kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 2004 го­да в Рос­сий­ской Фе­дера­ции про­водит­ся ап­ро­бация государствен­ной (ито­говой) ат­теста­ции (ГИА) вы­пускников 9-х клас­сов в новой фор­ме. Ос­новным от­ли­чи­ем но­вой фор­мы ат­теста­ции от тра­диционных эк­за­менов яв­ля­ет­ся то, что она пред­по­лага­ет в ка­чест­ве ито­га получе­ние не­зави­симой «внеш­ней» оцен­ки ка­чест­ва под­го­тов­ки выпускников 9-х клас­сов.

Разработчики контрольно-измерительных материалов (КИМ)  утверждают: чтобы сдать ГИА, достаточно освоить школьную программу. В то же время в школах, особенно во второй половине учебного года, идет реальный процесс «натаскивания». Таким образом, «выдавливается» нормальный процесс обучения. Налицо явное противоречие. Разработчики лукавят?

Таким образом, задача, стоящая перед современным учителем математики – эффективно подготовить учащихся к сдаче ГИА, но в то же время эта подготовка превращается в элементарное «натаскивание» и «зубрежку» (запоминание материала без опоры на его смысл). Но это «натаскивание» убивает в учащихся творческие порывы и способность принимать решения в нестандартной ситуации. С другой стороны, у школьника тоже нет выбора: «натаскиваться» или нет. Вопрос состоит только в том, как успешно научиться и научить решать однотипные задачи. Для этого в любом задании важно различать общие черты и конкретные детали, разобраться в том, к какой теме оно относится, с помощью какого учебного материала и средств можно с ним справиться.

Из всего выше сказанного возникает вопрос, что же развивать у учащихся 9 классов во время урока  для повышения  качества подготовки  к ГИА? Мы предлагаем развивать у учащихся критическое мышление.

Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Поэтому надо визуализировать данный  тип  мышления. Мы предлагаем рассмотреть в качестве успешной подготовки к ГИА достаточно новый и малоизученный прием обучения - применение в процессе обучения  интеллект-карт или дивергентных карт (в оригинале Mind maps), разработанных Тони Бьюзеном, известным писателем, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

В процессе обучения интеллект-карты применяются для структурирования, систематизации учебного материала, концентрации внимания учащихся, развития их  познавательного интереса и мышления.

Научная и теоретическая значимость данной работы  состоит во введении в арсенал педагогических технологий особого методического приема - использование интеллект-карт - и обосновании эффективности его применения в подготовке к ГИА и успешной его сдаче.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 28 ГОРОДА ТЮМЕНИ

















ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ

УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ







Выполнила:

Шахмуратова Клара Ришатовна,

Учитель математики

МАОУ СОШ № 28

города Тюмени






Содержание


Введение

Глава 1. Критическое мышление как цель и результат учебной деятельности учащихся

    1. Понятие критического мышления

    2. Когнитивная образовательная технология как технология развития критического мышления

    3. Определение интеллект-карты и рекомендации по их составлению

    4. Применение интеллект-карт и их преимущества

Список литературы
































ВВЕДЕНИЕ

С 2004 го­да в Рос­сий­ской Фе­дера­ции про­водит­ся ап­ро­бация государствен­ной (ито­говой) ат­теста­ции (ГИА) вы­пускников 9-х клас­сов в новой фор­ме. Ос­новным от­ли­чи­ем но­вой фор­мы ат­теста­ции от тра­диционных эк­за­менов яв­ля­ет­ся то, что она пред­по­лага­ет в ка­чест­ве ито­га получе­ние не­зави­симой «внеш­ней» оцен­ки ка­чест­ва под­го­тов­ки выпускников 9-х клас­сов.

Разработчики контрольно-измерительных материалов (КИМ) утверждают: чтобы сдать ГИА, достаточно освоить школьную программу. В то же время в школах, особенно во второй половине учебного года, идет реальный процесс «натаскивания». Таким образом, «выдавливается» нормальный процесс обучения. Налицо явное противоречие. Разработчики лукавят?

Таким образом, задача, стоящая перед современным учителем математики – эффективно подготовить учащихся к сдаче ГИА, но в то же время эта подготовка превращается в элементарное «натаскивание» и «зубрежку» (запоминание материала без опоры на его смысл). Но это «натаскивание» убивает в учащихся творческие порывы и способность принимать решения в нестандартной ситуации. С другой стороны, у школьника тоже нет выбора: «натаскиваться» или нет. Вопрос состоит только в том, как успешно научиться и научить решать однотипные задачи. Для этого в любом задании важно различать общие черты и конкретные детали, разобраться в том, к какой теме оно относится, с помощью какого учебного материала и средств можно с ним справиться.

Из всего выше сказанного возникает вопрос, что же развивать у учащихся 9 классов во время урока для повышения качества подготовки к ГИА? Мы предлагаем развивать у учащихся критическое мышление.

Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Поэтому надо визуализировать данный тип мышления. Мы предлагаем рассмотреть в качестве успешной подготовки к ГИА достаточно новый и малоизученный прием обучения - применение в процессе обучения интеллект-карт или дивергентных карт (в оригинале Mind maps), разработанных Тони Бьюзеном, известным писателем, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

В процессе обучения интеллект-карты применяются для структурирования, систематизации учебного материала, концентрации внимания учащихся, развития их познавательного интереса и мышления.

Научная и теоретическая значимость данной работы состоит во введении в арсенал педагогических технологий особого методического приема - использование интеллект-карт - и обосновании эффективности его применения в подготовке к ГИА и успешной его сдаче.




















Глава 1. Критическое мышление как цель и результат учебной деятельности учащихся

    1. Понятие критического мышления

Что такое критическое мышление? Дать определение этого термина весьма непросто: слишком много различных параметров – умений, видов деятельности, ценностей – он в себя включает. О чем мы, собственно, говорим, когда произносим “критическое мышление”?

В литературе встречается много определений этого термина, но не все они пребывают в согласии друг с другом. Между тем, определение это должно быть одинаково понятно всем: от учительницы начальных классов до преподавателя университета, поэтому его определение должно быть достаточно гибким.

Прежде чем переходить к определению термина, рассмотрим некоторые виды умственной деятельности, которые критическим мышлением назвать нельзя.

Простое запоминание не есть критическое мышление. Запоминание – важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс, но от критического мышления оно кардинальным образом отличается. У компьютера память гораздо лучше, чем почти у любого из нас, однако мы понимаем, что его способность запоминать еще не является мышлением. Правда, многие школьные учителя по старинке ценят память превыше всякого мышления и проверяют на контрольных и экзаменах исключительно объем памяти учащихся, но мы, сторонники критического мышления, все же ориентируемся на более сложные виды умственной деятельности.

Другой вид “некритического” мышления, без которого тоже не может быть учебного процесса, связан с пониманием сложных идей. Понимание – сложная мыслительная операция, особенно если материал не из легких. Истинное понимание всегда подразумевает критическое мышление, поскольку ученик переводит чужие идеи на доступный для себя язык и мыслительный уровень. Тем не менее, когда мы трудимся над пониманием чужой идеи, наше собственное мышление на первом этапе пассивно: мы лишь воспринимаем то, что создал до нас кто-то другой. А критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются. Запоминание же фактов и понимание идей являются необходимыми предварительными условиями для критического мышления, однако сами они, даже в своей совокупности, критического мышления не составляют.

Третий вид мышления, к которому не подходит определение “критическое”, – это творческое или интуитивное мышление. Как правило, такого рода мыслительные процессы остаются неосознанными [10, c.36].

Как же, в таком случае, определить критическое мышление? Предлагаемое Дэвидом Клустер определение состоит из пяти пунктов:

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту.

  1. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом

критического мышления.

Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, “трудно думать с пустой головой”. Однако и преподавательская работа не сводится к одному только обучению критическому мышлению: мы учим своих подопечных воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения. Обучение критическому мышлению – это лишь часть многогранной работы преподавателя. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

  1. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения

проблем, которые нужно решить.

Подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. То есть сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем.

Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что надо заменить традиционное “накопительное” образование – при котором головы учеников служат своеобразными “счетами”, на которые учителя кладут знания, – на образование “проблемно-постановочное”, когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. Учение, считает он, пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы – в том числе экономические, общественные и политические – на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа.

Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. “Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает” [10, c.36].

Из этого следует, что при подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной “школярской” работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем.

  1. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента: утверждение, доводы и доказательства. Под всеми названными элементами аргументации лежит элемент четвертый: основание. Основание – это некая общая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации.

  1. Критическое мышление есть мышление социальное.

Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, – или, как пишет философ Ханна Арендт, “совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии”. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. любой критический мыслитель работает в неком сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности. Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения [10, c.36].

Итак, можем сделать вывод:

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

«Критическое мышление» значит «искусство суждения, основанное на критериях» [3].



    1. Когнитивная технология как технология развития критического мышления

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.

Вся образовательная технология развития критического мышления базируется на исследованиях когнитивных психологов, занимающихся изучением закономерностей и механизмов процессов познания, а также – последних достижений в области психологии эффективного обучения.

Когнитивная образовательная технология является общепедагогической предметно независимой индивидуально ориентированной образовательной технологией, обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе.

Основной задачей когнитивной технологии является создание условий для понимания каждым учеником воспринимаемой информации.

Структура когнитивной образовательной технологии

Когнитивная технология обучения имеет модульную структуру. Модуль представляет собой систему уроков, объединенных общей дидактической целью. Системообразующим фактором, на основе которого формируется модуль, является процедурная информация, лежащая в основе частного или общего метода научного познания. Модуль имеет блочную структуру и состоит из следующих трех блоков уроков, в каждом из которых решается отдельная дидактическая задача:

  • блок входного мониторинга;

  • теоретический блок – изучение декларативной информации (факты, понятия, определения, законы, даты и т. д.);.

  • процессуальный блок – изучение процедурной информации (способы, приёмы, методы, правила и др.). [3]

Последовательность блоков внутри модуля в учебном процессе изображена на рисунке 1.1.

Структура модуля




Блок входного мониторинга

Начало процесса

Блок изучения процедурной информации

Блок декларативной информации




Рис.1.1.

Методики когнитивной образовательной технологии

Для организации учебной деятельности по изучению новой информации, её первичному усвоению (этим термином я называю состояние учащихся, возникающее непосредственно после изучения новой информации), контролю и коррекции разрабатываются специальные средства в виде заданий, в процессе выполнения которых ученик вынужден выполнять многократную логическую обработку материала. Эти средства созданы на основе некоторых психологических методик, применяемых для изучения вербального интеллекта. Наиболее часто в когнитивной образовательной технологии применяются:[3]

  • методика "Расставьте в правильном порядке";

  • методика "Вставьте нужное слово";

  • составление простого и развёрнутого плана изученного материала;

  • составление карты понятий;

  • составление или дополнение граф-схемы;

  • методика "Аналогии";

  • методика "Исключение лишнего";

  • и др.

Необходимо обратить внимание на разнообразие методов, основанных на общении, взаимодействии педагога и учащегося: здесь и оценочное обращение преподавателя, поощрение, создание ситуации успеха, оказание помощи педагогом, взаимопомощь между учащимися.

Методы устного изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности. Поэтому нельзя не отметить методы, связанные с применением наглядных и технических средств обучения: демонстрация картин, схем, рисунков, приборов, а так же опытов, применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач, показ объекта с разных сторон; управление самостоятельной работой учащихся и т.д. Сущность этих приемов состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой - выступать в качестве источника новых знаний.

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем рассмотреть и изучить еще один из методов формирования критического мышления – интеллект-карты Т.Бьюзена.


1.3. Определение интеллект-карт и рекомендации по их составлению

Все началось с публикации книги американского учёного и бизнесмена Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.

Тони Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Потом он стал факультативно заниматься с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было настоящего учения!»

Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности, а особенно в бизнесе. Ведь что такое бизнес, как не способность быстро собрать из разных источников и проанализировать информацию (о конкурентах, потребностях клиента, о поставщиках, о рынке, о ценах, тенденциях, прогнозах и др.), принять на ее основе быстрое и правильное решение и потом обеспечить его выполнение? Так родилась книга «Супермышление» [7]. В ней Бьюзен популярно описал метод интеллект-карт. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.

«Интеллект-карты созданы для того, чтобы помочь вам управлять мозгом, этим мощнейшим суперкомпьютером. Интеллект-карты отражают мыслительные процессы такими, какими их задумала природа — состоящими из образов и ассоциаций» - так написал Тони Бьюзен в своей книге «Думайте эффективно». [7, c. 105]

Метод интеллект-карт. По-английски он называется "Mind maps". Адекватного перевода на русский язык слов "Mind maps" не существует. Буквально слово "Mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума", что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова "ум" [4, c. 5]. Не лучше выглядят и другие варианты перевода: "карты разума", "интеллект-карты" или "карты интеллекта", "карты сознания", "ментальные карты", "карты памяти", "карты представлений", "мысленные карты", "умственные карты" и т. д. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", которым мы и будем пользоваться в дальнейшем

Интеллект-карты – это имеющее узловую структуру графическое отображение знаний, их логических и ассоциативных связей, актуализирующихся в процессе многомерного, нелинейного (дивергентного) мышления вокруг некоторого центрального понятия (слова-стимула).

Интеллект-карта является графическим выражением процесса радиантного (многомерного) мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала, скрытого в мозге.

Процесс построения интеллект-карт по-английски обозначается словом "mindmaping", которому ещё сложнее подобрать русский короткий эквивалент. В настоящее же время уже сложилась традиция не переводить это слово на русский язык, а записывать его с помощью кириллицы, но в английской транскрипции — майндмэпинг. Традиция не очень удачная, но распространённая сейчас настолько широко, что мы не считаем нужным оспаривать закономерности развития языка и будем пользоваться в дальнейшем этим термином.

Структура интеллект-карты:

Интеллект-карта имеет четыре базовые черты [7, c. 59]:

  • объект внимания/изучения сфокусирован в центральном образе;

  • основные темы и идеи, связанные с объектом внимания, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

  • ветви, принимающие форму плавных линий, объясняются и обозначаются ключевыми образами и словами. Идеи следующего порядка (уровня) также изображаются в виде ветвей, отходящими от центральных ветвей и т. д.;

  • ветви формируют связанную узловую структуру (систему).
    Качество и эффективность дивергентных карт можно улучшить с помощью цвета, рисунков, символов и аббревиатур, а также посредством придания карте трехмерной глубины, что позволяет повысить занимательность, привлекательность, оригинальность и эффективность дивергентной карты.

Рассмотрим законы интеллект-карт и рекомендации по их составлению.

Правила построения интеллект-карт.

  1. Главное.

  1. Начинать с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Необходимо начинать с главной мысли, тогда появятся новые идеи, чем ее дополнить.

  2. Читать по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если задавать другую последовательность, необходимо обозначать очередность чтения порядковыми цифрами.

  3. Использовать разные цвета. В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей. Более подробно об этом рассказано ниже.

  4. Экспериментировать всегда. В течение своей практики автор видел множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой.

II. Центральный образ

Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без которого невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена интеллект-карта. Центральный образ должен быть самым ярким объектом, потому что он будет являться центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально нужно четко ставить задачу, использовать при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие в данный момент цвета и рисунки.

III. Оформление

Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект-карты даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

Раскрашивать. У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение [4, c. 58]. Пример значений цветов приведен в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Цвет

Значение

Скорость восприятия

Красный цвет

Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание

Высокая

Синий цвет

Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей

Средняя

Зеленый цвет

Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа)

Низкая

Желтый цвет

Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание.

Высокая

Коричневый цвет

Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности

Низкая

Оранжевый цвет

Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание

Высокая

Голубой цвет

Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blue понимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте

Низкая

Черный цвет

Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ

Средняя


Использовать ключевые слова. Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда мы читаем лишь ключевые слова, у нас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.

Связывать мысли. Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

Таким образом, законы интеллект-карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры [7, с.93]

Законы содержания и оформления.
  1. Используйте эмфазу

  • Всегда используйте центральный образ.

  • Как можно чаще используйте графические образы

  • Для центрального образа используйте три и более цветов.

  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы

  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).

  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.

  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.

  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.

  1. Ассоциируйте

  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.

  • Используйте цвета.

  • Используйте кодирование информации.

  1. Стремитесь к ясности в выражении мыслей

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.

  • Используйте печатные буквы.

  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.

  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.

  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.

  • Делайте главные линии плавными и более жирными.

  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.

  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.

  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».

  • Старайтесь располагать слова горизонтально.

  1. Вырабатывайте собственный стиль

Законы структуры

1. Соблюдайте иерархию мыслей

2. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей

Пример интеллект-карты представлен на рисунке 1.2.

рис.1.2




    1. Применение интеллект-карт и их преимущества

Тони Бьюзен выделяет следующие области применения интеллект-карт [7, c.170]:

  1. В персональной жизни человека: самоанализ, разрешение сложных ситуаций, ведение днев­ника с помощью интеллект-карт;

  2. В семейном кругу: учеба и сочинительство в кругу семьи;

  3. В сфере образования: мышление, преподавание, интеллект-карты учебного мате­риала;

  4. В бизнесе и профессиональ­ной жизни: групповые мероприятия, презентации, менеджмент, компь­ютерные интеллект-карты;

  5. Будущее: перспективы радиантного мышления и ментально грамот­ного мира.

Интеллект-карты можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций, в которых необходимо изучать и анализировать, учиться и думать: для индивидуального планирования, сбора информации, при подготовке списков, проектов, переговоров, построении организации и при самоорганизации, для изучения и решения проблем, запоминания сложного материала, передачи знаний ученикам или коллегам и т. д.

Рассмотрим подробнее использование дивергентных карт в процессе обучения.

В процессе обучения интеллект-карты могут применяться с несколькими целями:

1. Концентрация внимания, развитие познавательного интереса учащихся

Графический метод представления информации увлекает учащихся. Необычные, яркие Интеллект-карты приковывают внимание, вызывают интерес у учащихся, тем самым, делая их более восприимчивыми и готовыми к сотрудничеству.

2. Запоминание учебного материала учащимися

С помощью интеллект-карт информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминание и память в дальнейшем. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени и значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке, но наибольшая выгода получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к контрольным работам и экзаменам).

В данном разделе приведем выделенный Тони Бьюзеном ряд преимуществ составления интеллект-карт для запоминания учебного материала перед линейным конспектированием [7, c. 87]:

3. Развитие мышления учащихся

Изучение нового материала или систематизация знаний в ходе урока может сопровождаться совместным составлением интеллект-карты учителем (на доске) и учащимися (у себя в тетрадях). При этом уделяется большое внимание ассоциативным и логическим связям между элементами карты. Таким образом, при совместном составлении дивергентной карты развивается логические мышление учащихся.

При самостоятельном составлении интеллект-карты развивается не только логическое, но и творческое мышление учащихся.

Теперь рассмотрим вопрос, а какая же польза ученику от такой работы?

Составление карты - творческий процесс на основе дивергентного мышления, ассоциативно-логического развертывания знаний. Цель такой работы - зафиксировать, сделать более сильными связи между элементами знаний ученика, структурировать знания и опыт учебной деятельности, усовершенствовать «сетевую» структуру знаний. Выполняя интеллект-карту, учащийся совершенствует, развивает соответствующую когнитивную структуру (вербальную сеть, ментальное пространство), которая становится более разветвленной, мобильной и гибкой. Развитые когнитивные структуры позволяют при решении учебной задачи или реальной проблемы эффективнее находить различные варианты решения, в том числе оригинальные, наиболее рациональные. Таким образом, составляя интеллект-карты, учащиеся развивают своё мышление.

Тони Бьюзен отмечает, что интеллект–карты могут оказать особую помощь в учебе лицам с характеристикой «необучаемые» [7, с. 221].

4. Проверка знаний учащихся.

Необходимо отметить еще один вариант использования интеллект-карты - дивергентная карта дается учащемуся в «полуготовом» виде: на ней указывают все связи, логические цепочки, но не отражены некоторые элементы, которые и должны восполнить учащиеся. Это получается карта-тест. У нее двойное назначение:

  1. Проверка знаний учащихся по изученной теме.

  2. Фиксация в памяти важнейших связей между элементами знаний, отображение в сознании структуры знания, которая изначально в карте задается учителем.

В данном случае очевидно преимущество интеллект-карт перед обычным тестом, ведь отвечая на вопросы обычного теста, в сознании учащегося вопросы теста не предстают в виде некоторой целостной системы, он не фиксирует связи между ними, воспринимает каждый вопрос как изолированный элемент теста.

5. Методическая работа учителя (подготовка конспекта урока и планирование учебной работы)

Интеллект-карты применяются учителем при подготовке к уроку. Конспект урока в форме интеллект-кар­ты гораздо легче подготовить, нежели написать его «линейный» вариант. Конспект урока легко подвергнуть ревизии с целью обновления информации в нем, а чтобы восстановить в памяти весь материал урока учителю оказывается доста­точно короткого времени перед уроком. По­скольку уровень знаний учителя, как правило, растет, одна и та же интеллект-карта, которая используется из года в год, спо­собна дать рождение урока, совсем не похожего на предыду­щий. Уроки от этого только выигрывают, становясь более занимательными как для учителя, так и для учащихся.





























Список литературы


  1. Атанасян Л.С. Геометрия. 7-9 класс. – М.: Просвещение, 2001. – 383 с.

  2. Антипов И. Н. Методика факультативных занятий в 9—10 классах: Избранные вопросы математики. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983.—176 с.

  3. Бершадский М.Е. Персональный сайт - Когнитивная образовательная технология

  4. Бехтерев С. Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт.- М.: «Альпина Паблишерз», 2010. – 312 с.

  5. Блох А. Я. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. – М.: Просвещение, 1987.— 416 с.

  6. Бунимович Е.А. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения Государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: Астрель, 2011. – 93 с.

  7. Бьюзен Т. и Б. Супермышление. Перевод с англ. Е.А. Самсонов. – 3-е изд. - Мн.: Попурри, 2006. – 304 с.

  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика пресс, 1996.-534с.

  9. Данилова С.Д. Математика. 9класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 128 с.

  10. Дэвид Клустер Что такое критическое мышление? //Журнал «Перемена», № 4, 2001, М.: Издательство Центр гуманитарной литературы – с.36

  11. Егерев В. К. Методика построения графиков функций. Учебн. пособие для студентов вузов, изд. 2-е. М.: «Высшая школа», 1970.-152 с.

  12. Лаппо Л.Д. ГИА по математике. 9 класс. – М.:Экзамен, 2012. – 46 с.

  13. Макарычев Ю.Н. Алгебра. 9 класс. – М.: Просвещение, 2007. – 237 с.

  14. Семушин А. Д. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики: Обучение обобщению и конкретизации. Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1978, 64 с.

  15. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решения задач и проблем: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2006г. - 319с.

  16. Столяр А. А. Как математика ум в порядок приводит
    2-е изд. — Мн.: Вышэйшая школа , 1991.— 207 с.

  17. Фрейре, Пауло. Педагогика против подавления. - Нью-Йорк: Академик Пресс, 1972. – 345 с.

  18. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-воТом.ун-та, М: Барс, 1997. – 392 с.


24



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ

Автор: Шахмуратова Клара Ришатовна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131624


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства