kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование казахских народных сказок с целью развития познавательного интереса учащихся 2-го класса на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Быстрые перемены в жизни общества вынуждают человека гибко и мобильно реагировать. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. на требования сегодняшнего дня. Каждый учитель должен разработать для себя систему приёмов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. Работа учителя творческая, связанная с инновационными процессами, с ориентацией на новизну и оригинальность. Однако важно, на наш взгляд, уметь объединить инновационность и традиционность. Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей учащихся действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование казахских народных сказок с целью развития познавательного интереса учащихся 2-го класса на уроках математики »

Тема: Использование казахских народных сказок с целью развития познавательного интереса учащихся 2-го класса на уроках математики


Быстрые перемены в жизни общества вынуждают человека гибко и мобильно реагировать на требования сегодняшнего дня. Одной из важнейших задач современного образования является формирование и развитие познавательного интереса учащихся.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают вопросы, ответы на которые они ищут сами. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес.

В наши дни эта тема не перестала быть актуальной. Ведь именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении.

Каждый учитель должен разработать для себя систему приёмов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития познавательного интереса. Нельзя научить школьника, если ему не интересно. Развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения, учения с увлечением.

Работа учителя творческая, связанная с инновационными процессами, с ориентацией на новизну и оригинальность. Однако важно, на наш взгляд, уметь объединить инновационность и традиционность. Достичь такого синтеза в условиях этнокультурного образования можно с помощью культуроведческой методики, опирающейся на использование образцов народного творчества и различных жанров фольклора.

Поэтика фольклора способна вызвать интерес к любому виду деятельности, в том числе и к учебной. Фольклор принято понимать как комплекс видов народного творчества, которые могут включаться в педагогический процесс и способствуют развитию познавательного интереса личности.

Младший школьный возраст – важнейший период в психоэмоциональном развитии человека. На его систему знаний об окружающем мире, представления о своем месте в нем влияют такие феномены как образ мира, этническое, эмоциональное самосознание, менталитет. «В основе мировидения и мировосприятия каждого народа лежит своя система предметных значений, социальных стереотипов, когнитивных схем. Поэтому сознание человека всегда этнически обусловлено, видение мира одним народом нельзя простым перекодированием перевести на язык культуры других народов» .

В настоящее время к математическому образованию предъявляются несколько иные требования, чем прежде. В соответствие с ГОСО младшие школьники по итогам обучения должны демонстрировать предметные, личностные и метапредметные результаты . Высокое качество данных результатов позволяет констатировать достижение определенного уровня познавательного интереса, одним из средств повышения которого является использование казахских народных сказок в обучении математике; освоению универсальных учебных действий, получению более полного знания в рамках предмета математики; формированию предпосылок научного мировоззрения; нравственно-патриотическому воспитанию при решении математических заданий по сюжетам народных казахских сказок .

Обращение к фольклорным истокам, а именно к казахским народным сказкам, при подборе и разработке дидактического материала по математике важно при выполнении комплекса актуальных задач в процессе обучения младших школьников: развитие познавательного интереса, творческих способностей, креативных свойств личности учащихся, а также воспитание патриотизма и толерантности, глубокая и прочная связь национальных культурных традиций и современности.

«Сказка – одно из самых доступных форм для ребят 6-12 лет. Свобода передвижений, превращений и действий сказочного мира, знакомые и любимые герои облегчают ребенку восприятие и усвоение учебного материала», - писала М.А.Рыбникова.

Действующие программы по математике для начальной школы содержат элементы использования казахского фольклора в процессе обучения, но они часто не имеют четкого целеполагания, полноты и систематичности. Как правило, они фрагментарны, неорганично вплетены в урок, отделены от основного учебного материала.

Как следует из результатов анкетирования учителей начальных классов, в практике основное внимание все-таки уделяется отработке математических навыков и умений, тогда как интересный, познавательный, личностно-ориентированный потенциал математики используется отрывочно; не определен его объем, методика работы с ним.

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей учащихся действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.

Присутствие сказочного героя на уроке математики или урок-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

Ниже мы приводим несколько задач со сказочным сюжетом из казахских народных сказок, который можно использовать на уроках математики во 2 классе с целью развития их познавательного интереса

1. “Добрая женщина угостила Алдара Косе пирожками с мясом и изюмом. С мясом было 3 пирожка, а с изюмом-2. сколько всего пирожков дала женщина Алдару Косе?”

2. Старинная задача

Крестьянину надо перевезти через речку волка, козу и капусту. Лодка вмещает одного человека, а с ним либо волка, либо козу, либо капусту. Если без присмотра оставить козу и волка, волк съест козу. Если без присмотра оставить капусту и козу, коза съест капусту. Как крестьянину перевезти свой груз через речку?

3. У Хана Абылая был ковёр-самолёт размером 9 х 12. Как-то раз злой Шаман подкрался и отрезал от этого ковра маленький коврик размером 1 х 8. Хана Абылай очень расстроился и хотел было отрезать ещё кусочек 1 х 4, чтобы получился прямоугольник 8 х 12, но Красавица Карашаш предложила поступить по-другому. Она разрезала ковёр на три части, из которых волшебными нитками сшила квадратный ковёр-самолёт размером 10 х 10.

Сможете ли вы догадаться, как Красавица Карашаш переделала испорченный ковёр?

4. Красавица Кыз-Жибек вырезала из батиста большой квадрат и положила его в сундук. Пришёл Первый ее брат, достал квадрат, разрезал его на четыре квадрата и положил все четыре снова в сундук. Потом пришёл Второй брат, достал один из квадратов, разрезал его на четыре квадрата и положил все четыре снова в сундук. Потом пришёл Третий брат. И он достал один из квадратов, разрезал его на четыре квадрата и положил все четыре снова в сундук. То же самое четвертый, пятый, шестой и седьмой братья девушки.

Сколько квадратов лежало в сундуке после того, как ушёл Седьмой брат?


5. Самый длинный праздничный той продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?

6. Старая колдунья велела красавице Сулушаш принимать целебное снадобье через каждые 15 минут. Через какое время девушка примет 4 таблетки.

7. Три батыра скакали на лошадях до ближайшего аула 3 километра. Сколько километров проскакал каждый батыр

В заключении статьи мы хотели бы отметить некоторые общие особенности методики использования казахских народных сказок в математическом образовании в начальной школе.

При подготовке к урокам математики, на которых есть возможность использовать казахский фольклор, можно придерживаться следующего плана:

  1. определить этап урока, на котором будет применяться математический материал на основе казахских народных сказок;

  2. выявить с какими элементами данной темы или группы тем возможно связать использование сюжетов казахских народных сказок;

  3. продумать мотивационно-проблемную ситуацию, которая поможет показать значимость использования фольклорного материала на уроке.




Список использованной литературы


  1. Афанасьева А.Б. Развитие креативных свойств личности в процессе освоения народной культуры // Начальная школа плюс: До и после. – 2013. - №7. – С. 42-45

  2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г.Асмолов. – М.: Смысл, 2011. – 416 с.

  3. Государственный общеобязательный стандарт образования РК по учебному предмету «Математика» (1-4 классы)/Т.К. Оспанов, М.Е. Ералиева, В. А. Анисимова, Л.А. Колесниченко, Н.Б. Жалмагаметова. – Астана, 2005. – 28 с.

  4. Макара О.Н. Методический аспект использования исторического материала в обучении математике // Начальная школа плюс: До и после. – 2014. - №6. – С. 23-26

  5. Рыбникова М.А. Постановка творческих работа. – М.: Наука, 2008. – 36 с.

  6. Айгумова З.И. Этнокультурные особенности развития младшего школьника // Начальная школа плюс: До и после. – 2014. - №2. – С. 44-47

  7. Абдрахманова Л.К. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики // Начальная школа Казахстана. – 2013. - №2. – С. 27-29

  8. Айдымбаева А.К. Проблемный подход в решении задач // Начальная школа Казахстана. – 2012. - №2. – С. 27-29


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Бекеева Анар Анварбековна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190813


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства