Использование технологии Web-квеста на уроках математики
Использование технологии Web-квеста на уроках математики
В настоящее время уже сформировано поколение обучающихся, для которых более привычным является восприятие аудиовизуальной информации, нежели печатной.
Недаром в англоязычной литературе его называют Generation Dot Com. и приходится признать, что эту ситуацию нельзя повернуть вспять: телевидение, видео, компьютер, Интернет и другие телекоммуникационные сети неумолимо изменяют аудиторию, постепенно превращая «читателей» в большей мере в «зрителей».
К сожалению, обучающие часто используют информационные Интернет-ресурсы лишь в «корыстных целях» — копируя готовые рефераты. Пассивное восприятие любой информации может привести, к потребительскому отношению к медиа, плагиату текстов, работ, идей, в конечном итоге - к стереотипному мышлению и искажённому мировоззрению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологии Web-квеста на уроках математики»
Использование технологии Web-квеста на уроках математики
В настоящее время уже сформировано поколение обучающихся, для которых более привычным является восприятие аудиовизуальной информации, нежели печатной.
Недаром в англоязычной литературе его называют Generation Dot Com. и приходится признать, что эту ситуацию нельзя повернуть вспять: телевидение, видео, компьютер, Интернет и другие телекоммуникационные сети неумолимо изменяют аудиторию, постепенно превращая «читателей» в большей мере в «зрителей».
К сожалению, обучающие часто используют информационные Интернет-ресурсы лишь в «корыстных целях» — копируя готовые рефераты. Пассивное восприятие любой информации может привести, к потребительскому отношению к медиа, плагиату текстов, работ, идей, в конечном итоге - к стереотипному мышлению и искажённому мировоззрению.
Как подчёркивает Е. С. Полат, для развития нравственной, творческой, самостоятельно мыслящей личности необходим не только значительно больший объём информации, чем тот, который могут предоставить педагог, учебник и учебные пособия, а «большая вариативность информации, отражающая разные зрения, разные подходы к решению одних и тех же проблем».
С этой целью многие учителя уже давно используют проектную технологию, привлекая ресурсы сети Интернет. Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его.
Одно из возможных решений данной проблемы – технологияWeb-квест.
Web - сеть, (всемирная) паутина (веб).
Quest (с англ.)— поиск, предмет поисков, поиск приключений; спрос (квест).
Web-квест (WebQuest) в педагогике-проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Web-квест (WebQuest)-сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме.
Образовательный Web-квест (WebQuest) - сайт в Интернете, посвященный определенной теме и состоящий из нескольких, связанных единой сюжетной линией разделов, насыщенных ссылками на другие ресурсы Интернет.
Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном университете Сан-Диего (США) исследователями Берни Доджем и Томом Марчем.
Виды Web-квестов по времени:
1.Краткосрочные, на одно-два занятия, целью которых является приобретение знаний и их интеграция.
По окончанию проекта, обучающиеся осваивают существенный объем новой информации и происходит процесс ее осмысления.
2.Долгосрочные, на неделю или месяц занятий, целью которых является расширение и совершенствование знаний.
По окончанию проекта, обучающиеся углубляют свои знания, так или иначе трансформируют их и демонстрируют понимание материала, создавая некий ресурс, к которому другие обучающиеся могут получить доступ как в сети Интернет, так и вне ее.
В России термин «Web-квест» имеет разные толкования:
Вид учебных Интернет-ресурсов;
Образовательный сайт, посвященный самостоятельной исследовательской работе обучающихся (обычно в группах) по определенной теме с гиперссылками на различные веб-странички;
Ориентированный на решение проблемы вид деятельности, при которой большая часть или вся информация взята из Интернета;
Проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета;
Сценарий организации проектной деятельности обучающихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет.
Виды заданий для Web-квестов:
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Структура Web-квеста:
Вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Список информационных ресурсов (в электронном виде), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки Web-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в Web-квесте.
Руководство к действиям, которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением заготовок веб-страниц).
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен учащимися при выполнении самостоятельной работы над Web-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность обучающихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах. Однако, существуют web-квесты, предназначенные для работы отдельных учащихся.
Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее. Разрабатываются такие Web-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Важным условием успешной работы в проектной технологии квест – урока является присутствие в аудитории компьютерного оборудования с подключением Интернет – услуги.
Другим условием является наличия ПК у учащихся, позволяющего в домашних условиях продолжать работать с учебными материалами.
Одной из инновационных форм работы на уроках математики могут послужить тематические образовательные Web-квесты.
Образовательный Web-квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу
Цель работы в данной образовательной среде - организовать грамотную работу обучающихся в Интернете, сформировать ключевые компетентности обучающихся.
Web-квест – это продукт совместной деятельности учителя и обучающихся. Результатом работы с Web-квестом является публикация мини проектов обучающихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в сети Интернет).
Наиболее важной составляющей Web-квеста по математике являются поисково-познавательные задания, обеспечивающие достижение целей обобщающе-систематизирующей работы и развития познавательной самостоятельности школьников. Хорошо подобранные задания должны быть выполнимыми и увлекательными, побуждать учащихся мыслить и самосовершенствоваться.
При организации выполнения учащимися тематического Web-квеста следует учитывать, что некоторые из них способны выполнить поисково-познавательные задания самостоятельно, но большинству школьников требуется консультация.
При работе над Web-квестом развивается ряд компетенций:
использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);
самообучение и самоорганизация;
работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащиты и защиты проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
При такой технологии работы на уроке я вижу следующие результаты работы:презентации, доклады, страницы в Интернете.
Обучающиеся учатся сопоставлять, сравнивать, наконец, принимать другие точки зрения, что и способствует стремлению к самообразованию и реализации своих способностей, т.е. ученик может отвечать требованиям, предъявляемым к современному школьнику:
умению самоопределяться; умению самопрезентоваться; умению работать в команде; умению брать на себя ответственность.
Таким образом, используя Web-квест, обучающиеся:
-учатся добывать знания самостоятельно, выстраивать работу по алгоритму;
-приобретают навыки, используя различные виды деятельности, такие, как поиск и систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной среде, формулирование выявленной закономерности в виде гипотезы, её доказательство и представление результатов работы;
-в процессе работы поставлены в ситуацию выбора роли, темы, ресурсов;
-учатся пользоваться различными информационными источниками: материалами учебника, ресурсами, размещенными в Интернете.
Я считаю, что Web-квест – это удобная форма работы для активизации учебной деятельности, повышения интереса к предмету.