ВЫСТУПЛЕНИЕ – презентация проекта
СЛАЙД № 1
Для современного этапа отечественного школьного образования актуальна проблема соотношения между социальным и личностным заказом на образование. Отечественная школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений, особенно в области естественно-математических дисциплин, однако нередко мы сталкиваемся с повторяющимися фактами:
хорошо успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;
в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;
подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.
Одним из путей приведения школьного образования в соответствие с требованиями современного общества является компетентностный подход к образованию.
Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Таких форм в мировом опыте несколько. Это различные формы открытого, проектного и проблемноориентированого обучения. Поэтому, основные положения компетентностного подхода, а именно, формирование готовности проявлять имеющийся опыт, личностную позицию, осваивать новые способы деятельности в процессе изучения математики хорошо согласуются с выполнением учащимися проектной и исследовательской деятельности.
Исследований, посвящённых проблеме компетентностного подхода в обучении математике достаточно, но необходимы методики непрерывного формирования ключевых компетенций с применением проектной и исследовательской деятельности, в том числе, объединяющих урочную и внеурочную составляющие процесса обучения, позволяющие формировать ключевые компетенции с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
СЛАЙД № 2
Анализ соотношений компетентностного подхода и организации проектной и исследовательской деятельности учащихся при обучении математике в основной школе позволяют сделать выводы о существовании противоречий:
между необходимостью формирования у учащихся умений применять на практике полученные в процессе обучения знания, умения и существующей методикой обучения математике, которая не обеспечивает готовность переносить их в различные ситуации в процессе дальнейшего обучения;
между необходимостью обеспечить условия для самореализации учащихся и формирования критического отношения к себе и к своему личностному опыту и существующей системой обучения математике, которая не позволяет учащимся проявить себя через конструктивную деятельность в рамках предметных областей.
Таким образом, педагогический проект «Реализация компетентностного подхода при обучении математике средствами проектной и исследовательской технологий» является актуальными и современным.
СЛАЙД № 3
Проблемой исследования является поиск ответов на вопрос: «Какой должна быть методика формирования ключевых компетенций у учащихся средней школы в процессе обучения математике, реализуемая средствами проектной и исследовательской технологий?»
Объектом исследования является процесс обучения математике в средней школе.
Предметом исследования является методика формирования ключевых компетенций у учащихся средней школы с применением проектной и исследовательской деятельности.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методики формирования ключевых компетенций у учащихся средней школы с применением проектной и исследовательской деятельности при обучении математике.
Гипотеза исследования.
Формирование познавательной, информационной, коммуникативной компетенций учащихся будет успешным, если организовать проектную и исследовательскую деятельность при обучении математике в средней школе как систему, учитывающую интеграцию естественнонаучных знаний и обеспечивающую поэтапность и возможность продвижения учащихся по индивидуальным траекториям.
СЛАЙД № 4
Задачи:
выявление состояния проблемы формирования познавательной, информационной, коммуникативной компетенций у учащихся в процессе обучения математике в средней школе;
разработка модели методики формирования ключевых компетенций в процессе обучения математике с применением проектной и исследовательской деятельности, учитывающей интеграцию естественнонаучных знаний
экспериментальная проверка успешности разработанной методики формирования ключевых компетенций.
Предполагаемые результаты проекта
Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего ещё никто не видел и над чем ещё никто не думал. (Лихтенберг)
1) Предложена модель методики формирования познавательной, информационной и коммуникативной компетенций с применением проектной и исследовательской деятельности, охватывающая курс математики средней школы.
2) Разработана система проектной и исследовательской деятельности по формированию познавательной, информационной и коммуникативной компетенций учащихся через:
определение принципов отбора содержания учебного материала (проблематизация, личная и социальная значимость, доступность и эвристичность);
методику организации проектной и исследовательской деятельности учащегося на уроке и во внеурочное время, предусматривающую поэтапность продвижения учащегося «от простого к сложному».
Успешная реализация проекта может привести к следующим результатам для основных участников учебного процесса.
Учащиеся:
овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи);
сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека;
смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования;
овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями, минимизируются конфликтные ситуации в школе.
Учитель:
расширит возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов, фиксирующих успехи детей в зоне их ближайшего развития за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик и развивающих технологий обучения и модернизации содержания образования, ориентированного на компетентностный подход.
СЛАЙД № 5
Этапы реализации проекта
Таблица № 1. Этапы реализации проекта
| Этап | Сроки реализации |
1 | Подготовительный | январь – август 2008 год |
2 | Экспериментально-практический | сентябрь, 2008 год декабрь, 2009 год |
3 | Рефлексивно-обобщающий | 2009 - 2010 |
СЛАЙД № 6, 7
Подготовительный этап
Цель: выявление состояния проблемы формирования познавательной, информационной, коммуникативной компетенций у учащихся в процессе обучения математике в средней школе; выявление потребностей и запросов учащихся, родителей в формировании компетенций обучающихся.
Задачи:
анализ научной, учебно-методической и учебной литературы по проблеме компетентностного подхода в обучении, проектной и исследовательской деятельности учащихся;
изучение нормативной документации, ориентированной на компетентностный подход в образовании;
изучение передового педагогического опыта по теме проекта;
проведение социологических исследований по выявлению уровня востребованности ключевых компетенций;
определить значимость и необходимость формирования познавательной, информационной, коммуникативной компетенций у учащихся средней школы при обучении математике.
Ожидаемый результат:
на основе анализа научной, учебно-методической и учебной литературы выявлена значимость и необходимость формирования познавательной, информационной, коммуникативной компетенций у учащихся средней школы при обучении математике;
проведено исследование социального заказа учащихся и их родителей на овладение ключевыми компетенциями.
СЛАЙДЫ № 8, 9
Анализ анкет старшеклассников (учащиеся 10 классов МОУ СОШ № 23) показал, что наиболее востребованными являются умения ориентироваться в среде проживания, работать с компьютером, ориентироваться в вопросах права; умения и знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью; навыки владения бытовой техникой.
Это свидетельствует о том, что учащиеся ориентированы на овладение культурой социального общения и нормального взаимодействия с социальным окружением, на современные способы деятельности в обществе, на самореализацию в профессии и жизни по законам целесообразности и права.
Наиболее востребованными компетенциями по итогам анализа анкет учащихся являются: потребность в умениях и способностях решать практические проблемы, в профессиональном самоопределении, умениях учебной деятельности, эстетических и этических знаниях, целостном представлении физического и социального мира.
Проблемно-ориентированный анализ образовательных запросов детей с точки зрения удовлетворения их информационных потребностей в рамках школьного социологического исследования позволяет выделить следующие позитивные тенденции:
Практически все учащиеся с 5-го по 11-ый класс выделяют в качестве информационной потребности все предметы базисного учебного плана.
Для учащихся всех возрастных групп большое значение имеет предмет, связанный с новыми информационными технологиями.
Наблюдается повышенный интерес учащихся всех ступеней к проблемам повышения культуры общения – от культуры общения со сверстниками до культуры публичных выступлений.
Ярко выражен информационный интерес школьников на 2-й и 3-й ступенях обучения к специальным курсам и предметам, что служит основой для элективных курсов при переходе на профильное обучение.
СЛАЙДЫ № 10, 11
Экспериментально-практический этап
Цель: определение структуры модели формирования ключевых компетенций и методики организации и внедрения системы проектной и исследовательской деятельности; экспериментально апробировать разработанную методику.
Задачи:
разработать показатели ключевых компетенций: познавательной, коммуникативной, информационной;
определить уровень сформированности ключевых компетенций у учащихся;
разработать структуру модели формирования ключевых компетенций, включающую общепедагогические принципы, принципы отбора предметного материала, принципы структурирования учебного процесса, а также способы диагностики ключевых компетентностей;
определить методику организации и внедрения системы проектной и исследовательской деятельности как последовательность действий ученика и учителя при обучении математике в средней школе;
экспериментально апробировать разработанную методику по формированию познавательной, коммуникативной, информационной компетенций и диагностический инструментарий при изучении тем курса математики в средней школе.
Ожидаемый результат:
Методические материалы по теме проекта –
параметры ключевых компетенций;
диагностический инструментарий по их выявлению;
модель методики формирования ключевых компетенций средствами проектной и исследовательской деятельности;
формы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся;
система организации проектной и исследовательской деятельности учащихся при обучении математике;
методические рекомендации учителю по организации проектной деятельности учащихся;
методические рекомендации учащимся по выполнению проектных работ;
получение объективной картины формирования ключевых компетенций учащихся;
наличие динамики личностной мотивации;
СЛАЙДЫ № 12
В основу модели методики по формированию ключевых компетенций учащихся были положены следующие общепедагогические принципы:
Принципы отбора содержания учебного материала, которые обеспечивают возможности, во-первых, усилить потенциал традиционных методик инновационными подходами, во-вторых, повысить внутреннюю мотивацию учащихся к изучению математики следующие:
проблематизация учебного материала;
личная и социальная значимость;
доступность и эвристичность.
Принципы структурирования учебного материала основаны:
многокомпонентности предлагаемых обучающих заданий.
Условие успешности формирования познавательной, информационной и коммуникативной компетенций предполагает подбор форм организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, которые должны привести к определённому результату.
Схема «Формы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся» позволит учителю выстроить свою предметную урочную и внеурочную деятельность таким образом, что практически каждому учащемуся будет предоставлена возможность сформировать у себя исследовательскую позицию, креативный подход к различным (стандартным и нестандартным) ситуациям, отсутствие боязни при решении возникающих проблем.
Разработанная в ходе исследования система проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе организации как урочной, так и внеурочной деятельности, позволит обучать учащегося более интенсивно, работая не только в зоне ближайшего, но и в зоне его перспективного развития.
СЛАЙД № 13, 14
Формы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся и система проектной и исследовательской деятельности учащихся на слайдах представлены для учащихся уровня возможностей.
СЛАЙД № 15, 16, 17, 18
Важной частью работы по формированию ключевых компетенций у учащихся является диагностика уровня их сформированности.
Поскольку диагностика одной отдельно взятой компетенции проблематична из-за интегрированности свойств познавательной, коммуникативной, информационной компетенций друг в друга, были проведены диагностические мероприятия, позволяющие провести мониторинг отдельных качеств, определяющих данные компетентности. Внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений, диагностируются эти умения. Диагностическими мероприятиями, позволившими провести сравнительный мониторинг сформированности рассматриваемых компетентностей, были плановые тематические контрольные работы; конкурсные мероприятия различных уровней; оценка качества знаний учащихся по триместрам; экзамены по выбору за курс алгебры и геометрии основной школы.
Диагностику учитель может организовать в следующих формах:
плановый тематический контроль (контрольные работы, содержащие текстовые, проблемные, графические и экспериментальные задания, контрольные задания «на установление соответствия», выполненные исследовательские работы, мини-проекты, выборочный контроль на уроке в процессе выполнения информационных работ и т.п.);
«деятельностный» контроль (всевозможные запланированные демонстрации презентаций творческих заданий, выступления, защиты и т.п.);
самоконтроля (заполнение анкет, опросных листов перспективно и ретроспективно).
3. Методы контроля и оценки: изменение в системах оценки (дифференциация оценки, портфолио, оценка личных достижений учащихся и т.д.); введение рейтинговой системы оценки; портфолио проектной деятельности учащихся; система диагностики сформированности ключевых компетентностей учащихся, ОУУН (разработка заданий, тестов)
СЛАЙД № 19
Организация системы ученических конкурсов реферативных, исследовательских и проектных работ имеет очень большое значение для формирования компетентностей учащихся. Проведение конкурса детских творческих работ по математике целесообразно проводить по следующим направлениям:
Конкурс мини-проектов учащихся «За страницами учебника математики», 5 – 6 класс
Конкурс рефератов «Из истории математики», 5 – 8 класс
Конкурс проектов «Задачи математики – задачи жизни», 7 – 8 класс
Ученическая школьная научно-практическая конференция «Шаг в науку», 7 – 11 класс
Районная физико-математическая конференция «Вклад российских ученых в мировую науку», 5 – 11 класс
Проводя анализ этапов осуществления проектной и исследовательской деятельности, можно отметить, что по мере продвижения по пути освоения проектирования и логики исследовательского процесса, учащиеся получают опыт успешных попыток и формируют готовность по применению этого опыта в дальнейшей учебной или личной жизни, что подтверждает гипотезу исследования. При работе над проектом разработаны методические рекомендации учителю и учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ
СЛАЙД № 20
Рефлексивно-обобщающий этап
Цель: обобщение накопленного опыта по результатам работы в локальных документах, технологических схемах, методических рекомендациях.
фиксация накопленного опыта по результатам работы в ходе реализации проекта;
издание материалов проектной деятельности и методических наработок, подготовка публикаций в методических изданиях.
подготовка компьютерной презентации с результатами и обобщениями проектной деятельности.
Ожидаемый результат:
создание банка данных методов, форм и приемов организации проектной и исследовательской деятельности учащихся с целью реализации компетентностного подхода в обучении математике;
расширение возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов, фиксирующих успехи детей в зоне их ближайшего развития за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик и развивающих технологий обучения.
СЛАЙД № 21
Критерии эффективности реализации проекта
научный подход к проблеме;
учащиеся овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха;
применение знаний в практической деятельности;
умение учащихся использовать предоставленный в учебном пособии материал по теме, включать в свой ответ информацию, содержащуюся в тексте;
умение учащихся использовать личный опыт в качестве иллюстрации к ответу;
умение учащихся выстраивать аргументацию своей позиции;
умение детей обобщать сказанное и подводить итоги;
умение учащихся отстаивать свое мнение;
до 30 % учащихся занимаются во внеурочное время в школьном научном обществе «Прометей»;
получение объективной картины формирования ключевых компетенций учащихся;
наличие динамики личностной мотивации;
использование учащимися в проектной и исследовательской разнообразных источников информации и наглядности.
СЛАЙД № 22
Стадия работы над проектом.
Работа над проектом находится на стадии - экспериментально-практический этап реализации.
Что уже сделано в ходе реализации проекта?
анализ научной, учебно-методической и учебной литературы по проблеме компетентностного подхода в обучении, проектной и исследовательской деятельности учащихся (приложение № 1);
изучение нормативной документации, ориентированной на компетентностный подход в образовании;
изучение передового педагогического опыта по теме проекта;
проведено социологическое исследование по выявлению уровня востребованности ключевых компетенций (приложение № 2) и определена значимость и необходимость формирования познавательной, информационной, коммуникативной компетенций у учащихся средней школы при обучении математике;
определены три уровня сформированности определённой компетентности у обучаемого: низкий, средний и продвинутый уровень (приложение № 1)
разработана структура модели формирования ключевых компетенций, включающая общепедагогические принципы, принципы отбора предметного материала, принципы структурирования учебного процесса; (приложение № 3)
разработаны способы диагностики ключевых компетентностей;
методические рекомендации учителю по организации проектной деятельности учащихся (приложение № 4);
методические рекомендации учащимся по выполнению проектных работ (приложение № 5);
разработан курс для учащихся 5 – 6 классов «Десять шагов к успеху» - система занятий, направленная на развитие интеллектуальных умений учащихся (приложение № 6)
СЛАЙД № 23
«Подводные рифы» компетентностного подхода
Стереотипы деятельности и педагогического мышления:
главное – это то, что контролируют, остальное второстепенное;
ученики должны знать свое место;
знания и умения – это всеми признаваемая ценность, а компетенции – это просто «ни о чем»;
содержание образования по предмету – это то, что есть в учебнике.
Итак, реализация компетентностного подхода связана с рисками. Все они могут быть сведены к минимуму с помощью следующих средств:
Риски | Средства минимизации рисков |
Снижение результативности | Изменение системы оценивания Разъяснительная работа с родителями учащихся. |
Неумение распорядится свободой действий | Решение реальных жизненных задач. Педагогическая помощь классных руководителей, психолога. |
Содержание учебников не отражает идей компетентностного подхода. | Поиск новых источников информации |
СЛАЙД № 24
Заключение
Таким образом, находясь уже на втором этапе реализации проекта я с уверенностью могу сказать, что реализация компетентностного подхода при обучении математике позволяет расширить интеллектуальную образовательную сферу учащихся за счет сформированности у них самостоятельной познавательной деятельности.
17