовательно, точек экстремума нет.

Пример. При исследовании функции  по второй производной. Исследование точек показано в таблице.


x

-10

-5

-3

-2,5

0

1

2

-

0

+

0

-

0

+





Вторая производная существует на всей числовой оси. Таким образом, точки кривой с абсциссами  отделяют выпуклую дугу от вогнутой, и потому являются точками перегиба.

Завершающим этапом является нахождение наклонной асимптоты.

Наклонные асимптоты для функции :

Следовательно, наклонных асимптот кривая не имеет.

В данной работе проведены исследования дробно-рациональной функции и построение их графиков с обобщением на сложные функции от дробно-рациональных.

Проведены исследования с функциями более старших степеней и в комбинации с другими функциями, а именно:

По представленной работе в дальнейшем можно пользоваться как шаблоном, то есть избегать дополнительно подробных исследований при отсутствии необходимости в этом. Метод опробован на старшеклассниках и дает неплохие результаты.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Исследование поведения графиков различных вариантов дробно-рациональных функций.

Автор: Елизаветенкова Анжела Васильевна

Дата: 26.11.2016

Номер свидетельства: 362654


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1240 руб.
2070 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1410 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства