Просмотр содержимого документа
«Использование этнокультурного компонента при решении уравнений на уроках математики»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Шпортько Е. С.
(г. Уфа)
В современной социокультурной ситуации развития российского общества, в условиях необходимости преодоления социально-экономического и духовного кризиса актуализируются проблемы сохранения этнокультурных традиций народов Российской Федерации, Республики Башкортостан, г. Уфа.
Важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия играют этнокультурные традиции и обычаи, затрагивающие пространственно-временные, количественные характеристики жизни семьи как наиболее близкие детскому повседневному опыту. Исходя из этого формирование элементарных математических представлений у школьников, ориентированное на этнокультурные ценности народа, в школьном государственном учреждении должно быть напрямую связано с образовательным процессом.
В условиях социально-культурных перемен этнопедагогизация системы воспитания и обучения становится все более актуальной проблемой педагогики, хотя это давным-давно добивался еще К.Д. Ушинский. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что в науке созданы предпосылки для решения проблемы этнокультурной ориентации математического образования детей. Значительный вклад в развитие представлений о сущности народной педагогики и ее роли в образовании детей внесли отечественные ученые, педагоги – В. Ф. Афанасьев, Г. Н. Волков, К. Д. Ушинский, К. С. Чиряев и др. Обращение к народной педагогике, к опыту культурного прошлого приобретает сегодня особенно актуальное значение, так как именно народная педагогика, являющаяся «средоточием духовной жизни народа» (В. А. Сухомлинский), сохранила, исторически выверив, традиционные средства воспитания детей, которые не потеряли своей значимости и в наши дни.
Этнопедагогика обрела в системе педагогических наук самостоятельное значение как научная школа, направление. Это подтверждается целым рядом официальных документов на федеральном и региональном уровнях (приказы министра образования РФ, госстандарты и др.). Крупный специалист по русской национальной школе Е. П. Белозерцев в своей книге «Образ и смысл русской школы» пишет: «Академик Г. Н. Волков через народную педагогику чувашей, татар, башкир, дагестанцев и других объединяет народы, и таким образом укрепляет Россию» [1, с. 15]; американский профессор Рэй Барнхардт говорит, что «этнопедагогические работы Г.Н. Волкова просвещают все народы».
Кому как не учителю нести и передавать знания об истории народа, учить толерантности к народам, населяющим республику Башкортостан?! Заниматься этим, по моему мнению, необходимо не только учителю истории, но и педагогам естественнонаучного, филологического цикла.
В данной статье мне бы хотелось привести несколько заданий из урока математики (урок закрепления полученных знаний) в 5 классе (учебник Виленкина Н. Я.) по теме: «Решение уравнений». Урок был проведен с использованием интерактивной доски, что способствует более глубокому вовлечению обучающихся в учебный процесс.
Для разминки обучающимся было предложено задание не просто решить уравнения, а выбрать в заголовках столбцов соответствующие результату буквы, получить слово, а затем соответственно буквам и числам составить из частей-паззлов башкирский орнамент:
Ребята узнают, что этим орнаментом оформлен Конгресс-Холл г. Уфа. Затем один из обучающихся делает сообщение о данном орнаменте, которое он подготовил заранее, при этом не озвучивая дату его основания, которую ребята узнают, решив уравнение:
15х-10х=10 035.
Помимо заданий, связанных с орнаментом, на уроке ребята решали уравнения и получали даты основания Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова (1919 г.), сквера им. М. В. Нестерова, расположенного перед зданием школы (2012 г.), Национального музея Республики Башкортостан (1864 г.). После получения каждой даты класс прослушивал сообщения одноклассников о музеях и сквере.
Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная личность, жизнь которой тесно связана с историей своего народа, своей маленькой Родины, которую мы, учителя, должны знать сами и знакомить с ней своих учеников.
Литература:
1. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград: Перемена, 2000. -205 с.
2. Волков Г.Н. Современные функционирования народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: Изд-во РИ ПКРНО, 1993. - 86 с.
3. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2000. – 304 с.: ил.