kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на заседание объединения учителей математики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике»







ДОКЛАД по теме:

«Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике»











Подготовила: учитель математики,

Шаляева Ю.Г.























р.п. Чамзинка, 2024

Знание только тогда

становится знанием,

когда оно приобретено 

усилиями своей мысли,

а не памятью.

Л.Н.Толстой

Главным предназначением учителя является способность разбудить в каждом ребенке желание к саморазвитию и самопознанию, научить способам деятельности и двигаться вместе с ним к вершинам познания, помогая каждому ребенку раскрыться. В этой связи, кроме личности самого учителя, его педагогического мастерства, на первый план выступает умение обучать анализу собственной деятельности, рефлексии осознанно приобретаемых учениками знаний и умений. Особенно важное значение это имеет в изучении точных дисциплин.

Математика – один из тех предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ГИА. Экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в основной школе, поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. Государственная итоговая аттестация по математике (ГИА) вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена, прежде всего, тем, что содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков учащихся. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике, экономике. В данной ситуации учителям приходится находить различные пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный.

Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ГИА.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА можно выделить следующие составляющие:

- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к ГИА являются следующие:

- организация информационной работы по подготовки учащихся к ГИА;

- мониторинг качества;

- психологическая подготовка к ГИА.

Подготовка к сдаче ГИА по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.

Первое: умение быстро и правильно считать.

В связи с введением обязательного ЕГЭ и ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор. Многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие преобразования устно. Конечно, для этого требуется организовать отработку такого навыка до автоматизма. Многие ученики приходят из начальной школы с плохим знанием таблицы умножения, таблицы сложения и вычитания в пределах 20. Что это значит для дальнейшего обучения, понимают все учителя математики. Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков

Второе: обязательное знание правил и формул

Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, как по алгебре, так и по геометрии, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.

Третье правило, практикую в своей работе зачёты по темам, что положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачеты можно проводить в конце темы в виде теста, который составлен из задач трех уровней. Первые задания более простые, остальные соответствуют заданиям ОГЭ или ЕГЭ, более высокого уровня сложности. Причем нужно формулировать задания по теме так, как возможно они будут сформулированы на ОГЭ или ЕГЭ

Четвертое, использую Интернет-ресурсы для подготовки учащихся к экзаменам.

Задания Открытого банка заданий можно использовать на разных этапах урока: при изучении новой темы, при закреплении отработке навыков по данной теме и, конечно же, для контроля знаний.

Пятое, в течение учебного года в 9 классах, помимо репетиционных ОГЭ проводятся диагностические тестовые работы. В диагностическую работу включаются задания различных типов и разного уровня сложности для дифференциации учащихся по уровням подготовки.

Шестое, психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.   Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Седьмое, это домашние задания. В домашнюю работу, по-возможности, можно включать задания из сборников ОГЭ по пройденным темам, не только в 9 классах, но и на протяжении всего курса математики основной школы.

Условия ориентации на максимум усвоения учебного материала приводят к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении не справляющихся с учёбой; развивается чувство собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска удовлетворения в других сферах. Выход из этой ситуации в осуществлении дифференцированного подхода к обучению учащихся на основе явного выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Следует иметь в виду, что ограничение требований к части учащихся связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний позволяет формировать умения применять известные способы и приёмы решения задач в усложнённых и новых ситуациях, а также поднимать уровень, соответствующий повышенным оценкам, естественным образом.

Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Натаскивание на варианты ОГЭ слабоуспевающих учеников необходимо. В этом помогают задания с сайта ФИПИ из открытого банка заданий и из других интернет-источников. Ученик привыкает к этим заданиям. Он знает, что эти задания будут у него в экзаменационной работе. Нет того стресса, который был бы у него перед неизвестным.

Итак, основными принципами, ведущими к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, можно считать следующие:

1. Важнейшим моментом подготовки является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

2. Для успешного выполнения заданий нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ГИА прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

3. Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

4. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ГИА - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.

5. За 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ГИА нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.

6. Союзником тут могут выступить родители учащегося. Используйте в работе именно этот «ресурс» - родители - единомышленники. В таком тандеме обычно все удается!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шаляева Юлия Геннадьевна

Дата: 18.10.2024

Номер свидетельства: 657944


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства