kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование технологии проекта для развития познавательного интереса и повышения учебной мотивации учащихся с ОВЗ на уроках математики».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества определяет актуальность моей работы.  Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, обучая математике учащихся коррекционных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии проекта для развития познавательного интереса и повышения учебной мотивации учащихся с ОВЗ на уроках математики». »

Министерство образования Иркутской области

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

г. Усть-Илимска,

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

ОГСКОУ СКОШ г. Усть – Илимска, ул. 50 лет ВЛКСМ, 12



Областные педагогические педчтения «Социально - педагогические условия обеспечения социализации детей с ОВЗ».















Тема доклада: «Использование технологии проекта для развития познавательного интереса и повышения учебной мотивации учащихся с ОВЗ на уроках математики».



















Жаркова Кира Владимировна

учитель математики

I квалификационная категория





Введение

Познавательный интерес – избирательная целеустремленная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Активизация познавательной деятельности ученика с ограниченными возможностями здоровья – основная цель учителя коррекционной школы.

Преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества определяет актуальность моей работы. Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, обучая математике учащихся коррекционных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы. В коррекционной школе математика является одной из сложных наук и именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке. Вот почему в процессе обучения необходимо решать следующие задачи: систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения. Использование комплексных развивающих упражнений с учетом особенности развития психических процессов учащихся в урочное и внеурочное время определяет новизну моей работы.

Мною совместно с психологом школы было проведено анкетирование учащихся 5-ых классов с целью определения мотива изучения школьниками математики. Результаты опроса представлены в таблице и выявляют мотив изучения математики. Из приведенных в таблице данных следует, что 24 % учащихся изучают математику в силу интереса к предмету. Это высокий процент, но, к сожалению, не самый распространенный мотив учебной деятельности. Учащиеся, ответившие, что изучают математику, потому что это им интересно, имеют по ней четвертные оценки 5 и 4. Значит, интерес к предмету - самый сильный стимул к учению.

Результаты опроса учащихся, выявляющего мотив изучения математики


Общий итог

Интерес к предмету

3

3

2

24 %

Сознательность

7

5

7

57 %

Принуждение

1

3

2

19 %

В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства слабоуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к изучению математики. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков. Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

Формирования интереса в процессе учебы, я считаю - это интересный урок. Его можно создать за счет следующих условий:

- личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

- содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

- эффективное использование методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, я использую различные приёмы, способствующие формированию познавательного интереса. Остановлюсь на одном из них. Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Они активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.

Приведу примеры тех творческих заданий, которые использую в своей практике.

1) Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры.

2) Составление математических кроссвордов. Даже школьники, которые или с трудом одолевают математику, или просто не вкладывают в неё достаточно усилий, с увлечением работают над составлением кроссвордов. Таким образом, они усваивают математическую терминологию, учатся формулировать вопросы, находить на них ответы. Тематику кроссвордов предлагаю свободную.

3) Придумывание, а точнее, составление математических задач. Это занятие увлекает учащихся любого возраста. Самостоятельный опыт учащихся в этом направлении, разбор допущенных ошибок очень полезен для развития конструктивных способностей и практического мышления.

Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. В творческих работах материализуется и мысль, и усвоенные знания, и практические действия. Сила влияния творческих работ на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Стараюсь, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся. А знания полученные на уроках математики, я как учитель расширяю во внеклассной работе через проектную деятельность. Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения, поисковых, исследовательских, практических задач, по любому направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой учащийся открываем для себя много нового) на результат который достигается в процессе совместной деятельности учителя и учащегося над определенной практической проблемой. Одной из основных задач разработанного мной проекта «Любимый город в задачах» также является развитие познавательных интересов. Задания направлены на составление задач вызывают большой стойкий познавательный интерес у учащихся.

Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные прежде всего ему самому. Для меня же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале краеведения. Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами математики, нет. Поэтому представляется целесообразным создание таких задач самими детьми для 5 классов. Я (учитель) обращаюсь к ученикам 5 класса за помощью в составлении задач о своем городе.

План проведения проекта.

I этап. Знакомство учащихся с проектной деятельностью.

II этап. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи на краеведческом материале”.

III этап. Сбор фактических данных о Усть – Илимске для составления задачи.

IV этап. Процесс составления задачи.

V этап. Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.

VI этап. Проверка и оценка авторских задач.

VII этап. Создание сборника “Любимый город в задачах”.

Роль учащихся и учителя в проектной деятельности.

Этапы работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Этап инициации

Определить значимость математики для повседневной жизни. Выбор интересных тем из предложенных учителем и внесение предложений по определению выбора деятельности.

Создание условий для формирования мотивации к занятиям проекта.




Этап планирования


Создание проектных групп (6).

Коллективное обсуждение плана дальнейшей работы.

Каждая группа выбирает тему, по которой будет составлять задачи:

Выбор способов представления конечного результата деятельности: электронная презентация составленной задачи.

Рассказывает о том, что такое проект и метод проектов.

Помогает в постановке проблемы: создание сборника задач для учащихся 5 класса о Усть-Илимске.

Помогает в выдвижении задач.

Оказывает помощь в формировании групп, их 6, выборе ответственных в каждой группе.

Обращает внимание на важность предстоящей работы.

Этап реализации

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках, самостоятельное фотографирование некоторых объектов

Анализируют информацию, формулируют условия задачи.

Из исторической справки выбирают математической содержание и тип задачи.

Оформляют задачу, ее решение, готовят материалы для защиты проекта и его презентации.

Общий анализ работы в группе делают все ответственные в каждой группе.

Каждый участник проекта индивидуально защищает свою задачу с мультимедийной демонстрацией 3 слайдов:

1) иллюстрация к задаче;

2) историческая справка;

3) формулировка задачи;

4) подробное решение задачи сдает на отдельном листке.

Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Знакомит учащихся с памяткой “Как составить задачу на краеведческом материале” Необходимая консультативная и организационная помощи (совет по выбору темы для задачи каждому ребенку)

Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе). Дает дополнительные задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость.

Наблюдает, советует.

Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме “Как работать над формулировкой задачи”. Консультирует в подготовке презентации.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Проводит рефлексию.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.


Как учителю мне обязательна нужна образовательная связь с учащимися, чтобы определить на сколько они мотивированы на данный вид деятельности. С этой целью я разработала анкету участников проектной деятельности.

Анкета участников проектной деятельности

Ф.И._____________________________________

1. Что вам нравится на занятиях «Любимый город в задачах»?

2. Чем бы вы хотели еще заниматься?

3. Что на занятиях вам не нравится?


По результатам анкеты можно сделать вывод, что ребятам понравилось заниматься проектной деятельностью.

В начале года и в конце года проводилась диагностика, и по данным диагностики сделали мониторинг.

Критерии оценки

Начало года

Конец года


н

с

в

н

с

в

1. Уровень мотивации

78%

22%

-

23%

55%

22%

2. Уровень познавательных процессов

67%

33%

-

65%

21%

14%

3.Уровень восприятия материала

78%

22%

-

78%

22%

-

4. Уровень самостоятельности

67%

22%

11%

55%

32%

13%

5. умение взаимодействовать друг с другом, умение работать в команде.

100%

-

-

71%

29%

-



По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика, у ребят повысилась учебная мотивация, они стали активно принимать участие на занятиях, в работе с группой.

Результатом работы над проектом стал сборник задач для использования на уроках математики о городе Усть - Илимске.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Жаркова Кира Владимировна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171003


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства