Искусство обучать: организация образовательных процедур, достижение качественных результатов ГИА по математике и информатике.
Учитель математики, информатики Абакумова Е.Я.
МОКУ «Олёкминская СОШ», 2019.
Государственная итоговая аттестация по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к ГИА, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но также хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать когда и какие действия при этом происходят. Поэтому в выпускных классах важно познакомить учащихся с особенностями структуры, содержания и оценивания экзаменационной работы, с бланками и правилами их заполнения, работать с учащимися на уроках и предметных консультациях по отработке навыков заполнения бланков ОГЭ и ЕГЭ, рассматривать типичные ошибки в заполнении бланков. Понимание системы оценивания экзаменационной работы (минимальное количество первичных баллов для получения положительного результата, критерии оценок «4», «5») способствует мотивации выпускников.
Подготовка к сдаче ГИА по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний и умений, устранение пробелов. В своей работе использую тематическое повторение разделов математики в соответствии со спецификацией экзамена (как на уроках, так и во внеурочное время). Большое значение имеет практическая направленность и дифференциация обучения, позволяющая обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Провожу отслеживание и корректировку знаний/умений каждого ученика, изучаю индивидуальные особенности, вырабатываю оптимальные стратегии подготовки к ГИА по математике. Анализ результатов, выявление пробелов в знаниях учащихся, корректировка и планирование с учетом повторения тем программы, входящих в спецификацию, использование тематических тестов по материалам ГИА на уроках математики, обобщающее повторение по темам материала кодификатора, тематическое повторение и отработка навыков, рассмотрение типичных ошибок учащихся при сдаче ГИА прошлых лет проводятся на уроках, индивидуальных консультациях по математике для подготовки к ОГЭ в 9 классе, к ЕГЭ в 11 классе (1 раз в неделю в каждом классе), элективных курсах.
Использую в работе демонстрационную версию экзамена (разбор заданий демоверсии), материалы ФИПИ, открытый банк заданий, печатные материалы для подготовки к ГИА авторов: П.В.Семёнов и И.В.Ященко (разработчики реальных КИМов ГИА по математике), полезен сайт «Сдам ГИА» и т.п. Повысить уровень обученности и качество знаний учащихся позволяет применение самодиагностики, самооценки, проведение индивидуальной работы с учениками по ликвидации пробелов в знаниях. Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ГИА занимают мониторинги знаний, умений и навыков, диагностические и тренировочные работы по подготовке к ГИА, проведение репетиционных экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ.
Учебный год | Класс | Вид работы | Месяц | Успеваемость | Качество |
2018-2019 | 9 | Входной (административный) контроль | Сентябрь | 67% | 33% |
Мониторинг (региональный) | Октябрь | 33% | 33% |
Мониторинг | Декабрь | 100% | 33% |
Репетиционный ОГЭ | Май | 100% | 33% |
11 | Входной (административный) контроль | Сентябрь | 100% | 50% |
Мониторинг (региональный) | Октябрь | 50% | 50% |
Мониторинг | Декабрь | 100% | 100% |
Репетиционный ЕГЭ | Апрель | 100% | 100% |
2017-2018 | 9 | Входной (административный) контроль | Сентябрь | 100% | 83% |
Мониторинг (региональный) | Октябрь | 86% | 71% |
Мониторинг | Декабрь | 88% | 75% |
Мониторинг | Февраль | 88% | 63% |
Репетиционный ОГЭ | Апрель | 88% | 63% |
Итоговый контроль | Май | 88% | 63% |
11 | Входной (административный) контроль | Сентябрь | 100% | 100% |
Мониторинг | Октябрь | 100% | 50% |
Мониторинг | Декабрь | 100% | 100% |
Мониторинг | Февраль | 75% | 25% |
Итоговый контроль | Апрель | 100% | 75% |
Репетиционный ЕГЭ | Май | 100% | 75% |
2016-2017 | 9 | Входной (административный) контроль | Сентябрь | 100% | 100% |
Мониторинг | Октябрь | 50% | 100% |
Мониторинг | Декабрь | 75% | 75% |
Мониторинг (муниципальный) | Февраль | 100% | 75% |
Мониторинг | Март | 100% | 50% |
Мониторинг (муниципальный) | Май | 75% | 75% |
Итоговый контроль | Май | 100% | 67% |
При проведении муниципальных мониторингов в 2016-2017 уч.г. по математике в 9 классе: в феврале 2017 г. успеваемость по сравнению со средними по муниципалитету результатами выше на 40%, качество – выше на 49%; в мае успеваемость по сравнению со средними по муниципалитету результатами выше на 40%, качество – выше на 35%.
При проведении регионального мониторинга в 2017-2018 уч.г. по математике в 9 и 11 классах (октябрь 2017) показатель успеваемости учащихся 9 класса нашей школы по сравнению со средним по муниципалитету выше на 15%, качество по сравнению со средним по муниципалитету выше на 42%, по сравнению со средним по региону – выше на 29%. Успеваемость учащихся 11 класса по сравнению со средними по муниципалитету результатами выше на 15%, по сравнению со средними по региону – выше на 9% , качество по сравнению со средними по муниципалитету результатами выше на 12%. Результаты регионального мониторинга по математике показали хороший уровень подготовки учащихся в 9 и 11 классах.
Использование современных образовательных технологий, новых форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих повышению качества подготовки школьников к итоговой аттестации, формированию предметной компетенции способствует успешной сдаче ГИА по математике:
Учебный год | Форма ГИА | Класс | Успева-емость | Качество | Средний балл | Средняя оценка | Наилучший результат |
2018- 2019 | ОГЭ | 9 | 100% | 100% | 19 | 4,33 | 22 балла (Иващенко Данил) |
| ЕГЭ (база) | 11 | 100% | 100% | 17 | 5 | 17 баллов (Шелконог Александра) |
| ЕГЭ (профиль) | 11 | 100% | | 15 | 72 | 72 балла (Абакумов Данил) |
2017- 2018 | ОГЭ | 9 | 100% | 75% | 18,75 | 4,125 | 27 баллов (Хода Валерия) |
ЕГЭ (база) | 11 | 100% | 100% | 17 | 4,75 | 20 баллов (Вопилов Евгений) |
ЕГЭ (профиль) | 11 | 100% | | 11,7 | 59 | 70 баллов (Мутин Даниил) |
2016- 2017 | ОГЭ | 9 | 100% | 75% | 22 | 4,5 | 26 баллов (Дорошец Виолетта) |
2015- 2016 | ОГЭ | 9 | 100% | 75% | 17,7 | 4 | 27 баллов (Мутин Даниил) |
ЕГЭ (база) | 11 | 100% | 100% | 16,5 | 4,75 | 19 баллов (Абакумов Егор) |
ЕГЭ (профиль) | 11 | 100% | | 17 | 45,75 | 78 баллов (Абакумов Егор) |
Система подготовки к ГИА дает хорошие результаты и по информатике:
Учебный год | Форма ГИА | Класс | Успева-емость | Качество | Средний балл | Средняя оценка | Наилучший результат |
2018-2019 | ЕГЭ | 11 | 100% | | 15 | 72 | 72 балла (Абакумов Данил) |
2017-2018 | ОГЭ | 9 | 100% | 100% | 22 | 5 | 22 балла (Хода Валерия) |
ЕГЭ | 11 | 100% | | 19 | 64 | 64 балла (Вопилов Евгений) |
2015-2016 | ОГЭ | 9 | 100% | 100% | 22 | 5 | 22 балла (Вопилов Евгений) |
ЕГЭ | 11 | 100% | | 22 | 70 | 70 баллов (Абакумов Егор) |
Применяемые структура, содержание, технологии, формы и методы способствуют успешному осуществлению учебно-педагогической деятельности, направленной на достижение желаемых результатов обучения, позволяют выпускникам нашей школы реализовывать свои мечты по поступлению в ведущие ВУЗы страны, такие как СибГУТИ (г. Новосибирск), ДВФУ (г. Владивосток, о-в Русский), СПбПУ (г. Санкт-Петербург), Московский Политехнический Университет, РУДН (г. Москва) и другие.